Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:38, курсовая работа
Целью курсовой работы являются налоговые доходы, формирующие региональный бюджет. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда региона и страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в региональный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………………....................5
1.1 Региональные бюджеты: понятие и сущность…………………………….5
1.2 Место и роль налоговых доходов в региональных бюджетах………..…17
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…..20
2.1 Методы анализа региональных бюджетов ……...……………………......20
2.2 Анализ налоговых доходов региональных бюджетов на примере Иркутской области………………..………….…………………………......…………24
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………………...…...…….....28
ВЫВОД…………………….………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………….33
Кардинальные изменения произошли в налоге на прибыль с 1 января 2002 г., совокупная ставка налога снижена с 35 до 24% с одновременной отменой всех льгот.
Отмена льгот по налогу на прибыль распространяется, в том числе и на бюджетные учреждения, занимающиеся предпринимательской деятельностью.
С 1 января 2001 г. в соответствии с гл. 24 НКРФ введен единый социальный налог, зачисляемый в государственные внебюджетные фонды.
Налогоплательщиками данного налога признаются лица, производимые выплаты физическим лицам, а также индивидуальные предприниматели и адвокаты.
Объектом налогообложения являются выплаты и иные вознаграждения, исчисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также выплаты по авторским договорам.
Для индивидуальных предпринимателей применяется упрощенная система налогообложения, объектом является валовая выручка.
Налоговым периодом признается календарный год. Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется, как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Налог на доходы физических лиц - налогоплательщиками признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами РФ, а также физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не являющиеся налоговыми резидентами РФ. Доходы подразделяются на доходы от источников в РФ и доходы от источников за пределами РФ.
Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
Налоговым периодом по налогу на доходы физических лиц признается календарный год.
При определении размера налоговой базы, попадающей под ставку 13%, налогоплательщик имеет право на получение налоговых вычетов.
Налоговая ставка устанавливается в размере 35% в отношении стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения 2000 руб.; страховых выплат по договорам добровольного страхования в части превышения лимитов; процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя их 3/4 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте; суммы экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных средств в части превышения предельных размеров. Налоговая ставка устанавливается в размере 30% в отношении дивидендов и доходов, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ. Налоговая ставка устанавливается в размере 6% в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов. Во всех остальных случаях - 13%.
Государственная пошлина - денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.). Налоговой базой государственной пошлины является либо сама услуга по совершению юридически значимого действия, либо цена предъявляемого иска.
Сроки уплаты пошлины предполагают, как правило, ее уплату в предварительном порядке, т. е. до совершения юридически значимого действия. Однако есть два исключения из этого правила, когда пошлина взимается в последующем порядке и когда можно говорить о налоговом периоде, а именно: в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда, если организации и физические лица выступают ответчиками в судах и решение суда принято не в их пользу, а истец освобожден от уплаты госпошлины; не позднее 31 марта года, следующего за годом регистрации судна в Российском международном реестре судов или за последним годом, в котором было осуществлено такое подтверждение, в случае обращения за ежегодным подтверждением регистрации судна. Налоговым кодексом установлены индивидуальные размеры (ставки) государственной пошлины в зависимости от органов, совершающих юридически значимые действия, а также характера сделок или выдаваемых документов. Установлены как специфические (твердые), так и адвалорные, а также смешанные ставки налогообложения. Преобладают специфические (твердые) ставки, установленные в рублях. В числе адвалорных, составляющих смешанные ставки, имеют место как пропорциональные, так и прогрессивные ставки.
Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами. Объектом налогообложения признается право пользования объектами животного мира и право пользования водными биологическими ресурсами, использование которых осуществляется на основании разрешений (лицензий) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется отдельно в отношении каждого вида (группы) объектов животного мира и водных биологических ресурсов, разрешенных к изъятию из среды их обитания в соответствии с разрешением (лицензией).
Налоговая база определяется как: количество (объем) объектов животного мира и (или) водных биологических ресурсов, подлежащее изъятию; количество дней, в течение которых производится изъятие определенной группы объектов животного мира и (или) водных биологических ресурсов конкретного вида (группы) - для любительских и спортивных охоты и рыболовства.
Налогоплательщиками сбора за право пользования объектами животного мира признаются организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, осуществляющие на территории Российской Федерации пользование объектами животного мира, по разрешениям (лицензиям) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики сбора за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами далее в настоящей главе именуются налогоплательщиками.
Минимальные и максимальные налоговые ставки сбора за право пользования объектами животного мира в зависимости от условий пользования объектами животного мира и их видов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Конкретные
налоговые ставки сбора за право
пользования объектами
При сверхлимитном и нерациональном пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами установленные налоговые ставки сбора увеличиваются в 10 раз.
При пользовании объектами животного мира и водными биологическими ресурсами без соответствующего разрешения (лицензии) налоговые ставки сбора увеличиваются в 20 раз по сравнению со ставками, обычно устанавливаемыми в отношении такого пользования, осуществляемого на основании разрешения (лицензии).
Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами.
Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей; упрощённая система налогообложения; единый налог на вмененный доход; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, вводимые в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов Российской Федерации и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
К ним относятся: налог на имущество организаций, транспортный налог, налог на игорный бизнес.
Налог на имущество организаций. С 1 января 2004 г. осуществляется исчисление и уплата налога на имущество организаций в соответствии с главой 30 Налогового кодекса РФ.
Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Сумма налога исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации (месту постановки на учет в налоговых органах постоянного представительства иностранной организации), в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Транспортный налог, является региональным налогом. Это означает, что право установления и введения транспортного налога на территориях субъектов РФ отнесено к компетенции законодательных (представительных) органов власти субъектов РФ. Следовательно, транспортный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принят закон соответствующего субъекта РФ о введении в действие транспортного налога.
Налогоплательщиками данного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и др. самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости определенной категории транспортных средств.
Налоговые ставки могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов РФ, но не более чем в 5 раз.
Налог на игорный бизнес. Игорный бизнес - предпринимательская деятельность, связанная с извлечением организациями или индивидуальными предпринимателями доходов в виде выигрыша и (или) платы за проведение азартных игр и (или) пари, не являющаяся реализацией товаров (имущественных прав), работ или услуг.
Налогоплательщиками налога на игорный бизнес признаются организации или индивидуальные, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса.
Объектами налогообложения признаются: игровой стол; игровой автомат; касса тотализатора; касса букмекерской конторы.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах: за один игровой стол - от 25 000 до 125 000 рублей; за один игровой автомат - от 1 500 до 7 500 рублей; за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - от 25 000 до 125 000 рублей.
В случае если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются в следующих размерах: за один игровой стол - 25 000 рублей; за один игровой автомат - 1 500 рублей; за одну кассу тотализатора или одну кассу букмекерской конторы - 25 000 рублей.
Региональный бюджет это комплекс, различные части которого (отрасли, территории, виды производств и т.д.) развиваются неравномерно. Нормальное функционирование этих частей экономики достигается путем ее регулирования. В условиях рыночных отношений данный процесс обеспечивается, прежде всего, путем перераспределения финансовых ресурсов, которые формируются благодаря налоговым и др. обязательным поступлениям в региональный бюджет.
Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.