Налоговое администрирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2013 в 11:24, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: изучение вопросов в области налогового администрирования.
Задачи работы:
– рассмотреть организацию ведомственного контроля за законностью деятельности налоговых органов;
– рассмотреть администрирование налогообложения прибыли организаций.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 113.50 Кб (Скачать файл)

Существующие формы ведомственного контроля за работой налоговых органов стимулируют большинство руководителей территориальных налоговых органов активизировать работу и выявлять скрытые резервы по дополнительному начислению налогов и сборов в бюджет.

Принятие пакета документов, регламентирующего организацию работы по проведению мероприятий ведомственного контроля, предоставило сотрудникам налоговых органов, проводящим проверки, достаточный методический инструментарий, обеспечивающий надежность, комплексность, оперативность и качество контроля и единый подход к организации и его проведению.

С помощью специальных регламентов, методических указаний и других актов  ФНС России регулируются как общие  вопросы организации и проведения мероприятий ведомственного контроля (порядок подготовки программ проверок, оформления и реализации их результатов и т.п.), так и порядок организации и проведения проверок по конкретным формам налогового администрирования (по контролю за администрированием налоговыми органами налогов на прибыль организаций и добавленную стоимость, проведением камеральных и выездных налоговых проверок, урегулированием задолженности по налогам и др.).

Программы аудиторских проверок внутреннего  аудита разрабатываются на основании  утвержденных Федеральной налоговой  службой указаний о направлениях проведения проверок нижестоящих налоговых органов и типовых программ, отражающих основные направления налогового администрирования, по которым проводятся аудиторские проверки внутреннего аудита, с учетом специфики субъектов РФ, организации работы налоговых органов и изменений нормативных правовых актов по налогам и сборам. Основным документом, определяющим единый порядок организации, подготовки, проведения, оформления и реализации результатов аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов, является Регламент проведения аудиторских проверок внутреннего аудита налоговых органов.

Существенное влияние на эффективность  ведомственного контроля оказывает  кадровое обеспечение. Чем выше квалификация проверяющего, чем он объективнее, тем лучше результат контроля. В целях повышения профессионального уровня специалистов, принимающих участие в проверках налоговых органов, Управление контроля налоговых органов начиная с 2001 г. ежегодно проводит семинары с работниками отделов контроля налоговых органов управлений по субъектам РФ и межрегиональных инспекций по федеральным округам, в ходе которых освещаются теоретические и практические вопросы организации и проведения внутреннего аудита, налогового администрирования, информируется об изменениях, произошедших в законодательстве о налогах и сборах.

Участие специалистов управлений по субъектам РФ и межрегиональных  инспекций по федеральным округам  в проверках, проводимых Федеральной  налоговой службой, позволяет перенимать новые приемы и методы проведения проверок, изучать имеющийся положительный опыт в работе территориальных налоговых органов.

С 2006 г. в межрегиональных  инспекциях по федеральному округу проводятся «круглые столы» с участием всех специалистов отделов контроля налоговых органов данных инспекций и начальников отделов контроля налоговых органов управлений по субъектам РФ, входящих в соответствующий федеральный округ, по актуальным вопросам организации и проведения внутреннего аудита. Подобные мероприятия дают возможность ознакомиться с работой каждой межрегиональной инспекции по федеральному округу, обсудить возникающие проблемы, выработать единые пути их решения в целях дальнейшего повышения качества проверок.

В целях усиления и  совершенствования ведомственного контроля оценивается качество материалов аудиторских проверок внутреннего  аудита налоговых органов в соответствии с методическими указаниями о  порядке их проведения и на основании разработанных критериев оценки качества. Контроль качества проверки проводится по итогам всех ее этапов: планирования, проведения и реализации итоговых материалов. Процедуры контроля по каждому этапу и по проверке в целом включают в себя выборочное тестирование документов, созданных в процессе проверки.

Качество проверки оценивается  по следующим основным критериям: соответствие выполненных процедур требованиям актов ФНС России, регулирующих проведение аудиторских проверок; соответствие содержания акта проверки, справок проверки направлений деятельности налоговых органов требованиям нормативных актов; результативность проведенной проверки;  корректность поведения сотрудников проверяющей группы.

Каждому критерию оценки присваивается соответствующий  вес в процентах от максимального бала, установленных методическими указаниями. Выводы о качестве проверки делаются на основании итогового балла, который впоследствии определяет уровень материального стимулирования сотрудников, участвовавших в проверке.

Итак, на сегодняшний день приоритетной задачей остается повышение качества организации и проведения ведомственного контроля, повышение уровня квалификации специалистов, проводящих проверки, а также качество оформления материалов по их результатам, что в конечном итоге обеспечит поступление в бюджет дополнительных сумм администрируемых доходов.

2. Администрирование  налогообложения прибыли организаций

Под налоговыми администрациями  понимаются органы государственной  власти, наделенные определенной компетенцией, выполняющие в сфере налогообложения поставленные перед государством задачи и функции, основной из которых является функция контроля посредством правовых норм, определяющих предмет их ведения и полномочия. Указанные органы, являющиеся субъектами налогового администрирования, осуществляют информационное взаимодействие, выражающееся в организационном порядке [1, с.184].

Налог на прибыль (глава 25 НК РФ) является одним из важнейших в налоговой системе Российской Федерации. Влияние же данного налога на экономику огромно. Рациональный налог на прибыль способен как пополнить бюджет, так и содействовать быстрому и качественному экономическому росту страны.

