Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 18:35, курсовая работа
Налоговые законы разрабатываются исходя из режима специального регулирования управленческих и имущественных отношений при налогообложении. В результате нередки противоречивые ситуации, порожденные гражданско-правовым характером имущественных отношений и административно-правовым характером налоговых отношений, для урегулирования которых необходимы нормы специальных налоговых законов.
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Налоговое право России. Его понятие, предмет, метод, система.
1.1. Понятие налогового права России…………………………………………..5
1.2. Предмет и метод налогового права……………………………………….…5
1.3. Система налогового права России……………………………………….......9
Глава 2. Налоговое право в системе Российского права.
2.1. Налоговое право и бюджетное право………………………………….........16
2.2. Налоговое право и конституционное право………………………………...17
2.3. Налоговое право и гражданское право…………………………………..….19
2.4. Налоговое право и административное право…………………………........23
2.5.Налоговое право и уголовное право……………………………………….24
Заключение……………………………………………………………………......25
Список использованной литературы
Понятие налога и сбора установлено в статье 8 Налогового кодекса. В соответствии с данной нормой налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
К участникам отношений, формирующихся в рамках налоговой системы России и регулируемых налоговым законодательством, принято относить две категории организаций и физических лиц, обязанных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных контролировать данный процесс, а именно:
В налоговой системе России предусмотрены следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные (ст. 12 НК РФ). Налоги и сборы могут быть установлены и отметены только Налоговым кодексом. Не предусмотренные им федеральные, региональные и местные налоги не могут устанавливаться (п. 5 и п. 6 ст. 12 НК РФ).
При установлении налога должны быть определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно (ст. 17 НК РФ):
объект налогообложения;
Кроме того, могут быть предусмотрены налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Федеральные налоги и сборы, устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на территории всей России (п. 2 ст. 12 НК РФ). К таковым относятся (ст. 13 НК РФ):
Региональные налоги, устанавливаются Налоговым кодексом и региональными законами. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов России. Такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов определяются законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов России в порядке и пределах, которые предусмотрены Налоговым кодексом, если данные элементы им не установлены. Иные элементы налогообложения по региональным налогам, а также налогоплательщики определяются НК РФ. Кроме того, власти субъектов России могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом (п. 3 ст. 12 НК РФ).
К региональным налогам относятся (ст. 14 НК РФ):
Местные налоги, устанавливаются Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований. Они обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
Местные налоги в городах федерального
значения Москве и Санкт-Петербурге
К местным налогам относятся (ст. 15 НК РФ):
Налоговым кодексом также
устанавливаются специальные
К специальным налоговым режимам относятся (ст. 18 НК РФ):
Глава 2. Налоговое право в системе Российского права.
2.1. Налоговое право и бюджетное право
Налоговое право и бюджетное право. В системе фин
Наиболее тесно налоговое право соприкасается с бюджетным, что вызывает необходимость четкого разграничения этих категорий.
Действительно, образование бюджетов
всех уровней и государственных
внебюджетных фондов в большей степени
осуществляется на основе норм налогового права и норм иных институтов финансового права, регулирующи
Однако сказанное не означает включение налогового
права в систему бюджетного пра
Отношения же, складывающиеся в процессе
установления и взимания налогов, проведения
Следует согласиться, что основой
разграничения налогового и бюджетного права может служить установление момента
исполнения налоговой обязаннос
Приведенные аргументы обосновывают нецелесообразность
выделения в составе правоотношений, образу
Использование законодателем в
качестве приема юридической техники
кодификации налогового законод
Вместе с тем, находясь в структуре финансового права, налоговое право соприкасается и взаимодействует с иными отраслями права.
2.2. Налоговое право и
Конституционное право занимает ведущее место в правовой системе, которое определяется тем, что конституционное право содержит основополагающие нормы других отраслей права.
Конституционно-правовое регули
В российской правовой системе налоговые
правоотношения приобрели конституционный статус только
в 1993 г., т.е. после принятия всеобщим голосованием
новой Конституции РФ. Придание налоговым отношениям
конституционного характера отразило
не только потребности правоприменительно
Примечательно, что нормы Конституции
РФ не только закрепили всеобщую обязанность
уплачивать законно установленные налоги
и сборы (ст. 57), но и предусмотрели систему
правовых гарантий, обеспечивающих компромисс
между соблюдением прав налогоплательщиков
и фискальных интересов государства. Поскольку
налогообложение ограничивает права частных субъектов по распоряжению своей
собственностью, то нормы налогового права должны соответствовать конституционно
значимым целям ограничения прав личности
и законодательной форме введения таких
ограничений.
Конституционное право оказывае
Дальнейшее развитие нормы Конституции РФ получили в постановлениях Конституционного Суда РФ, а затем в Налоговом кодексе РФ. Важная роль в механизме взаимодействия конституционного и налогового права принадлежит Конституционному Суду РФ, практика деятельности которого выработала ценные правовые позиции по вопросам налогообложения. Основанные на Конституции РФ правовые позиции Конституционного Суда РФ послужили основой для формирования идеологии действующего Налогового кодекса РФ. В частности, впервые были сформулированы Конституционным Судом РФ и затем зафиксированы в Налоговом кодексе РФ понятие налога (ст. 8), состав законодательства о налогах и сборах (ст. 1), состав нормативных правовых актов органов исполнительной власти о налогах и сборах (ст. 4), основные начала законодательства о налогах и сборах (ст. 3), механизм и момент исполнения обязанности по уплате налога (ст. 45), общие положения об ответственности за совершениеналоговых правонарушений (глава 15), виды налоговых правонарушений (глава 16) и т.д.
Нормы Конституции РФ и правоприменительная деятельн
2.3. Налоговое право и гражданское право
Налоговые правоотношения, буду
Критерием разграничения гражданского
и налогового права послужил метод правового регулирования,
свойственный разным отраслям права.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ не относятся
к числу гражданских имущественные отношения,
регулируемые налоговым, финансовым и административным
законодательством, основанные на властном
подчинении, если иное не предусмотрено
законодательством. Данное правило, устанавливающее
приоритет налоговых норм над гражданскими, не является новым
в российской юридической практике.
В совместном Постановлении
Пленума Верховного Суда РФ
и Пленума Высшего
В некоторых случаях налоговые от
Следовательно, при возникновении
противоречия норм налогового законодательст
Статьи 11 и 19 НК РФ устанавливают правило,
согласно которому институты, понятия
и термины гражданского, семейного
и других отраслей законодательства
Российской Федерации, используемые в
Налоговом кодексе РФ, применяются
в том значении, в каком они
используются в этих отраслях законодательства,
если не предусмотрено иное.
Гражданские правоотношения вле