Налоговое право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.
1.1. Понятие налогового права России…………………………………………..5
1.2. Предмет и метод налогового права……………………………………….…5
1.3. Система налогового права России……………………………………….......9
Глава 2. Налоговое право в системе Российского права.
2.1. Налоговое право и бюджетное право………………………………….........16
2.2. Налоговое право и конституционное право………………………………...17
2.3. Налоговое право и гражданское право…………………………………..….19
2.4. Налоговое право и административное право…………………………........23
2.5.Налоговое право и уголовное право……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………......25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………....3  
Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система. 
1.1. Понятие налогового права России…………………………………………..5 
1.2. Предмет и метод налогового права……………………………………….…5 
1.3. Система налогового права России……………………………………….......9  
Глава 2. Налоговое право в системе Российского права.

2.1. Налоговое право и  бюджетное право………………………………….........16 
2.2. Налоговое право и конституционное право………………………………...17 
2.3. Налоговое право и гражданское право…………………………………..….19 
2.4. Налоговое право и административное право…………………………........23 

2.5.Налоговое право и уголовное право……………………………………….24

Заключение……………………………………………………………………......25 
Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Управление налоговой системой осуществляется посредством правового  регулирования налоговых отношений, при этом поведение участников приводится в соответствие с нормами налогового права, пределы и сфера действия которых четко определены в законодательстве РФ. В результате все субъекты налогового права действуют в соответствии с нормами, в которых содержится государственная воля, чтобы достичь  согласования, примирения сталкивающихся интересов и в целом упорядочения охраны и развития налоговых отношений.

Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют  рост общественного интереса к налоговым  отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой  системы все больше выявляют связанные  с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод  государственного управления одним  из главных в системе управления рынком и социально-экономическим  развитием общества.

Налоговые законодательные и нормативные  акты содержат основные экономические  и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию  налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами.

Формирование в России предпринимательских  отношений, разнообразие форм собственности, становление общепризнанных принципов  защиты прав человека -- все это требует  от налогового регулирования таких  путей и подходов, которые диктуются  не только потребностями государства  и бюджета, но и законами рыночной экономики, основанными на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов  условиях конкуренции и приумножения частной собственности.

Процесс становления норм налогового законодательства выявил особую актуальность многих институтов налогового законодательства и сфер налоговых отношений. Налоговое  законодательство становится важнейшим  регулятором социально-экономического развития общества и непосредственно  затрагивает жизненные интересы граждан и бюджетные интересы государства. В этих условиях особенное  значение приобретает институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников предпринимательской деятельности. Именно они в процессе налоговой  реформы и становления налогового законодательства испытывают на себе всю остроту проблем, связанных  с неурегулированностью ключевых моментов имущественных и властных налоговых  отношений. Анализ норм налогового права, механизма их действия и проблем  кодификации необходим для осмысления перспектив становления налогового права как отрасли в системе  финансового права и базового кодифицированного акта -- Налогового кодекса РФ.

Налоговые законы разрабатываются  исходя из режима специального регулирования  управленческих и имущественных  отношений при налогообложении.

В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений  и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных  налоговых законов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Налоговое право  России. Его понятие, предмет, метод, система.

 
1.1. Понятие налогового права России

Налоговое право — отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере налогообложения1.

Понятие налогового права  можно рассматривать как:

  • систему налогово-правовых норм (отрасль объективного права);
  • науку налогового права;
  • соответствующую учебную дисциплину.

Налоговое право следует  отличать от бюджетного права.

Предметом регулирования  налогового права являются общественные отношения в сфере налогообложения: 1) по установлению и введению в действие налогов и сборов с организаций  и физических лиц, перечисляемых  в бюджетную систему; 2) по взиманию налогов и сборов (включая отношения  по их самостоятельной уплате налогоплательщиками  и принудительному взысканию) 3) по осуществлению налогового контроля; 4) по привлечению к налоговой  ответственности; 5) по защите прав налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, участвующих в налоговых правоотношениях.

