Налоговое право России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа

Описание работы

Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.
1.1. Понятие налогового права России…………………………………………..5
1.2. Предмет и метод налогового права……………………………………….…5
1.3. Система налогового права России……………………………………….......9
Глава 2. Налоговое право в системе Российского права.
2.1. Налоговое право и бюджетное право………………………………….........16
2.2. Налоговое право и конституционное право………………………………...17
2.3. Налоговое право и гражданское право…………………………………..….19
2.4. Налоговое право и административное право…………………………........23
2.5.Налоговое право и уголовное право……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………......25
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Налоговое право.docx

— 51.63 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем налоговые имущественные отношения существенно отличаются от имущественных гражданских. В частности, одним из критериев, показывающих принципиальное различие названных отраслей законодательства, является сущность денег.

В гражданских правоотношениях деньги проявляют свою сущность в качестве всеобщего эквивалента — универсального средства платежа — и предназначены для встречного удовлетворения взаимных интересов субъектов гражданского права. 

В налоговых отношениях деньги проявляют совершенно иную сущность, поскольку являются объектом правового регулирования. В границах налоговых отношений деньги не предназначены для взаимного удовлетворения имущественных интересов субъектов, а выступают только в качестве материального объекта, относительно которого реализуется фискальный суверенитет государства и посредством которого формируется часть доходов государственной (муниципальной) казны.

Тесная связь налогового и гражданского права наблюдается в субъектном составе. Субъекты, уплачивающие налоги, должны обладать гражданской правоспособностью и дееспособностью.

Объединяющим элементом гражданских  и налоговых отношений выступает гражданское судопроизводство, поскольку ответственность за нарушение налогового законодательства реализуется, как и гражданско-правовая ответственность, в рамках правовых норм гражданского или арбитражного процессов.

В отдельных случаях за нарушение налогового законодательства возможно применение мер гражданско-правовой ответственности. Например, по договору предоставления налогового кредита (ст. 65 НК РФ) ответственность сторон может устанавливаться в виде неустойки (штрафа, пени), уплачиваемой налогоплательщиком уполномоченному государственному органу в случае просрочки погашения задолженности и (или) уплаты процентов за пользование налоговым кредитом. Относительно договора налогового кредита пеня и штраф регулируются не нормами ст. 75 и 122 НК РФ, а нормами главы 23 ГК РФ. Согласно ст. 15 и 16 ГК РФ гражданско-правовая ответственность применяется в результате предъявления физическими лицами или организациями требований к налоговым органам о возмещении убытков вследствие необоснованного взимания экономических (финансовых) санкций.

Соотношение налогового и гражданского законодательства проявляется и в способах обеспечения исполнения налоговой обязанности. Так, на основании п. 5 ст. 64 НК РФ в качестве обеспечения договора налогового кредита уполномоченный орган вправе потребовать от налогоплательщика документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство; согласно ст. 72 НК РФ исполнение обязанности по уплате налогов и сборов в числе прочих способов может обеспечиваться залогом имущества, поручительством и пеней. Названные способы традиционно применяются в гражданском обороте и регулируются гражданским правом.

После введения в действие Налогового кодекса РФ отношения по обеспечению  исполнения налоговой обязанности вошли в круг отношений, регулируемых налоговым правом. Тем самым в российской правовой системе возникли отношения, имеющие императивный характер и одновременно подпадающие под сферы действия налогового и гражданского законодательства, а вступающие в эти отношения субъекты одновременно становятся субъектами двух названных отраслей законодательства. Сложившаяся ситуация не является коллизией права, а, напротив, подобный отраслевой дуализм позволяет максимально полно учитывать соотношение частных и публичных интересов при формировании доходной части государственных или муниципальных бюджетов.

Значительная обусловленность налогового права гражданскими правоотношениями обусловливает необходимость использования названными правовыми общностями единой (или, по крайней мере, непротиворечивой) терминологии. К сожалению, в некоторых случаях нормы налогового права либо противоречат гражданскому законодательству, либо вводят новые категории, не согласующиеся с гражданско-правовыми отношениями. Например, ст. 235 НК РФ определяет в качестве самостоятельных субъектов налогоплательщиков родовые, семейные общины малочисленных народов Севера. Однако Гражданский кодекс РФ не предусматривает такого правового статуса субъектов, что вызывает серьезные трудности вправоприменительной деятельности. Фиксирование в налоговом законодательстве терминов, не имеющих первоосновы в гражданском обороте или противоречащих ему, а также установление налоговых прав и обязанностей в отрыве от юридических последствий гражданско-правовых сделок вынуждают налогоплательщиков нарушать нормы гражданского права в целях недопущения нарушений налогового.

 
2.4. Налоговое право и административное  право

Налоговое право и административное право. Взаимосвязь налогового и административного права обусловлена исполнительно-распорядительной деятельностью государства.

В механизм правового регулирования налоговых отношений включены органы исполнительной власти, реализующие государственно-властные полномочия. Налоговое и административное право, являясь публичными отраслями, в качестве основного способа правового регулирования используют метод властных предписаний.