Рассмотрим общие положения, на основании которых должен строится налоговый контроль, то есть его  принципы. К их числу относятся юридические, экономические и специфические принципы налогового контроля, непосредственно связанные с сущностью налога на прибыль и методикой налогообложения прибыли в современных условиях (табл.1).

Таблица 1

Основные принципы налогового контроля по налогу на прибыль

Юридические принципы

Экономические принципы

Специфические принципы

Принцип обеспечения законности

Принцип независимости 

Принцип всеобщности 

Принцип юридического равенства 

Принцип планомерности 

Принцип единства

Принцип гласности

Принцип регулярности

Принцип презумпции невиновности налогоплательщика 

Принцип ответственности 

Принцип объективности и достоверности 

Принцип соблюдения налоговой тайны 

Принцип защиты прав

Принцип документального оформления результатов налогового контроля

Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля

 

Принцип взаимодействия

 

Юридические принципы налогообложения  и функционирования налоговой системы  в Российской Федерации заложены в ст. 3 НК РФ.

Экономические принципы построения налоговой системы России, базируются на постулатах классической политэкономии, сформулированных еще  А.Смитом и дополненные практикой  налогообложения последних лет, законодательно закрепленных в настоящее время в НК РФ.

Группа специфических  принципов организации налогового контроля по налогу на прибыль определяется с одной стороны сущностью  самого налога на прибыль, а с другой стороны особенностями информационной базы по формированию налогового учета.

Принцип всеобщности  налогового контроля означает, что  ни одна организация не может быть освобождена налоговыми органами от проведения в отношении нее мероприятий  налогового контроля.

Принцип единства налогового контроля предполагает единство форм, методов проведения налогового контроля, применяемых на всей территории России. Правовое регулирование налогового контроля осуществляется одним законодательным актом - НК РФ.

Принцип презумпции невиновности налогоплательщика - новелла российского  налогового законодательства. Его содержание раскрывается следующим образом. Во-первых, каждый налогоплательщик считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Во-вторых, обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности налогоплательщика, возлагается на налоговые органы. В-третьих, все неустранимые сомнения в виновности налогоплательщика толкуются в его пользу.

Принцип соблюдения налоговой  тайны означает, что в ходе налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение  информации о налогоплательщике, полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, НК РФ, федеральных законов.

Принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных  действий при проведении налогового контроля. Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или  их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

В настоящее время  в практике работы отечественных  налоговых органов предварительный  налоговый контроль, особенностью которого является упреждающий характер, представляющий собой процесс анализа первичной информации о налогоплательщике, не получил еще должного распространения. В работе были разработаны общие принципы предпроверочного контроля [4, с.281].

Принцип целенаправленности основан на том, что предпроверочный контроль должен быть направлен на оперативное получение и использование при камеральных и выездных проверках максимума полезной информации.

Принцип системности  предусматривает комплексный подход к решению проблемы.

Принцип объективности, обеспечивает обоснованность и достоверность аналитических оценок для целенаправленного контроля, а также снижения степени субъективности при принятии решений налоговым инспектором.

Принцип соответствия предполагает максимальное соответствие результатов предпроверочного контроля с потребностями и механизмами принятия решений их пользователей, основой которого должно стать обнаружение незаявленного объекта налогообложения, выявленного: по данным бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщика и информации из внешних источников; по результатам экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации.

Принцип поэтапности  создания и внедрения методологии  предпроверочного автоматизированного  контроля призван обеспечивать более эффективное выполнение разработки на основе постепенного наращивания функциональных возможностей контроля, что позволит своевременно корректировать разработку и на каждом последующем этапе оценивать целесообразность использования решений, принятых на изначальном этапе.

Для выявления недобросовестных налогоплательщиков и формирования совокупности хозяйствующих субъектов  по проведению налогового контроля по налогу на прибыль организаций выстроена  система классификаций налоговых  аналитических процедур по нескольким признакам и в разрезе элементов (табл. 2).

Таблица 2

Классификация налоговых  контрольных процедур

Признак классификации налоговых  контрольных процедур

Элементы класса налоговых контрольных  процедур

Методические приемы

1. Общенаучные 2. Собственные эмпирические 3. Специфические приемы смежных экономических наук

Стадии проведения

1. Предварительные контрольные  процедуры на этапе камеральной  проверки 2. Предварительные контрольные  процедуры на этапе выездной  проверки 

Типы 

1. Неавтоматизированные 2. Неполностью автоматизированные 3. Полностью автоматизированне

Полнота охвата объекта 

1. Сплошные 2. Выборочные 


 

Методические приемы, осуществляемые в ходе налоговых  контрольных процедур, разделены  на следующие приемы: общенаучные, собственно эмпирические и специфические приемы смежных экономических наук. Общенаучные методические приемы налоговых контрольных процедур представляют собой анализ достоверности бухгалтерской и налоговой отчетности во всех существенных отношениях. Собственно эмпирические методические приемы налоговых контрольных процедур включают в себя формальную и арифметическую проверку, способ обратного счета, экспертизы различных видов, письменный и устный опросы и др. Специфические приемы смежных экономических наук содержат приемы экономического анализа и экономико-математические методы.

Информация о работе Налоговое администрирования