Налоговое планирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 12:34, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследование, как теоретических вопросов налогового планирования, так и практических проблем национального и зарубежного опыта по осуществлению налогового планирования. В соответствии с поставленной целью в работе рассматриваются и решаются следующие задачи:
1. Изучение понятия и выявление принципов налогового планирования как юридической категории.
2. Рассмотрение теоретических аспектов налоговой оптимизации.
3. Исследование практического опыта и анализ современных проблем законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения в зарубежном и отечественном законодательстве.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….………..3
Глава 1. Понятие, сущность и принципы налогового планирования как правового налогового института................5
1. Юридическая конструкции понятия налогового планирования……..….....5
2.Основные начала правового регулирования налогового планирования....10
Глава 2. Налоговая оптимизация: правовая характеристика............................20
1.Понятие, виды и пределы налоговой оптимизации......................................20
2. Основы управления налогами на предприятиях и в организациях…..…..24
Глава 3. Современные проблемы законодательного разграничения налогового планирования и налогового уклонения...........................................28
1.Подходы к разграничению налогового планирования и налогового уклонения в США и Великобритании….........28
2.Правовой опыт Содружества Независимых Государств в разграничении налогового планирования и налогового уклонения……....….33
Заключение…………………………………………………………..…………..38
Список использованной литературы………………………………….......……40

Файлы: 1 файл

4нннн.docx

— 57.55 Кб (Скачать файл)

ПЛАН

 

 

Введение

 

1. Участники процесса планирования

 

2. Налоговое планирование

 

3. Оптимизация, а не  просто минимизация

 

Заключение

 

Литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Право налогоплательщика  Налогоплатемльщик - физическое лицо или  организация, на которое законом  возложена обязанность уплачивать налоги. принимать меры, направленные на правомерное уменьшение своих  налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в  первую очередь, право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в  отношения принадлежащего ему имущества  любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и  не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

 

Поскольку налог - это ничто  иное, как безвозмездное изъятие  в доход государства определенной части имущества налогоплательщика, естественно, что налогоплательщик вправе избрать способ уплаты налогов, позволяющий уменьшить ''ущерб", причиненный  ему взиманием налогов, воспользовавшись для этих целей всеми допустимыми  законом способами. Данное положение  особенно важно в связи с действующей  в налоговом праве "презумпцией  облагаемости" налогоплательщика, что  выражается в обложении государством налогами всех доходов, за исключением  прямо перечисленных в законе*. Ст. 12 Закона "Об основах налоговой  системы в Российской Федерации" предусматривает, что "налогоплательщик имеет право пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательными актами".

 

Уклониться от налогообложения  можно как легальными методами так  и при помощи незаконных операций.

 

Избежание налогов - легальный  путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на использовании законодательно предоставленных возможностей в  области налогового законодательства, путем изменения своей деятельности.

 

Уклонение от уплаты налогов - нелегальный путь уменьшения налоговых  обязательств, основанный на уголовно наказуемом сознательном использовании  методов сокрытия учета доходов  и имущества от налоговых органов, а также искажения бухгалтерской  и налоговой отчетности.

 

1. УЧАСТНИКИ ПРОЦЕССА ПЛАНИРОВАНИЯ

 

 

Процесс налогового планирования это, во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и руководителя (менеджера). Во-вторых, - постоянный поиск оригинальных решений и схем работы Вашей организации. В-третьих, - постоянное изучение специальной  литературы, изучение и анализ опыта  других организаций Вашего профиля  и смежных сфер бизнеса.

 

Какова же роль каждого  из участников процесса налогового планирования?

 

Менеджер 

 

Дает информацию по фактическим  условиям сделки и по ее результатам, которые планируется получить после  ее завершения.

 

Бухгалтер

 

Проводит расчеты вариантов  финансовой структуры сделки и отражение  ее в бухгалтерском учете, используя  нормы действующего налогового законодательства, нормы и правила бухгалтерского и финансового учета. Формулирует  возможные с точки зрения процедуры, требующие юридического обоснования  и согласования с контрагентом. Производит расчет сумм, причитающихся к платежам в бюджет с учетом прямых и косвенных  налогов.

