Налоговое администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучение вопросов в области налогового администрирования.
Задачи работы:
– рассмотреть организацию ведомственного контроля за законностью деятельности налоговых органов;
– рассмотреть администрирование налогообложения прибыли организаций.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Эффективность  функционирования налоговой системы  зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».

Рыночная экономика  успешно развивается при условии параллельного процесса укрепления гражданского общества на основе первенства норм права. Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, в том числе в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Выделяется внутриведомственный контроль, а именно в рамках проведения повторных проверок налогоплательщиков, а также налоговый аудит как форма последующего налогового контроля за результатами деятельности налоговых органов и досудебного разрешения налоговых споров налогоплательщиков с налоговыми органами. С другой стороны, налоговый аудит благодаря общению с налогоплательщиками позволяет систематизировать информацию о разногласиях, выделяя случаи, причиной которых стало несовершенство налогового законодательства.

Цель работы: изучение вопросов в области налогового администрирования.

Задачи работы:

– рассмотреть  организацию ведомственного контроля за законностью деятельности налоговых органов;

– рассмотреть администрирование налогообложения прибыли организаций.

1. Ведомственный  контроль за законностью деятельности  налоговых органов

В Федеральной налоговой  службе ведомственный контроль за деятельностью  территориальных налоговых органов  осуществляется по двум направлениям: в сфере налогового администрирования  и в сфере финансов [3, с.66].

Ведомственный контроль в сфере налогового администрирования включает в себя государственную регистрацию нижестоящими налоговыми органами юридических и физических лиц, постановку их на учет; контроль за правильностью исчисления и уплатой ими налогов; урегулирование задолженности по налогам; проведение налоговых проверок и другие направления вплоть до обеспечения процедур банкротства. Данная форма контроля осуществляется в виде аудиторских проверок внутреннего аудита.

Система ведомственного контроля в Федеральной налоговой  службе двухуровневая. На федеральном уровне аудиторские проверки внутреннего аудита проводят отделы контроля налоговых органов Управления контроля налоговых органов и межрегиональных инспекций по федеральным округам. На региональном – отделы контроля налоговых органов управлений по субъектам РФ.

Полномочия по организации  и проведению финансового контроля возложены на Управление финансового  обеспечения. Финансовый контроль осуществляется в виде проверок финансово-хозяйственной  деятельности территориальных налоговых  органов и организаций, находящихся в ведении Федеральной налоговой службы. На федеральном уровне финансово-хозяйственную деятельность проверяют отдел финансового контроля Управления финансового обеспечения и финансовые отделы межрегиональных инспекций по федеральным округам. На уровне регионов – отделы финансового контроля соответствующих управлений по субъектам РФ.

Проверки налоговых  органов проводятся на основании  ежегодных планов, утверждаемых руководителем  Федеральной налоговой службы. Аудиторские  проверки внутреннего аудита осуществляются с периодичностью один раз в два года, проверки финансового контроля – один раз в год.

Сложившаяся система  ведомственного контроля позволяет  своевременно выявлять и предупреждать  нарушения в работе налоговых  органов на всех уровнях налоговой системы, а также принимать меры по их устранению.  
В структуре Управления контроля налоговых органов предусмотрены не только отделы контроля налоговых органов, которые осуществляют аудиторские проверки внутреннего аудита, но и отделы, занимающиеся мониторингом их результатов, взаимодействием с правоохранительными и контролирующими органами; разрабатывающие единую методологию внутреннего аудита, которой руководствуются специалисты отделов контроля налоговых органов на всех уровнях системы ведомственного контроля.

На сегодняшний день существует четыре формы внутреннего  аудита: плановые аудиторские проверки внутреннего аудита; тематические проверки; дистанционный контроль и проверки результатов устранения нарушений  и недостатков, выявленных аудиторскими проверками внутреннего аудита.  
Плановая аудиторская проверка внутреннего аудита – одна из основных форм контроля, которой охватываются все направления налогового администрирования, осуществляемого налоговыми органами. Как уже было сказано, она проводится один раз в два года. Продолжительность проверки – месяц.