Вместе с тем не следует  отождествлять сферы действия и  предметы регулирования административного  и налогового права. Административное право обеспечивает публичные интересы и реализацию государственных функций и задач; налоговое право предназначено для урегулирования конфликтности публичных и частных имущественных интересов. Областью административно-правового регулирования являются управленческие отношения, возникающие в процессе функционирования органов исполнительной власти; налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, направленные на аккумулирование налоговых платежей в доход государства.

 

 

2.5.Налоговое право и уголовное право.

Одним из объектов уголовно-правовой охраны являются фискальные интересы государства. В то же время квалификация некоторых преступлений невозможна без обращения к нормам налогового права.

Таким образом, находясь в  составе финансового права, налоговое право является составной частью единой системы российского права. Вместе с тем налоговое право имеет свои специфические особенности, предмет правового регулирования и особое сочетание методов воздействия на общественные отношения, что свидетельствует об относительной самостоятельности налогово-правовых норм.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процесс перехода России к рыночной экономике характеризуется, по сути, началом формирования новой общественно-политической системы, где значительная роль отводится  налоговой политике государства. Вполне очевидно, что налоги являются одним  из основных источников доходов бюджетной  сферы. А это значит, что налоги являются решающим фактором в создании финансовой базы, необходимой для  выполнения разнообразных государственных  задач, для поддержания жизнедеятельности  государства и его социально-экономического развития.

Формирование эффективно функционирующей  налоговой системы зависит, прежде всего, от научно-обоснованной концепции  ее развития, учитывающей всю специфику  социально-экономических, исторических процессов, происходящих в России, а  так же от особенностей культуры и  менталитета населения, в целом, и отдельных категорий налогоплательщиков, в частности.

Особую роль на данном этапе социально-экономических  преобразований в стране играет налоговое  право.

Происходящие серьезные перемены в экономике страны стимулируют  рост общественного интереса к налоговым  отношениям. Активные поиски законодателями и экономистами работающей модели налоговой  системы все больше выявляют связанные  с нею новые (а зачастую и старые) проблемы законодательства. Этому способствует и прямая зависимость государственного бюджета от налоговых поступлений, которая сделала налоговый метод  государственного управления одним  из главных в системе управления рынком и социально-экономическим  развитием общества.

Налоговые законодательные и нормативные  акты содержат основные экономические  и юридические параметры, обеспечивающие комплексную правовую регламентацию  налогового метода в управлении экономикой и государственными финансами.

Формирование в России предпринимательских  отношений, разнообразие форм собственности, становление общепризнанных принципов защиты прав человека - все это требует от налогового регулирования таких путей и подходов, которые диктуются не только потребностями государства и бюджета, но и законами рыночной экономики, основанными на борьбе за выживание хозяйствующих субъектов условиях конкуренции и приумножения частной собственности.

Налоговое законодательство становится важнейшим регулятором социально-экономического развития общества и непосредственно  затрагивает жизненные интересы граждан и бюджетные интересы государства. В этих условиях особенное  значение приобретает институт защиты прав налогоплательщиков как непосредственных участников предпринимательской деятельности. Именно они в процессе налоговой  реформы и становления налогового законодательства испытывают на себе всю остроту проблем, связанных  с неурегулированностью ключевых моментов имущественных и властных налоговых  отношений.

В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений  и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных  налоговых законов.

Отсутствие всестороннего законодательного регулирования властных и имущественных  налоговых отношений вынуждает  практиков прибегать к аналогии права, принципам справедливости и  целесообразности, что не всегда допустимо  в налоговых отношениях.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Конституция РФ;
    2. Налоговый кодекс РФ;
    3. Гражданский кодекс РФ;
    4. Уголовный кодекс РФ;
    5. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов. -- М.: Юрайт-Издат, 2009;
    6. Бизнес-портал "Бизнес-Учебники.РФ"  2011;
    7. Семенихин В.В. Налоговая консультация главного редактора // Налоги: газета. --2009. № 2;
    8. Дадашев А.З., Пайзулаев И.Р. Налоговый контроль в Российской Федерации. -- М.: КноРус, 2009;
    9. Иванов И.С. Институт вины в налоговом праве: теория и практика. -- М.: Проспект, 2009;
    10. Красницкий В.А. Налоговый контроль в системе налогового администрирования. -- М.: Финансы и кредит, 2008;
    11. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов. -- М.: Юрайт-Издат, 2009;
    12. Налоговое право: практикум / под ред. А.Н. Козырина. -- М.: Норма, 2009;
    13. Филина Ф.Н. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: учеб. пособие. -- М.: Гросс-Медиа, 2009;
    14. Системы Консультант Плюс и Гарант
    15. http://lawtoday.ru, http://www.rnk.ru.

1 Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник для вузов. -- М.: Юрайт-Издат, 2009

2 Семенихин В.В. Налоговая консультация главного редактора // Налоги: газета. - 2009. № 2

3 Бизнес-портал "Бизнес-Учебники.РФ"  2011

4 Системы Консультант Плюс и Гарант


Информация о работе Налоговое право России