Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2015 в 01:04, реферат
Налоговое обязательство – обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством уплатить определенный налог, сбор, пошлину. Основания возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства устанавливается налоговым законодательством. В соответствии с п.3 ст.36 НК налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновении обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, а конкретно юридических фактов, например в виде обладания лица объектом налогообложения, в результате чего лицо получает статус налогоплательщика.
Налоговое обязательство – обязанность плательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством уплатить определенный налог, сбор, пошлину. Основания возникновения, изменения и прекращения налогового обязательства устанавливается налоговым законодательством. В соответствии с п.3 ст.36 НК налоговое обязательство возлагается на плательщика с момента возникновении обстоятельств, предусматривающих уплату соответствующего налога, а конкретно юридических фактов, например в виде обладания лица объектом налогообложения, в результате чего лицо получает статус налогоплательщика. Налоговое обязательство прекращается его исполнением плательщиком либо с возникновением обстоятельств, с которыми налоговое законодательство связывает прекращение налогового обязательства [1].
В отношении налогового обязательства прослеживаются три признака: налоговое обязательство характеризуется единством содержания, включает в себя различные виды правовых норм, которые в комплексе регулируют все аспекты соответствующей группы общественных отношений. Изложенное позволяет утверждать, что налоговое обязательство является институтом налогового права. Налоговое обязательство как правовой институт необходимо отнести к категории сложных или комплексных правовых институтов, поскольку он является относительно крупным институтом и имеет в своем составе более мелкие самостоятельные образования (субинституты).
Таким образом, налоговое обязательство представляет собой сложный институт общей части налогового права, объединяющий нормы и субинституты, регулирующие общие положения о налоговом обязательстве. Сюда входят нормы о понятии «налоговое обязательство», основаниях его возникновения, субъектах, об исполнении налогового обязательства, о способах обеспечения исполнения налогового обязательства, об ответственности за ненадлежащее исполнение или неисполнение налогового обязательства, о прекращении налогового обязательства [3].
Рассматривая институт исполнения налогового обязательства, прежде хочется сказать, что ценность любого обязательства заключается в создании реальной возможности достижения сторонами этого обязательства тех целей, которые были поставлены ими друг перед другом и пере собой до вступления в обязательство, в удовлетворении ими своих интересов от совершения каждой стороной обязательства в отношении друг друга необходимых действий (или бездействия), которые с неизбежностью (или с большой вероятностью) ведут к достижению поставленной цели или к созданию предпосылок для ее достижения.
По словам Е.В. Порохова, «сущность исполнения налогового обязательства сводится к тому, чтобы государство получило в свое фактическое обладание уплаченные в виде налогов денежные средства и чтобы одновременно у государства возникло бессрочное и безусловное право собственности на эти деньги. Поэтому моментом исполнения налогового обязательства следует признавать момент совершения субъектом налога (или его представителем) всех истребуемых от него действий, направленных в конечном итоге на уплату налога государству». Другими словами, исполнение налогового обязательства считается произведенным, когда субъект налога (или его представитель) предпринял все зависящие от него и истребуемые налоговым законом действия по переводу на государство права собственности на причитающиеся ему в качестве налогов денежные средства. В случае исполнения налогового обязательства, произведенного надлежащим образом, у государства возникает право собственности на уплаченные денежные средства, и налоговое обязательство прекращается по основанию его надлежащего исполнения [5].
Согласно ст. 37 НК исполнение налогового обязательства – уплата налога, которая осуществляется непосредственно плательщиком. Уплата налогов производится как в наличном, так и в безналичном порядке. Налог не признается уплаченным в случае отзыва плательщиком или возврата банком платежного поручения, а также если нет необходимых средств на счете. Налог уплачивается независимо от меры ответственности.
П. 1 ст. 49 Налогового Кодекса Республики Беларусь устанавливает исчерпывающий перечень способов обеспечения исполнения налогового обязательства:
- залог имущества;
- поручительство;
- пени;
- приостановление операций по счетам в банке;
- арест имущества.
Залог имущества и поручительство традиционно являются гражданско-правовыми способами обеспечения исполнения обязательств и наиболее полно разработаны именно в гражданском законодательстве, что и обусловило отсылку законодателя при регулировании отношений залога и поручительства в налоговой сфере к гражданскому законодательству, применяемого в налоговых отношениях. В то же время залог и поручительство, применяемые во взаимоотношениях между государством и налогоплательщиком не тождественны одноименным способам, применяемым в гражданско-правовом обороте, но суть этих правовых инструментов совпадает в силу наличия элементов диспозитивности, обусловленных результатом соглашения, договоренности между налогоплательщиком и налоговым органом. Естественно, будучи примененными в системе публично-правовых отношений, оба правовых средства отличаются от одноименных гражданско-правовых средств, т.к. их использование осуществляется в рамках, определенных налоговым законодательством.
Обязанность по уплате налогов и сборов может быть обеспечена залогом и поручительством случае изменения сроков исполнения налогового обязательства в части как уплаты самих и пеней.
Договор о залоге имущества в соответствии с п. 2 ст. 50 НК заключается между залогодержателем — плательщиком (иным обязанным лицом) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица). При этом залогодержатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать его в аренду или безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя (п. 3 ст. 50 НК).
Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика (иного обязанного лица) и включает в себя обязанность поручителя исполнить в полном объеме налоговое обязательство плательщика, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налогов, сборов (пошлин), пеней (п. 1 ст. 51 НК). В отличие от договора поручительства в гражданских правоотношениях поручительство в сфере налоговых отношений не может быть частичным, т.е. лицо отвечает за исполнение обязательства полностью. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручителем своих обязанностей налоговый орган вправе взыскать причитающиеся суммы налога, пени с поручителя или плательщика (иного обязанного лица).
