Налоговые доходы региональных бюджетов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 11:38, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы являются налоговые доходы, формирующие региональный бюджет. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда региона и страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в региональный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………….………………………….3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…………………………………………………....................5
1.1 Региональные бюджеты: понятие и сущность…………………………….5
1.2 Место и роль налоговых доходов в региональных бюджетах………..…17
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ…..20
2.1 Методы анализа региональных бюджетов ……...……………………......20
2.2 Анализ налоговых доходов региональных бюджетов на примере Иркутской области………………..………….…………………………......…………24
3. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ………………………………………...…...…….....28
ВЫВОД…………………….………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………….………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по дисциплине Налоги и таможенные платежи.docx

— 86.26 Кб (Скачать файл)

Таблица 2.1

Структура доходов бюджета Иркутской  области по состоянию на 1января 2013 года

Наименование показателя

Сумма (тыс.рублей)

Уд.вес (%)

Налоговые и неналоговые доходы

105 830 090

85,2%

Налоги на прибыль, доходы

74 145 224

59,7%

Налоги на товары реализуемы на территории РФ

6 904 442

5,5%

Налоги  на совокупный доход

4 368 018

3,5%

Налоги на имущество

13 039 687

10,5%

Налоги, сборы и платежи за пользование  природными ресурсами

1 429 248

1,2%

Государственная пошлина

320 816

0,3%

Задолжности и перерасчёты по отмеченным налогам, сборам и иным обязательным платежам

3 228

0,0%

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

2 532 302

2,0%

Платежи при пользовании природными ресурсами

945 795

0,8%

Доходы от оказания платных услуг  и компенсации затрат государства

459 281

0,4%

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1 012 360

0,8%

Административные платежи и  сборы

1 826

0,0%

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

532 606

0,4%

Прочие неналоговые доходы

135 257

0,1%

Безвозмездные поступления

18 421 172

14,8%

Итого

124 251 262

100,0%


 

Из табл.2.1 мы видим, что основным источником формирования бюджета Иркутской области является налог на прибыль им обеспечено 59,7% мобилизованных доходов. Кроме того, значительную долю занимает налог на имущество 10,5%.

Одним из основных источников формирования бюджета  Иркутской области является налог на доходы физических лиц, им обеспечено 34% мобилизованных доходов. Кроме того, значительную долю занимают налог на прибыль организаций – 33,7%, акцизы – 18% и налоги на имущество – 8,5%.

Увеличение  ставок по акцизным платежам на нефтепродукты  и объема реализации подакцизных  товаров повлекло рост поступлений  акцизов на 17,8% (на 619 млн. рублей). Налога на доходы физических лиц направлено в бюджет на 314,1 млн. рублей или на 4,2% больше уровня соответствующего периода прошлого года, что обусловлено ростом зарплаты в Иркутской области.

Снижение  поступлений налога на имущество  организаций составило 419,4 млн. рублей или 30,1%. Необходимо отметить, что срок уплаты данного налога за налоговый период в соответствии с законодательством установлен не позднее 30 марта, который в текущем году в связи с выходными днями перенесен на 1 апреля.

На увеличение поступлений налогов со специальными налоговыми режимами на 109,9 млн. рублей или на 11,7% оказали влияние рост числа налогоплательщиков, применяющих упрощенные режимы налогообложения, и их доходов. Поступления налогов и сборов за пользование природными ресурсами увеличились на 50,6 млн. рублей или на 28,4%, что связано с ростом объемов добычи полезных ископаемых и цен на первичный товарный продукт по большинству видов добываемого сырья.

Необходимо  отметить, что в бюджеты городов  и районов поступления увеличились  на 9% или на 380,1 млн. рублей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

Проанализировав рис. 1 можно сделать вывод о том, что сумма региональных налогов в 2013 году продолжает заметно расти. Положительная динамика поступлений обеспечена не только расширением налоговой базы, но и эффективной работой налоговых органов по урегулированию задолженности, мероприятиями налогового контроля и изменениями в законах.

