Вместе с тем налоговые имущественные отношения существенно
отличаются от имущественных гражданских.
В частности, одним из критериев, показывающих
принципиальное различие названных отраслей
законодательства, является сущность
денег.
В гражданских правоотношениях деньги проявляют свою сущность в качестве
всеобщего эквивалента — универсального
средства платежа — и предназначены для
встречного удовлетворения взаимных интересов
субъектов гражданского права.
В налоговых отношениях деньги проявляют совершенно
иную сущность, поскольку являются объектом правового регулирования.
В границах налоговых отношений деньги не предназначены для
взаимного удовлетворения имущественных
интересов субъектов, а выступают только
в качестве материального объекта, относительно
которого реализуется фискальный суверенитет
государства и посредством которого формируется
часть доходов государственной (муниципальной)
казны.
Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты,
уплачивающие налоги, должны обладать
гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Объединяющим элементом гражданских
и налоговых отношений выступает гражданское судопроизводство,
поскольку ответственность за нарушение налогового законодательства
реализуется, как и гражданско-правовая ответственность,
в рамках правовых норм гражданского или арбитражного
процессов.
В отдельных случаях за нарушение налогового законодательства
возможно применение мер гражданско-правовой
ответственности. Например, по договору
предоставления налогового кредита (ст. 65 НК РФ) ответственность
сторон может устанавливаться в виде неустойки
(штрафа, пени), уплачиваемой налогоплательщиком
уполномоченному государственному органу
в случае просрочки погашения задолженности
и (или) уплаты процентов за пользование налоговым кредитом.
Относительно договора налогового кредита пеня и штраф регулируются не
нормами ст. 75 и 122 НК РФ, а нормами главы
23 ГК РФ. Согласно ст. 15 и 16 ГК РФ гражданско-правовая ответственность
применяется в результате предъявления
физическими лицами или организациями
требований к налоговым органам о возмещении убытков вследствие
необоснованного взимания экономических
(финансовых) санкций.
Соотношение налогового и гражданского законодательства проявляется
и в способах обеспечения исполнения налоговой
обязанности. Так, на основании п. 5 ст.
64 НК РФ в качестве обеспечения договора налогового кредита
уполномоченный орган вправе потребовать
от налогоплательщика документы об имуществе,
которое является предметом залога, либо
поручительство; согласно ст. 72 НК РФ исполнение
обязанности по уплате налогов и сборов в числе прочих способов может
обеспечиваться залогом имущества, поручительством
и пеней. Названные способы традиционно
применяются в гражданском обороте и регулируются
гражданским правом.
После введения в действие Налогового
кодекса РФ отношения по обеспечению
исполнения налоговой обязанности вошли в круг отношений,
регулируемых налоговым правом. Тем самым в российской правовой системе возникли отношения, имеющие императивный
характер и одновременно подпадающие
под сферы действия налогового и гражданского законодательства, а вступающие
в эти отношения субъекты одновременно
становятся субъектами двух названных
отраслей законодательства. Сложившаяся
ситуация не является коллизией права, а,
напротив, подобный отраслевой дуализм
позволяет максимально полно учитывать
соотношение частных и публичных интересов
при формировании доходной части государственных
или муниципальных бюджетов.
Значительная обусловленность налогового
права гражданскими правоотношениями обусловливает необходимость использования
названными правовыми общностями единой (или, по крайней мере,
непротиворечивой) терминологии. К сожалению,
в некоторых случаях нормы налогового права либо противоречат гражданскому законодательству,
либо вводят новые категории, не согласующиеся
с гражданско-правовыми отношениями. Например, ст. 235 НК РФ определяет
в качестве самостоятельных субъектов
налогоплательщиков родовые, семейные
общины малочисленных народов Севера.
Однако Гражданский кодекс РФ не предусматривает
такого правового статуса субъектов, что вызывает серьезные
трудности вправоприменительной деятельности.
Фиксирование в налоговом законодательстве терминов, не имеющих
первоосновы в гражданском обороте или
противоречащих ему, а также установление налоговых прав
и обязанностей в отрыве от юридических
последствий гражданско-правовых сделок
вынуждают налогоплательщиков нарушать
нормы гражданского права в целях недопущения нарушений налогового.
2.4. Налоговое право и административное
право
Налоговое право и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной
деятельностью государства.
В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы
исполнительной власти, реализующие государственно-властные
полномочия. Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями,
в качестве основного способа правового регулирования используют метод
властных предписаний.
Вместе с тем не следует
отождествлять сферы действия и
предметы регулирования административного
и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы
и реализацию государственных функций
и задач; налоговое право предназначено
для урегулирования конфликтности публичных
и частных имущественных интересов. Областью
административно-правового регулирования являются управленческие
отношения, возникающие в процессе функционирования
органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и
связанные с ними неимущественные отношения,
направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.