Основными участниками налоговых  правоотношений являются: налогоплательщики, плательщики сборов, налоговые агенты, органы федеральной налоговой службы и некоторые иные государственные  органы, банки, перечисляющие суммы  налогов и сборов в бюджетную  систему.

 

1.2. Предмет налогового  права

Предмет налогового права - это совокупность правовых отношений, складывающихся между государством, налогоплательщиками и иными обязанными лицами по поводу установления, исчисления, уплаты и взимания налогов и сборов, осуществлению налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства, защиты прав и имущественных интересов налогоплательщиков, государства и органов местного самоуправления.

Отношения, которые входят в предмет регулирования налогового права, могут быть представлены в  следующем виде: 
1) первая группа - отношения, связанные с установлением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно; 
2) вторая группа - отношения, связанные с введением налогов и сборов на федеральном, региональном и местном уровне соответственно; 
3) третья группа - отношения по взиманию налогов и сборов, которые проявляются в процессе исполнения налоговых и квазиналоговых отношений, т.е. при исчислении и уплате конкретных видов налоговых платежей налогоплательщиками и плательщиками сборов, а также при исполнении обязанностей иными обязанными лицами - налоговыми агентами, банками и т.д.; 
4) четвертая группа - отношения по осуществлению налогового контроля со стороны соответствующих государственных органов; 
5) пятая группа - отношения, возникающие в процессе привлечения соответствующих лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Кроме того, в предмет  налогового права могут входить  и некоторые группы отношений, регулируемых таможенным законодательством, однако для этого необходимо специальное  указание на это в налоговом законодательстве.

Участниками общественных отношений  в сфере налогообложения, составляющими  предмет правового регулирования  налогового права, выступают физические и юридические лица, в том числе:

1) налогоплательщики, налоговые агенты, налоговые органы, финансовые органы, таможенные органы, органы налоговой полиции, органы внебюджетных фондов и др.;

2) органы, осуществляющие регистрацию организаций и индивидуальных предпринимателей, места жительства физического лица, учет и регистрацию имущества и сделок с ним (регистраторы), социальные учреждения, процессуальные лица, участвующие в мероприятиях налогового контроля, и кредитные организации.

Предмет правового регулирования, его границы могут быть уточнены с помощью метода. Метод правового  регулирования любой отрасли  права обычно определяется как совокупность юридических средств, посредством  которых обеспечивается регламентация  общественных отношений. Каждый метод  правового регулирования имеет  свои характерные черты, в совокупности которых и достигаются цели и  решаются задачи правовой регламентации.

В налоговом праве выделяют два метода:

1) публичноправовой метод (или метод власти и подчинения, авторитарный метод, императивный метод). Основной чертой этого метода регулирования налоговых отношений выступают государственно-властные предписания одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства;

2) гражданско-правовой метод (или диспозитивный метод, метод координации, метод автономии). Применение этого метода в налоговом праве предполагает использование рекомендаций, согласований и права выбора в поведении подчиненного субъекта налогоплательщика (метод координации). Например, налоговые органы могут предоставить предприятиям на условиях, установленных законодательством России, налоговый кредит, отсрочку или рассрочку платежа на основе специального соглашения.2

Так как отношения, регулируемые налоговым правом, по большей части  относятся к сфере публичного права, императивный метод правового  регулирования применяется в  налоговом праве чаще. Диспозитивный  метод используется, например, при  регулировании отношений по заключению договоров о предоставлении налогового и инвестиционного налогового кредита.

Налоговое право является важнейшей частью финансово-правовой системы государства и как  элемент системы российского  права тесно взаимодействует  с другими отраслями права: конституционным, гражданским, финансовым, административным и др.

Теснейшим образом налоговое  право связано с правом конституционным. Так, в ст. 57 Конституции РФ закреплены основополагающие его принципы, всеобщность и законность: "Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы". Эта же статья содержит запрет на придание правовым предписаниям, увеличивающим налоговую нагрузку, обратной силы и, таким образом, выполняет охранительную функцию, защищает интересы всех налогоплательщиков и служит гарантией от чрезмерных имущественных притязаний государства.

