Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:41, доклад
В период царствования Николая I (1796—1855, российский император с 1825) в налоговую систему вносится ряд изменений. По Манифесту о короновании Николая I (22 августа 1826 г.) были прощены недоимки подушной подати за три года. В связи с проведением денежной реформы был издан Указ «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу» (9 ноября 1839 г.). 13 июня 1851 г. были утверждены Устав и правила о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.
Налоговые мероприятия в 1825 – 1855 годах.
В период царствования Николая I (1796—1855, российский император с 1825) в налоговую систему вносится ряд изменений. По Манифесту о короновании Николая I (22 августа 1826 г.) были прощены недоимки подушной подати за три года. В связи с проведением денежной реформы был издан Указ «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу» (9 ноября 1839 г.). 13 июня 1851 г. были утверждены Устав и правила о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.
В первой половине XIX в. наряду с рассмотренными выше видами налогообложения вводятся акцизы на предметы массового потребления: в 1839 г. — на табак, в 1848 г. — на сахар и специальные государственные сборы.
Питейный доход казны в первой половине 1820-х гг. сокращался и в 1826 г. составил 63 млн руб. В том же году по проекту графа Е.Ф. Канкрина восстановлен винный откуп (действовал с 1827 по 1861 г.). Откупщики обязаны были выкупать («выбирать») установленную норму вина из казны. Излишек против этой нормы им было разрешено брать у заводчиков, а также предоставлено право выделывать водку и низшие сорта пива. По новым условиям откупная сумма составляла свыше 72 млн руб. в год. Заготовку вина казна брала на себя. Условиями на 1835—1839 гг. был установлен акциз с ведра на пиво, мед, брагу, сусло и медовый квас, В 1841 г. образован комитет для пересмотра правил откупной системы, который внес проект замены откупа «обеспеченною администрациею», состоящей в том, что казна сама заготовляет спирт, который выбирается в определенном количестве и разбавляется откупщиками, имеющими право открывать в городах произвольное число водочных магазинов. В 1844 г. В.А. Кокорев представил проект «акцизно-откупного комиссионерства», который после исправления Сенатом был введен в виде опыта на четыре года (1847—1851). Сущность его заключалась в следующем: каждый город с уездом составлял округ, отдаваемый на откуп откупщику-комиссионеру, который получал за выбранный (выкупленный) из казны спирт определенное процентное вознаграждение. Кроме того, он мог открывать по своему усмотрению торговые помещения и продавать вино на 3° ниже установленной крепости, водку же, пиво и мед — по вольным ценам.
В 1838 г. была упразднена монополия
на продажу табака и введен акциз
на нюхательный и курительный
табак, взимаемый посредством
В 1834 г. был введен сбор с проезда по шоссе Санкт-Петербург — Москва. К 1863 г. этот сбор распространился на 23 шоссейные дороги. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, с железнодорожных грузов, сборы в морских портах. В разные годы устанавливались паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, вводилось налогообложение полисов по страхованию от пожара. Кроме того, взимались пошлины с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (в зависимости от степени родства применялись ставки от 1 до 6% со стоимости имущества).
В сфере податного
Во второй четверти XIX в. осуществляется ряд изменений в системе взимания горной подати. Значительное развитие золотого промысла и выгоды, которые извлекали из него промышленники, вызвали в 1840 г. повышение подати с золота до 20% и установление дополнительной 4-рублевой подати с фунта золота. Для вновь же открытых богатых россыпей по системе реки Удерея размер подати был установлен в 24%.
С 1849 г. вводится подвижная система взимания подати с золота. Все прииски Сибири были разделены на 10 разрядов по количеству добываемого в них золота. Подать с золота была установлена прогрессивная, по разрядам, от 5 до 35%. Денежная горная подать также была определена по разрядам в количестве от 4 до 10 руб. золотом с каждого фунта лигатурного золота. Для приисков, в которых добывалось золота менее одного пуда, процентная подать была заменена сбором по 300 руб. в год. В результате наибольшая тяжесть обложения приходилась на прииски высших разрядов. Общее количество добычи золота в Сибири стало быстро уменьшаться (с 1396 пудов в 1847 г. до 878 пудов в 1853 г.).