Универсальным способом обеспечения исполнения налогового обязательства является пеня, так как применяется вне зависимости от использования других способов обеспечения обязательств, а также независимо от вины налогоплательщика.
Пеня в налоговом праве выполняет две функции стимулирующую и компенсационную. Стимулирующая функция пени проявляется на всех стадиях исполнения налогового обязательства - как до нарушения обязанности уплаты налоговых платежей, так и после. На начальной стадии стимулирующее воздействие пени оказывается посредством угрозы применения санкции, на стадии - после нарушения исполнения налогового обязательства -самим фактом ее применения и причинения при этом определенных лишений правонарушителю. Компенсационная функция пени обусловлена отрицательными имущественными последствиями, которые могут возникнуть в результате нарушения сроков уплаты налогов (просрочки исполнения налогового обязательства): просрочка уплаты налогов налогоплательщиком может привести к просрочке выполнения обязательств государства, которое становится должником по бюджетным ассигнованиям, включая заработную плату, выполнение важных целевых программ и иные финансовые обязательства; последствием несвоевременного поступления налоговых доходов в бюджет может стать вынужденное заимствование средств для покрытия текущих расходов. С целью недопущения различного рода отрицательных последствия в связи с несвоевременным выполнением налогоплательщиками своих налоговых обязанностей государство устанавливает для нарушителей дополнительных платеж с целью компенсации причиненного обществу ущерба по вышеуказанным причинам которым и является пеня.
В соответствии с п. 1 ст. 52 НК пенями признаются денежные суммы, которые плательщик (иное обязанное лицо) должен уплатить в случае исполнения налогового обязательства в более поздние сроки по сравнению с установленными налоговым законодательством.
Пеня может применяться одновременно с любым из других способов обеспечения. Согласно П. 2 ст. 52 НК сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающейся к уплате сумме налога, сбора (пошлины) независимо от применения других способов обеспечения исполнения налогового обязательства, а также мер ответственности за нарушение налогового законодательства.
Пени начисляются за каждым календарный день просрочен, включая день уплаты (взыскания) в течение всего срока исполнения налогового обязательства, начиная со дня, следующего за установленным налоговым законодательством днем уплаты налога. Пени за каждый день просрочки устанавливаются в процентах от неуплаченных сумм налога н определяются в размере 1360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действую шей на день не пол нения налогового обязательства. Пени утрачиваются (взыскиваются) после уплаты (взыскания) причитающихся сумм налоговых платежей.
После исполнения налогового обязательства плательщик (иное обязанное лицо) может быть освобожден от уплаты пеней в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. В отличие от залога и поручительства приостановление операций по счетам в байке более широко применяется в качестве обеспечения исполнения налоговых обязательств. Прежде всего это мера оперативного воздействия, которая означает прекращение банком расходных операций налогоплательщика. В соответствии с п. 1 ст. 53 НК приостановление операции то счетам в дайке признается действие налогового или таможенного органа, ограничивающее право плательщика (иного обязанного лица) распоряжаться денежными средствами, находящимися или поступающими на его счета в банке, а также право этого лица на открытие новых счетов в этом же иди другом банке. Указанное ограничение не распространяется на приходные операции по счету и платежи, связанные с исполнением налогового обязательства, уплатой пеней.
Законодательством четко определены случаи, когда налоговые иди таможенные органы применяют данный способ обеспечения налогового обязательства, а именно:
- неисполнение
плательщиком (иным обязанным лицом)
в установленные сроки
- непредставление
плательщиком (иным обязанным лицом)
в налоговые или таможенные
органы налоговых либо
- непредставление плательщиком (иным обязанным лицом) в налоговые органы документов бухгалтерского учета, специальных разрешений (лицензий), иных документов (сведений) для проведения налоговой проверки (п. 2 ст. 53 НК).
Решение налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операции по счетам плательщика (иного обязанного яйца) является основанием для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной законодательными актами.
Приостановление операции плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении таких операций до исполнения налогового обязательства, уплаты пеней в полном объеме либо до отмены решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций плательщика (иного обязанного лица) по его счетам в банке. Вместе с тем законодательством предусмотрена обязанность вышеуказанных органов своевременно отзывать из банка свои решения о приостановлении операций в случае устранения плательщиком оснований, повлекших их применение. Так, п. 6. ст. 53 НК предусмотрено, что приостановление операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) отменяется решением руководителя (его заместителя) налогового или таможенного органа не позднее одного рабочего дня следующего за днем представления в налоговый или таможенный орган документов, подтверждающих устранение плательщиком (иным обязанным лицом) нарушений, послуживших основанием для приостановления операций по его счетам в банке.
Невыполнение либо ненадлежащее выполнение банком решения налогового или таможенного органа о приостановлении операций по счетам плательщика (иного обязанного лица) является основанием для привлечения этого банка и (или) его должностных лиц к ответственности, установленной законодательными актами.
В соответствии с п. 1 ст. 54 НК арестом имущества признается действие налогового или таможенного органа по ограничению имущественных прав плательщика (иного обязанного лица) в отношении имущества, принадлежащего ему на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Арест имущества плательщика (иного обязанного лица) заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться этим имуществом либо в изъятии описанного имущества и передаче его на хранение плательщику (иному обязанному лицу), его представителю или иному лицу с предупреждением таких лиц об ответственности за сохранность описанного имущества.