Налоговое законодательство и гражданское законодательство имеют близкий по содержанию предмет  правового регулирования - имущественные отношения, однако различаются по их методу. Как мы знаем, диспозитивный метод является методом правого регулирования гражданского права. А методом регулирования налогового права по преимуществу является императивный метод. Кроме того, в гражданских правоотношениях имущественные обязательства носят договорный характер. Поэтому нормы гражданского законодательства не применяются к налоговым правоотношениям, если иное не предусмотрено в НК РФ (ч. 3 ст. 2 Гражданского кодекса РФ).

Взаимодействие гражданско-процессуального  и административно-процессуального  права с налоговым правом обусловлено  тем, что гражданский процесс  обеспечивает принудительное осуществление  нарушенных или оспоренных прав юридических  и физических лиц. Гражданско-процессуальное и административно-процессуальное право определяет пути защиты прав, формы привлечения к ответственности, а также действенность норм налогового права в спорной ситуации. 
Налоговое право и административное право близки не только по императивному методу правового регулирования, но и по административно-процессуальным формам налогового контроля и ответственности налогоплательщиков, налоговых агентов и других обязанных лиц. 
Таможенное право сближается с налоговым в части взимания НДС, акцизов и таможенных платежей.

Уголовное право, с одной  стороны, обеспечивает защиту фискальных интересов государства, с другой стороны, уголовно-правоприменительная  практика базируется на нормах налогового законодательства, что обеспечивает правильную квалификацию преступлений в сфере налогообложения.

1.3. Система налогового права России

В настоящее время не существует общепринятого определения, полноценно описывающего налоговую систему России. На наш взгляд, понятие «налоговая система» является более широким по сравнению с понятиями «система налогов и  сборов» и «система налогообложения» и включает в себя, помимо собственно налогов и сборов, весь комплекс отношений, непосредственно связанных с  налогообложением.

Основу налоговой системы  России составляет Налоговый кодекс. Кроме того, в  налоговую систему РФ входят принятые в соответствии с данным кодексом федеральные законы о налогах и сборах (п. 1 ст. 1 НК РФ).

Налоговый кодекс содержит описание системы налогов и сборов в Российской Федерации, в нем, в частности, зафиксированы основы налогообложения в России (п. 2 ст. 1 НК РФ):

  • виды налогов и сборов;
  • основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;
  • принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных региональных и местных налогов;
  • права и обязанности участников соответствующих правоотношений (налогоплательщиков и плательщиков сборов, налоговых агентов, налоговых и  таможенных органов);
  • формы и методы налогового контроля;
  • ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах;
  • порядок обжалования актов и действий налоговых органов, а также их  должностных лиц.

Налоговая система Российской Федерации основана на ключевых принципах, в  соответствии с которыми и разрабатываются всенормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы относятся (в порядке следования соответствующих положений Налогового кодекса):

  1. Принцип законности налогообложения. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Это установлено пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса.
  2. Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны устанавливаться с  учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п. 1 ст. 3 НК РФ).
  3. Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п. 1 ст. 3 НК РФ). Он заключается в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом. Это следует из статьи 8 Конституции РФ. Пунктом 2 статьи 3 НК РФ также установлено, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из  социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Не  допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  4. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса установлено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и  сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
  5. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации. В  соответствии с пунктом 4 статьи 3 Налогового кодекса не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории России товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не  запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и  организаций.
  6. Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Ни на кого не  может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов и сборов, и при этом не  предусмотренные Налоговым кодексом, либо установленные в ином порядке, чем это определено НК РФ. Об этом говорится в пункте 5 статьи 3 Налогового кодекса. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ.
  7. Принцип определенности налоговой обязанности. Он установлен пунктом 6 статьи 3 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он  должен платить.
  8. Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и  неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Согласно пункту 7 статьи 3 Налогового кодекса все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о  налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).3

Информация о работе Налоговое право России