Результаты проверки зависят главным образом от тщательности проведенной предпроверочной подготовки, в ходе которой выявляются наиболее проблемные места в деятельности налоговых органов; изучаются и анализируются отчетные данные налоговых органов, материалы предыдущих аудиторских проверок, результаты рассмотрения жалоб на действия (бездействие) налоговых органов и их работников.

Важными показателями для  проведения проверки являются: наличие фактов нарушения (несоблюдения) налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, некачественное проведение налоговыми органами мероприятий налогового контроля, результаты анализа сведений о показателях финансово-экономической деятельности налогоплательщиков и другие данные.

Результаты проверки с учетом названных критериев  позволяют нацелить проверяемые  налоговые органы на более качественный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок, а также  осуществлять более эффективные мероприятия налогового контроля.

Результаты аудиторских  проверок внутреннего аудита оформляются  в форме актов проверок управлений по субъектам РФ, составляемых на основе справок проверок инспекций ФНС  России по конкретным направлениям налогового администрирования. При выявлении существенных нарушений руководителю Федеральной налоговой службы направляется докладная записка с перечислением выявленных нарушений и предложениями о назначении служебных проверок в отношении конкретных должностных лиц налоговых органов, допустивших нарушения, а также отправляется ряд писем в адрес проверенных управлений по субъектам РФ с конкретными поручениями по устранению нарушений.

Служебные проверки организует и проводит кадровое подразделение  налоговой службы. Оно создает  независимые комиссии из числа работников, не принимавших участия в аудиторских проверках. На основании материалов проверок комиссия устанавливает факты совершения дисциплинарных проступков, а также определяет меру ответственности должностных лиц налоговых органов. Срок проведения служебной проверки – один месяц со дня подписания руководителем приказа о ее проведении.

Письменное заключение о результатах служебной проверки, подписанное начальником кадрового  подразделения и другими участниками  проверки, представляется руководителю для принятия решения о привлечении или непривлечении работника к дисциплинарной ответственности и приобщается к личному делу гражданского служащего.

В целях исключения случаев несанкционированной  передачи актов или справок проверок, содержащих конфиденциальную информацию, сторонним лицам и организациям с ноября прошлого года в ходе аудиторской проверки каждому проверяющему выдаются под расписку учтенные дискеты для записи на них справок и актов ДСП, регистрируемых в специальных журналах отделов контроля налоговых органов. Кроме того, при подготовке справок и актов в бумажном виде на них в установленном порядке ставится пометка «ДСП» (для служебного пользования).

Федеральная налоговая служба уделяет  особое внимание работе проверенных  налоговых органов в период, прошедший после окончания проверок, поскольку эффективность ведомственного контроля должна оцениваться не только по количеству и сумме выявленных нарушений, но и по наличию позитивных изменений в дальнейшей работе налоговых органов. Учитывая существенное количество нарушений, выявляемых в работе управлений по субъектам РФ, на сегодняшний день требуется усиление мер последующего контроля по результатам аудиторских проверок, что позволит повысить исполнительскую дисциплину налоговых органов, а также эффективность и качество принимаемых ими мер по устранению выявленных нарушений и недостатков.

С 2003 г. введена дистанционная форма  контроля за устранением налоговыми органами нарушений и недостатков, выявленных аудиторскими проверками без выезда в налоговый орган. Дистанционный контроль осуществляется автоматически после проведения каждой проверки на основе планов мероприятий по устранению нарушений, представляемых проверенными управлениями, а также ежеквартальных отчетов о его выполнении.

В частности, Управлением контроля налоговых органов в 2010 г. был проведен ряд мероприятий дистанционного контроля в отношении управлений по Саратовской области и Краснодарскому краю, в работе которых проверками были выявлены существенные нарушения и недостатки. В рамках дистанционного контроля управлением по Саратовской области стабильно выполнялось доведенное задание по мобилизации налоговых поступлений в бюджет; достигнуто снижение недоимки на 20%, достигнута практически 100%-ная результативность выездных налоговых проверок. Аналогично управлением по Краснодарскому краю на треть была повышена результативность контрольной работы, в 1,5 раза выросли доначисления в расчете на одну выездную налоговую проверку.