2.5.Налоговое право и уголовное право.
Одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные
интересы государства. В то же время квалификация
некоторых преступлений невозможна без
обращения к нормам налогового права.
Таким образом, находясь в
составе финансового права, налоговое право является составной частью
единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности,
предмет правового регулирования и особое сочетание
методов воздействия на общественные
отношения, что свидетельствует об относительной
самостоятельности налогово-правовых норм.4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Процесс перехода России к рыночной
экономике характеризуется, по сути,
началом формирования новой общественно-политической
системы, где значительная роль отводится
налоговой политике государства. Вполне
очевидно, что налоги являются одним
из основных источников доходов бюджетной
сферы. А это значит, что налоги
являются решающим фактором в создании
финансовой базы, необходимой для
выполнения разнообразных государственных
задач, для поддержания жизнедеятельности
государства и его социально-экономического
развития.
Формирование эффективно функционирующей
налоговой системы зависит, прежде
всего, от научно-обоснованной концепции
ее развития, учитывающей всю специфику
социально-экономических, исторических
процессов, происходящих в России, а
так же от особенностей культуры и
менталитета населения, в целом,
и отдельных категорий налогоплательщиков,
в частности.
Особую роль на данном этапе социально-экономических
преобразований в стране играет налоговое
право.
Происходящие серьезные перемены
в экономике страны стимулируют
рост общественного интереса к налоговым
отношениям. Активные поиски законодателями
и экономистами работающей модели налоговой
системы все больше выявляют связанные
с нею новые (а зачастую и старые)
проблемы законодательства. Этому способствует
и прямая зависимость государственного
бюджета от налоговых поступлений,
которая сделала налоговый метод
государственного управления одним
из главных в системе управления
рынком и социально-экономическим
развитием общества.
Налоговые законодательные и нормативные
акты содержат основные экономические
и юридические параметры, обеспечивающие
комплексную правовую регламентацию
налогового метода в управлении экономикой
и государственными финансами.
Формирование в России предпринимательских
отношений, разнообразие форм собственности,
становление общепризнанных принципов
защиты прав человека - все это требует
от налогового регулирования таких путей
и подходов, которые диктуются не только
потребностями государства и бюджета,
но и законами рыночной экономики, основанными
на борьбе за выживание хозяйствующих
субъектов условиях конкуренции и приумножения
частной собственности.
Налоговое законодательство становится
важнейшим регулятором социально-экономического
развития общества и непосредственно
затрагивает жизненные интересы
граждан и бюджетные интересы
государства. В этих условиях особенное
значение приобретает институт защиты
прав налогоплательщиков как непосредственных
участников предпринимательской деятельности.
Именно они в процессе налоговой
реформы и становления налогового
законодательства испытывают на себе
всю остроту проблем, связанных
с неурегулированностью ключевых моментов
имущественных и властных налоговых
отношений.
В результате нередки противоречивые
ситуации, порожденные гражданско-правовым
характером имущественных отношений
и административно-правовым характером
налоговых отношений, для урегулирования
которых необходимы нормы специальных
налоговых законов.
Отсутствие всестороннего законодательного
регулирования властных и имущественных
налоговых отношений вынуждает
практиков прибегать к аналогии
права, принципам справедливости и
целесообразности, что не всегда допустимо
в налоговых отношениях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Конституция РФ;
- Налоговый кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Уголовный кодекс РФ;
- Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов. -- М.: Юрайт-Издат, 2009;
- Бизнес-портал "Бизнес-Учебники.РФ"
2011;
- Семенихин В.В. Налоговая консультация главного редактора // Налоги: газета. --2009. № 2;
- Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации. -- М.: КноРус, 2009;
- Иванов И.С. Институт вины в налоговом праве: теория и практика. -- М.: Проспект, 2009;
- Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. -- М.: Финансы и кредит, 2008;
- Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов. -- М.: Юрайт-Издат, 2009;
- Налоговое право: практикум / под ред. А.Н. Козырина. -- М.: Норма, 2009;
- Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие. -- М.: Гросс-Медиа, 2009;
- Системы Консультант Плюс и Гарант
- http://lawtoday.ru, http://www.rnk.ru.
1 Крохина Ю.А. Налоговое право:
учебник для вузов. -- М.: Юрайт-Издат, 2009
2 Семенихин В.В. Налоговая консультация
главного редактора // Налоги: газета. -
2009. № 2
3 Бизнес-портал "Бизнес-Учебники.РФ"
2011
4 Системы Консультант Плюс и
Гарант