 

Юрист

 

Анализирует процедуру сделки с точки зрения правовой защищенности, а также готовит необходимые  документы с учетом “узких мест”  при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку и  совершения (порядок учета) сделки и  отражение в бухгалтерской отчетности ее результатов с учетом “узких мест” при ее исполнении. Помогает бухгалтеру заранее обосновать трактовку  и совершение (порядок учета) сделки и отражение в бухгалтерской  отчетности ее результатов с учетом “узких мест”.

 

Особенность роли юриста в  налоговом планировании

 

Необходимость в налоговом  планировании обусловлена наличием в налоговом праве весьма обширной сферы, где нормы права с достаточной  точностью не определены , либо допускают  их неоднозначное толкование? В этой сфере выбор наиболее “налогооптимальных”  направлений требует тщательного  прогнозирования возможной реакции  налоговой администрации и большой  вероятности вступления в активные действия с целью получения ее предварительной реакции на те или  иные варианты интерпретации действий налогоплательщика и их правовых и финансовых последствий.

 

Классификация методов (этапов) налогового планирования

 

По субъекту

 

корпоративное налоговое  планирование

 

личное (частное) налоговое  планирование

 

смешанное

 

По объектам:

 

внешнее (учредителями)

 

внутреннее (исполнительными  органами организации)

 

По юрисдикции (территории действия)

 

международное

 

национальное (общегосударственное)

 

местное (субъекта федерации  или муниципального образования)

 

Необходимость налогового планирования изначально определена современным  налоговым законодательством, изначально предусматривающее различные налоговые  режимы, в зависимости от статуса  налогоплательщика, направлений и  результатов его финансово-хозяйственной  деятельности, места регистрации  и организационной структуры  организации налогоплательщика.

 

2. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

 

Налоговое планирование заключается  в разработке и внедрении различных  законных схем снижения налоговых отчислений, за счет применения методов стратегического  планирования финансово-хозяйственной  деятельности предприятия. В условиях жестокой фискальной политики российского  государства на фоне продолжающего  экономического кризиса и сокращения материального производства налоговое  планирование позволяет предприятию  выжить.

 

Под налоговым планированием  понимаются способы выбора “оптимального” сочетания построения правовых форм отношений и возможных вариантов  их интерпретации в рамках действующего налогового законодательства.

 

Любой подход к проблеме экономии и риска вынуждает применять  комплекс специальных мер по маневрированию в “налоговых воротах” и адаптации  к непостоянству законодательства и регламентирующих документов. Активная деятельность в этом направлении  при справедливом ужесточении налогового контроля немыслима без понимания  принципов налогового планирования вне зависимости от конкретно  приводимых примеров.

 

Налоговое планирование можно  определить, как выбор между различными вариантами методов осуществления  деятельности и размещения активов, направленный на достижение возможно более низкого уровня возникающих  при этом налоговых обязательств. Очевидно, что в идеале такое планирование должно быть перспективным, поскольку  многие решения, принимаемые в рамках проведения сделок особенно при проведении крупных инвестиционных программ, весьма дорогостоящи, и их “компенсация”  может повлечь за собой крупные  финансовые потери.

 

Поэтому налоговое планирование должно основываться не только на изучении текстов действующих налоговых  законов и инструкций, но и на общей принципиальной позиции, занимаемой налоговыми органами по тем или иным вопросам, проектах налоговых законов, направлениях и содержании готовящихся  налоговых реформ, а также на анализе  направлений налоговой политики, проводимой правительством. Информацию по этим вопросам можно получить из материалов, публикуемых в прессе, отчетов о заседании Государственной  Думы и местных органов управления, электронных правовых информационных систем и т.д.

 

Необходимость и объем  налогового планирования напрямую связан с тяжестью налогового бремени в  той или налоговой юрисдикции.

 

НБ=НН/ОРП*100%

 

НБ - налоговое бремя 

 

НН - налоги начисленные за отчетный период

 

ОРП - объем реализованной  продукции 

 

Налоговое планирование - это  активные действия налогоплательщика  по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация  налогов и минимизация налогов.

 

3. ОПТИМИЗАЦИЯ, А НЕ  ПРОСТО МИНИМИЗАЦИЯ

 

 

Налоговое планирование является одной из главных составляющих частей процесса финансового планирования, основной задачей которой является предварительный расчет вариантов  сумм прямых и косвенных налогов, налогов с оборота по результатам  общей деятельности по отношению  к конкретной сделке или проекту (группе сделок) в зависимости от различных правовых форм ее реализации.

 

Налоговая оптимизация - процесс, связанных с достижением определенных пропорций всех финансовых аспектов сделки или проекта.