Рис.1 Поступления региональных налогов в бюджет Иркутской области за аналогичные периоды (тыс. рублей)

На диаграмме  чётко видно преобладание налога на имущество организаций над другими налогами, как в прошлом, так и в отчётном периоде. Это связанно с повышение инвестиционной привлекательности Иркутской области и понижением ставок налога на прибыль организаций, а так же отменой некоторых льгот.

Поступления земельного налога ежегодно растут, 2013 год не стал исключением, так как количество налогоплательщиков возросло на 32,3% (или 2,3 тыс.) и достигло 9,5 тыс.

В 2013 году в региональный бюджет Иркутской области по транспортному налогу, из-за ежегодного роста авто владельцев, перечислено 283837 тыс. рублей, что примерно на 26% выше прошлого периода.

Малую долю от общей суммы регионального  бюджета Иркутской области занимает налог на имущество физических лиц (рис. 2), но по сравнению с прошлым периодом он вырос больше чем в два раза. Одной из проблем собираемости имущественных налогов является нежелание некоторых граждан их уплачивать. Особенность уплаты этого вида налогов в том, что внести средства каждый человек должен самостоятельно.

Рис.2 Региональные налоговые поступления в бюджет Иркутской области на 1 мае 2013 года

Низкий  процент налога на игорный бизнес, связан с незаконным предпринимательством. Тем не менее, налог вырос на 34% по сравнению с 2012 годом и составил 288 тыс. рублей.

Общая сумма  поступлений региональных налогов в бюджет Иркутской области на 1 мае в 2013 году увеличилась примерно на 10% (рис. 1) в отличие от прошлого года. На это повлияло взаимодействие налоговых органов и органов власти, ведущих свою деятельность в двух направлениях – информационно-разъяснительной работы и проведении совместных мероприятий по повышению доходности региональных бюджетов. Так в ходе контрольной работы налоговых органов Иркутской области проведено 103522 камеральных и 56 выездных налоговых проверок, по итогам которых дополнительно начислено платежей 516,7 млн. рублей.

С целью  увеличения поступлений по платежам в бюджет налогоплательщикам, имеющим задолжности, направлено 48852 требований по погашению недоимки с предупреждением о применении мер бесспорного взыскания на общую сумму 612 млн. рублей.

 

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ

Для нормального  развития экономического оборота и  функционирования налоговой системы  любого государства характерно надлежащее исполнение своих обязанностей всеми  налогоплательщиками. Однако в современных  условиях налоговые правонарушения приобретают все более массовый характер. Опасность налоговых правонарушений состоит в том, что перекрываются каналы поступлений денежных средств в доходную часть бюджетов всех уровней и, таким образом, снижается результативность бюджетной и налоговой политики Правительства России и субъектов Федерации, которые лишаются одного из наиболее действенных средств управления экономикой.

Одним из наиболее значимых факторов, обуславливающих  налоговые правонарушения в России это несовершенство действующей  налоговой системы. В результате довольно часто возникает парадоксальная ситуация, когда действия налогоплательщиков, по сути направленные на уклонение от уплаты налогов со стороны судебной системы признаются законными. При этом ни кто не может сказать и оценить размер потерянной налоговой базы.

В связи  с этим добиться перелома ситуации со сбором налогов возможно лишь предпринимая решительные действия по сохранению налоговой базы. Для этого необходимо ввести принцип сохранения налоговой  базы, который будет предусматривать, что при невозможности организации – плательщика надлежащим образом исполнять обязанности по уплате налогов со сформированной налоговой базы государством могут быть предъявлены требования на уплату обязанным лицам – исполнительному органу организации (руководителю), лицам, создавшим организацию, лицам, имеющим право давать обязательные для организации указания. Тем самым будет достигаться главная цель – невозможность уклонения от уплаты налогов физическим лицам, фактически осуществляющим свою предпринимательскую деятельность посредством создания организаций. Кроме того, этот принцип может способствовать стабильности экономических отношений и поддерживать дисциплину в налоговой системе.