Результатом проделанной работы в  рамках дистанционного контроля стало устранение нарушений и недостатков, повышение эффективности налогового администрирования в постпроверочном периоде и, как следствие, досрочное снятие дисциплинарных взысканий с руководства управлений.

Снятие с дистанционного контроля осуществляется при условии полного устранения выявленных нарушений, полученных из отчетов налоговых органов.

Опыт проведения дистанционного контроля выявил формальный подход к формированию плана мероприятий со стороны  целого ряда управлений по субъектам Российской Федерации, что в дальнейшем препятствовало своевременному и полному устранению ими выявленных нарушений и недостатков.

В частности, в планах мероприятий  зачастую отсутствуют конкретные меры по устранению нарушений и недостатков  и повышению качества налогового администрирования. К конкретным мерам и мероприятиям относится проведение «углубленных» камеральных, выездных и повторных выездных налоговых проверок, тематических аудиторских проверок нижестоящих налоговых органов по основным направлениям налогового администрирования; аттестация сотрудников налоговых органов на соответствие квалификационным требованиям – то есть меры и мероприятия, способные принести значимый результат, выраженный в доначислении налоговых платежей и невозможности совершать аналогичные нарушения в дальнейшем, и позволяющие сделать вывод о качестве работы налогового органа в рамках дистанционного контроля.

Для более полного анализа выполнения плана мероприятий Управлением  разработана единая форма представления  планов и отчетов о его выполнении. Если по итогам дистанционного контроля положительных результатов в работе проверенных налоговых органов не достигнуто, назначаются проверки по устранению нарушений с выездом в проверенный налоговый орган. В ходе указанных проверок устанавливаются причины отрицательных показателей в работе налоговых органов в постпроверочном периоде. Кроме того, оценивается фактическое состояние работы налогового органа за период, прошедший со дня окончания аудиторской проверки. Каждый руководитель управления по субъекту РФ несет персональную ответственность за достоверность, полноту и своевременность предоставляемой информации об устранении нарушений.

Ведомственный контроль в виде тематических проверок позволяет структурным  подразделениям центрального аппарата ФНС России оперативно реагировать на вопросы, возникающие у налоговых органов при осуществлении налогового администрирования. Однако у данной формы контроля установлены ограничения по применению. В частности, тематическая проверка налогового органа не может быть назначена на тот же год, когда будет проводиться плановая аудиторская проверка, а время ее выполнения не может превышать 10 календарных дней [5, с.172].

Проведение тематических проверок структурными подразделениями центрального аппарата ФНС России и межрегиональными инспекциями по федеральным округам координируется Управлением контроля налоговых органов. Кроме того, отслеживается частота данных мероприятий для исключения ситуации, когда в одних налоговых органов проверки проводятся постоянно, а другие не проверяются совсем.

Руководителями управлений по субъектам  РФ тематические проверки также могут  назначаться взамен плановых. В связи  с введением федерального закона № 79-ФЗ «О государственной гражданской  службе» изменилась периодичность  проведения проверок, что привело к увеличению их количества (до вступления закона в силу аудиторские проверки проводились с периодичностью один раз в три года). Для многих управлений по субъектам РФ, имеющих в своем составе большое количество инспекций, нынешнее положение создало некоторые трудности. В целях решения проблемы ФНС России ввела специальный порядок замены плановых аудиторских проверок тематическими. Установлены определенные ограничения по их замене, согласно которым если в текущем году назначена тематическая проверка взамен плановой и период проверки составил два года, то через два года в налоговом органе должна проводиться плановая аудиторская проверка внутреннего аудита, причем повторная тематическая проверка не допускается.

Информация о работе Налоговое администрирования