 

Существует распространенное мнение, что оптимизация проводится только с целью максимального  законного снижения налогов. В этом случае ее часто называют налоговой  минимизацией.

 

Многие задают вопрос: если можно законным способом оптимизировать налоговые платежи, то почему бы не создать такую схему работы организации, при которой они будут минимальны?

 

Офшорные методы минимизации  налоговых отчислений предприятий  обширны и применимы к различным  видам производственной деятельности.

 

1) Сбытовая деятельность  предприятий. Одним из наиболее  популярных методов использования  компаний, зарегистрированных в  зонах льготного налогообложения,  является их использование в  международных торговых операциях.  Результатом участия офшорной  компании в международной коммерческой  трансакции может явиться значительное  снижение налогов. Если офшорная  компания приобретает товар в  одной стране, а затем продает  его в другой, прибыль, возникающая  в результате операции, накапливается  в офшорной компании, свободная  от каких-либо налогов. Например, уже практически стало нормой  использовать офшорную компанию  при экспорте товаров (работ,  услуг) из России за рубеж,  где прибыль, аккумулирующаяся  в офшорной компании, не подлежит  какому-либо налогообложению. 

 

2) Международные инвестиции. Офшорные корпорации и трасты  часто используются для осуществления  инвестиций в дочерние предприятия  и/или ассоциированные компании, открытые и частные компании  и совместные предприятия. Во  многих случаях прирост капитала, получаемый в результате распоряжения  конкретными инвестициями, может  осуществляться без налогового  бремени. При выплате дивидендов  можно достичь снижения удерживаемых  налогов, используя компанию, зарегистрированную в юрисдикции с нулевым или льготным налогообложением и с договором об исключении двойного налогообложения с соответствующей страной. Хорошим примером является офшорная компания на Кипре, которая может инвестировать в Российскую компанию путем создания СП и воспользоваться преимуществами договора об исключении двойного налогообложения, существующего между двумя странами, согласно которому удерживаемые налоги на выплаты дивидендов, процентов и роялти снижаются с 15% (20%) до 0%. Более того, отсутствует налог на прирост капитала при инвестировании в Россию.

 

3) Котирование на фондовом  рынке. Политическая и экономическая  неопределенность в России заставляет  многие крупные корпорации снижать  риски через изменение прав  владения имуществом и перемещение  региона деятельности в офшорную  зону. Люксембург и Бермуды являются  “домом” для многих компаний, желающих поменять страну основного  пребывания. В результате у владельца  появляется возможность получить  доступ к дешевым кредитным  ресурсам через распространение  акций либо облигаций своей  офшорной компании на зарубежных  рынках капитала.

 

4) Интеллектуальная собственность,  лицензирование и франчайзинг.  Интеллектуальный ценности, включая  компьютерное программное обеспечение,  техническое ноу-хау, патенты,  торговые марки и авторские  права могут находиться в собственности  офшорной компании или переназначаться  в ее пользу. При приобретении  данных прав офшорная компания  может заключать лицензионные/франчайзинговые  соглашения с компаниями, заинтересованными  в использовании данных прав  по всему миру. Доход, получаемый  в результате таких договоренностей,  может накапливаться офшорно,  а через тщательный подбор  соответствующей юрисдикции удерживаемые  налоги на гонорар могут быть  снижены посредством коммерческого  применения договоров об исключении  двойного налогообложения. Кипр  является хорошим примером юрисдикции, используемой для хранения интеллектуальной  собственности и реализации ее  в России. Например, владельцы торговых  марок и каких-либо секретных  формул или процессов, имеющих  коммерческую значимость, могут  оформить интеллектуальную собственность  на имя кипрской офшорной компании  и реализовывать ее своим клиентам  в России через кипрскую компанию. В результате у владельца кипрской  компании появляется возможность  получать доход, не облагаемый  какими-либо налогами.

 

5) Самофинансирование. Офшорные  финансовые компании могут учреждаться  с целью выполнения функций  управления казной между группами  компаний. Выплаты по процентам  между группами компаний могут  подлежать налогообложению, но  зачастую данные налоги отличаются  от нормальных ставок корпоративных  налогов. Уплачиваемый процент  являлся бы, для целей налога, отчисляемой платой, и таким образом  консолидирование процентных выплат  в офшорной финансовой компании  может дать налоговые преимущества.

Информация о работе Налоговое планирование