Кроме того, целесообразно установить такой  порядок, чтобы все обязанные лица до погашения всей суммы задолженности не имели право: занимать руководящие посты в любых юридических лицах; создавать новые юридические лица и покупать доли или акции в действующих; получать загранпаспорт для поездок за рубеж.

Среди способов управления налогообложением особое место  занимает налоговое планирование. Его  целью являются: соблюдение налогового законодательства; сведение до минимума излишних налоговых выплат; максимальное увеличение прибыли; разработка структуры взаимовыгодных сделок и т.п.

Так как  возможны различные модели поведения  налогоплательщика, то следует отграничить  понятие «налоговое планирование»  и понятия «уклонение от уплаты налогов» и «обход налогов».

Уклонение от уплаты налогов – это несвоевременная  уплата налогов, не предоставление документов, незаконное использование налоговых льгот и т.д. Оно представляет собой форму уменьшения налоговых и других платежей, при которых налогоплательщик умышленно или неосторожно уменьшает размер своих налоговых обязательств.

Обход налогов  – это ситуация, в которой лицо, не является налогоплательщиком в силу различных причин.

Наиболее результативной работой  по взысканию задолженности на региональном уровне является индивидуальная работа с налогоплательщиками в инспекции и в прокуратуре с вручением им Требований об уплате налогов и прокурорских предостережений и вынесение постановлений об обращении взыскания на имущество должников. Так же эффективно взыскание за счет денежных средств путем предъявления на расчетные счета инкассовых поручений.

Следующими  наиболее эффективными мерами взыскания  задолженности являются – рассмотрение предприятия при руководителе инспекции  и рассмотрение предприятия на комиссии при администрации.

До настоящего времени большой проблемой остается взыскание пени за несвоевременную  уплату налогов, так как в период уплаты основного долга по Требованию нарастает задолженность по вновь  начисленным налогам и пени продолжают начисляться на всю сумму задолженности. Пени, начисленные на сумму текущих  налогов, никоим образом не выделяются из сумм начисленных и предъявленных  пеней. Практика работы показывает, что  проблема выделения текущей пени из основных сумм задолженности по пени, вновь возникла при проведении реструктуризации задолженности по платежам во все уровни бюджета.

Попытки региональных бюджетов бороться с неплатежами и неплательщиками сводятся лишь к тому, что бы применять штрафные санкции или обращаться в суды. Но все это не сможет помочь значительно увеличить доходную часть региональных бюджетов и сделать их более самостоятельными. Для этого необходимо внести изменения в межбюджетные отношения и налоговое законодательство Российской Федерации.

При совершенствовании  межбюджетных отношений органами власти необходимо исходить из того, что максимально эффективным стимулом для развития собственного налогового потенциала территории является стабильность закрепления налоговых доходов, а так же отсутствие прямой зависимости между фактическими и прогнозируемыми доходами и объемом получаемых дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

В целом  осуществление мер по увеличению налоговых поступлений в доходную часть бюджета позволит: увеличить объем собственных доходов; максимально использовать налоговый потенциал для эффективного и устойчивого развития экономики; обеспечить дальнейшее развития малого предпринимательства; сократить недоимку по налогам и сборам.

 

ВЫВОД

Доходы государства важная часть современного общества. За счет них обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества. Они дают возможность проводить единую финансовую политику, обеспечивать перераспределение средств в пользу прогрессивных отраслей народного хозяйства, удовлетворять, в примерно одинаковых пределах, потребности непроизводственной сферы, на какой бы территории ни функционировали ее учреждения.

Основное место в  доходах регионального бюджета занимают налоговые доходы. Региональные налоги обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Они составляют примерно 90% всех доходов, а остальное приходится на неналоговые доходы. Доходы регионального бюджета формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ.

Информация о работе Налоговые доходы региональных бюджетов