Вследствие этого в 1854 г. подать с золота была понижена: прииски распределены по 4 разрядам и обложены податью в 5, 10, 15 и 20%. Это мероприятие привело к тому, что за 3 года добыча золота в Сибири вновь достигла значительных размеров (1275 пудов в 1857 г.). Доход казначейства за эти годы вырос по сравнению с предшествовавшим трехлетием. Законом 14 апреля 1858 г. процентная и пофунтовая подати были понижены до 5 — 15% с разделением приисков на 3 разряда.
В 1833 г. на Департамент податей и сборов Министерства финансов возлагается проведение переписи податного населения. В 1837 г. было учреждено Министерство государственных имуществ, до этого управление государственными имуществами осуществлялось специальным подразделением Министерства финансов.
Более чем 20 лет (1823—1844) Министерство финансов Российской империи возглавлял выдающийся российский государственный деятель, почетный член Петербургской академии наук (1824), граф Е.Ф. Канкрин. За указанный период времени окончательно сложилась система государственных финансов. Основу этой системы составляла подушная подать. За время управления Канкрина сумма поступлений прямых налогов была увеличена на 10 млн руб. серебром путем привлечения инородцев к платежу подушной подати и пересмотра налога на право торговли.
Существенные изменения были внесены в систему сбора косвенных налогов. С 1818 г. в России действовала казенная продажа вина. Канкрин восстановил откупную систему, что позволило увеличить питейные доходы на 81 млн руб. (в 1827 г.) по сравнению с казенной продажей вина. При Канкрине был введен акциз на табак. В 1842 г. был увеличен гербовый сбор.
Канкрин являлся сторонником ведения протекционистской таможенной политики: при его активном участии в 1822 г. был изменен прежде существовавший тариф 1819 г., который, по словам Канкрина, «убил у нас фабричное производство». За время его управления Министерством финансов состоялись частные повышения окладов тарифа, завершившиеся в 1841 г. общим его пересмотром. В покровительственном тарифе Канкрин видел не только средство стимулирования русской промышленности, но также и способ получения дохода с лиц, свободных от обложения прямыми налогами. Отдельные фискальные мероприятия, осуществленные Канкриным, противоречили друг другу: с одной стороны, высоким таможенным тарифом поддерживалось фабричное производство, с другой — налогами, ложившимися на массу народа, суживался внутренний рынок.
Важной заслугой Канкрина считается улучшение системы отчетности и внесение большего порядка в финансовое управление. До него смета о предстоящих доходах и расходах представлялась в Государственный совет весьма неаккуратно и в крайне несовершенной форме, а отчет о расходах уже исполненных — лишь через несколько лет; о расходах 1812 и 1813 гг. совсем не было представлено отчета. Канкрин под влиянием Государственного совета принял меры к исправлению этого недостатка.
Стремясь к сведению росписи без дефицита, путем сбережений в расходах, Канкрин добился уменьшения расходов по военному ведомству. Политические обстоятельства, однако, влекли за собой новое увеличение расходов, для покрытия которых приходилось обращаться к заимствованиям из казенных банков, выпуску в обращение билетов государственного казначейства (серий) и внешним займам. Канкрин и в затруднительных обстоятельствах ни разу не прибегал к выпуску неразменных бумажных денег (ассигнаций).
С именем Канкрина связано восстановление металлического денежного обращения. В 1839—1843 гг. он провел финансовую реформу, ввел в качестве основы денежного обращения серебряный рубль, установил обязательный курс ассигнаций, добился бездефицитности государственных бюджетов, временно укрепил финансы России.
Канкрин не допускал учреждения в России частных банков, опасаясь развития в стране искусственных капиталов, могущих принести вред частным лицам. На том же основании он был противником устройства сберегательных учреждений. Усилиями Канкрина было улучшено металлическое производство на казенных заводах, увеличена добыча золота.
Канкрин не внес радикальных изменений в действовавшую финансовую систему. Достигнутые им отдельные улучшения были сведены на нет с его уходом.
В середине
XIX в. налоговое обложение
Винный откуп
К концу периода правления Екатерины II питейный доход в пользу государства доходил, по некоторым подсчетам, до 19 миллионов рублей при общем доходе бюджета 65 миллионов рублей (т. е. 30,4% или немногим меньше ⅓ всех поступлений). В начале XIX в. положения откупного законодательства были направлены на их распространение на те части Российской империи, которые ранее не были им охвачены и на увеличение сборов с откупов. Однако деятельность откупщиков вызывала все большее раздражение правительственных чиновников. Министр финансов, граф Д.А. Гурьев возложил на откупщиков ответственность за финансовые проблемы страны. В 1817 году он заявлял: «Содержатели откупов, умножая свои прибыли за счет народа и казны и мало-помалу соединяя в небольшом числе рук великие капиталы, из сборщиков дохода превратились в распорядителей оного в свою пользу». Он подверг резкой критике систему винных откупов: «Образ взимания питейных сборов посредством откупов достиг той степени неустройства, который делает их более нетерпимыми». Следствием этой критики было издание 20 апреля 1817 года «Устава о питейном сборе и учреждения для управления питейного сбора в 29 великороссийских губерниях на основании Устава». По новому закону винные откупа были ликвидированы. До конца царствования Александра I питейные заведения и получение доходов с них находилось в государственном управлении.
Однако доход казны от продажи алкогольных напитков стал резко снижаться. Надежды правительства на введение административного управления в этой сфере не оправдывались. С вступлением на престол Николая I правительство вновь обратилось к мысли о восстановлении откупной системы. Инициатором восстановления винных откупов явился министр финансов Е.Ф. Канкрин. Он возлагал вину за падение поступлений в казну от питейных сборов на чиновников казенных палат, среди которых процветали взяточничество, злоупотребления и хищения. Кроме того, широко был распространен контрабандный ввоз вина во внутренние губернии России из так называемых «привилегированных» южных и западных губерний и Царства Польского, которые находились на особом положении. Винокуренное производство облагалось в них гораздо меньшей пошлиной.
14 июля 1826 года последовал указ Николая I Правительствующему Сенату «О торгах на питейный откуп в 29 великороссийских губерниях». На основании указа сенат издал в тот же день приказ: «...Питейные сборы в 29 великороссийских губерниях, в казенном управлении состоящие, имеют быть обращены в частное откупное содержание, с 1827 по 1831 год, на что торги производиться будут в Правительствующем Сенате...».
Причиной восстановления винных откупов, помимо более успешного питейного сбора в казну, было и то обстоятельство, что они уже стали составной частью экономических отношений в этой отрасли экономики страны. Винные откупщики имели тесные, давно отработанные связи с производством небольших винокуренных заводов, владельцами которых были помещики. Эта кооперация длительное время сознательно насаждалась сверху в соответствии с интересами поместного дворянства. К середине XIX в. в стране было свыше 7 тысяч сравнительно небольших винокуренных заводов мощностью от 50 до 2 тысяч ведер в сутки. Большинство их размещалось в имениях помещиков и действовали только в период стойлового содержания скота, так как отход производства — барду — использовали на корм скоту. Винокуренное производство было важной экономической составляющей в хозяйствах мелкопоместного и среднего дворянства в крепостнический период.
При Николае I винные откупа достигли особенного расцвета. Доходы в казну от откупа возросли в течение его царствования более чем в два раза.
Восстановленные откупа сохранили в полном объеме свои прежние функции. Появились лишь некоторые изменения и дополнения. Контролирующие функции государства за винными откупами были теперь возложены на местах на вице-губернаторов, а ответственность за заготовку вина целиком отдана непосредственно в Министерство финансов.
Надо отметить, что крупный капитал не нашел большого применения в винокуренной промышленности в дореформенный период. Большинство помещиков-винокуров, да и сами откупщики не были заинтересованы в создании крупных спиртоводочных заводов с мощным технологическим оборудованием. Опираясь на широкую сеть дворянских винокуренных заводов, откупщики с успехом продолжали свою деятельность. Кривая государственных питейных доходов снова пошла вверх. Если в 1830 году они составляли 23 900 000 рублей, то в 1860 году уже 103 600 000 рублей. Начиная с 1840-х годов питейные сборы вышли на первое место в общем объеме налоговых поступлений в государственную казну. На эти доходы смогли даже значительно увеличить жалованье армейских офицеров.
До 1863 года, т. е. до ликвидации откупов, эта система существовала на большей части территории России, кроме территорий некоторых юго-западных губерний, Царства Польского и Прибалтики. Кроме того, ряд указов был направлен на поощрение и предоставление льгот лицам из некоторых слоев населения по содержанию откупов. Так, по указу 9 сентября 1848 года еврейским купцам 1-й гильдии было разрешено содержать питейные откупа не только в пределах губерний черты еврейской оседлости, но также и в местах, где евреям не дозволено было постоянное жительство.
Информация о работе Налоговые мероприятия в 1825 – 1855 годах