Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:41, доклад
В период царствования Николая I (1796—1855, российский император с 1825) в налоговую систему вносится ряд изменений. По Манифесту о короновании Николая I (22 августа 1826 г.) были прощены недоимки подушной подати за три года. В связи с проведением денежной реформы был издан Указ «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу» (9 ноября 1839 г.). 13 июня 1851 г. были утверждены Устав и правила о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.
В 1847 году на основе проекта, предложенного откупщиком В.А. Кокоревым, был введен в действие закон под названием «Положение об акцизно-откупном комиссионерстве», в котором была сделана попытка частично ввести элементы акцизного налогообложения на продажу крепких напитков в рамках откупной системы, не меняя ее основ. Предложение со стороны Государственного Совета в 1848 году постепенно перейти к чисто акцизной системе в то время не увенчалось успехом. Закон, действие которого распространялось на великороссийские и сибирские губернии, просуществовал 16 лет, до полной отмены откупов. Его главнейшие основания заключались в следующем:
а) заготовленное казною вино отпускается по определенной цене, в назначенном для каждого города и уезда количестве, содержателю откупа, для дробной и на вынос, исключительно от него, продажи из определенного числа (питейных) домов, выставок, ведерных и штофных лавок;
б) откупщик обязан вносить в казну акцизно-откупную сумму, объявленную на торгах;
в) откупщику предоставляется право продавать обыкновенное полугарное вино в городах лишь из ведерных, а в уездах из всех питейных заведений, кроме водочных магазинов; выделывать и продавать по вольным ценам, водки всех сортов, пиво и мед и собирать акцизы, как с сих питей, приготовленных на частных заводах, так и с ренсковых погребов, портерных лавок и трактирных заведений. Размер акциза с содержателей последних заведений устанавливается по обоюдному их с откупом соглашению;
г) дозволяется откупщикам сверх окладных заведений открывать в неограниченном числе, в городах, помещичьих, казенных и удельных селениях, водочные магазины с согласия владельцев селений и ведомств Государственных имуществ и Удельного.
Некоторые отличия в правилах взимания питейных сборов в рамках акцизно-откупной системы были введены по Восточной Сибири: здесь право откупного сбора предоставлялось тому, кто на торгах возьмет на себя обязанность продажи большего количества казенного вина; кроме откупщиков дозволялось и частным лицам с разрешения генерал-губернатора по патентам открывать сверх откупщичьих заведения для продажи на вынос, по вольным ценам, в запечатанной посуде вина и другие напитки, купленные у откупщика.
В 16 так называемых «привилегированных» губерниях (западных и южных) до 1851 года существовали:
1) откупа чарочные в городах и селениях, принадлежащих казне;
2) пошлинный сбор с вина, ввозимого в Новороссийский край;
3) сбор винокуренной пошлины вне вышеозначенных мест по 58 копеек с души;
4) патентный сбор с
питейных и трактирных
С 1851 года чарочные откупа сохранены на прежнем положении, а взамен винокуренной подати и пошлинного сбора введена система акцизного сбора с вина с некоторым повышением патентного сбора и отдачею акцизного сбора в откупное содержание. По этой системе акциз с ведра «трехпробного» вина установлен в 75 копеек, винокурение оставлено по-прежнему в частном распоряжении и «с устранением откупа от фабрикации и продажи питей». Пиво, мед и изделия из вина, оплаченного акцизом, остались вне чарочных откупов, свободными от платежа акциза.
В 1859 году в Ковенской, Гродненской, Витебской, Минской, Черниговской, Полтавской, Подольской губерниях и Волынской и Бессарабской области система сборов была изменена: вводились одни акцизные откупа, отменялись чарочные откупа, вместо 75 копеек с хлебного вина и виноградных и фруктовых водок из сахарных и свеклосахарных остатков и «пейсаховых», назначался акциз по 1,15 руб., а со спирта по 1,90 руб. за ведро; в казенных городах и селениях, где были чарочные откупа, продажи вина по вольным ценам в существовавших там до того питейных заведений разрешалась только с патентным сбором от 15 до 35 рублей. В прочих же губерниях остались акцизный откуп с акцизом по 75 рублей с ведра и чарочные откупа (по 7 губерниям из 16).
При последнем винном откупе с 1859 по 1862 год правительство пользовалось услугами 216 откупщиков. Они заключали откупные договора с казной не на отдельные кабаки, а на целые уезды и даже губернии со всеми находящимися в них питейными заведениями. Общая сумма сборов по этим контрактам составила 127 769 488 рублей 32 копейки.
В этот период рассматривался вопрос о ликвидации откупов, и система акцизно-откупного комиссионерства была подвергнута критическому анализу со стороны правительства. «Неудобство действующей системы, —отмечалось в Представлении министра финансов в Государственный Совет по делу о главнейших основаниях питейных сборов с 1863 года, — заключается, главнейше, в чрезмерной монополии откупщиков, возбуждающих жалобы: винокуренных заводчиков — на притеснения откупщиков при сдаче в казну вина; потребителей — на недостаток обыкновенного полугарного вина; водочных, пиво и медоваренных заводчиков — на разные поборы и требования откупщиков, стесняющие сии промыслы, через что они в тех губерниях не могут развиваться; трактирщиков — на принудительно установленные откупщиками непомерные акцизы, через что ценность припасов и напитков в их заведениях с каждым откупным периодом возвышается в отягощение потребителей».
Но, по-видимому, была еще одна, возможно, самая главная причина для недовольства высшей администрации существованием винно-откупной системы — это ускользание от государственного налогообложения, во все более увеличивающихся размерах, доходов от питейных сборов, осуществлявшихся в рамках частично ограниченной акцизом откупной системы. В то же время наблюдавшийся быстрый рост состояний самих откупщиков вызывал все большее раздражение властей. «Нельзя не признать, — сделали вывод, на основании проведенных ими расчетов члены специальной правительственной комиссии, — что откупщики скрывают значительную часть своих доходов, полученных с акцизных статей».
У правительства, по-видимому, начали возникать и серьезные опасения по поводу растущего влияния откупщиков, как в среде чиновников и государственных служащих, весьма подверженных коррупции, так и в обществе в целом, свидетельством чему служат известные гонения на крупного винного откупщика В.А. Кокорева и некоторых его сподвижников со стороны Московского генерал-губернатора А.А. Закревского и центральных полицейских властей.
Прочие сборы и пошлины
В 1834 и 1835 гг. были установлены новые сборы: сбор для образования вспомогательного капитала и сбор на содержание местной полиции. А уже в 1836 г. утверждается новый перечень налогов, взимаемых с городского населения, с целью пополнения местных бюджетов. Он включал в себя:
- с магазинов, лавок и прочих торговых заведений;
- с постоялых дворов, содержавшихся купцами и мещанами;
- с фабрики заводов.
- с частных бань;
- с пивоварен;
- с ведомств и контор, находившихся на освещаемых фонарями улицах (в виде частичной компенсации расходов на содержание системы городского освещения);
- с трактиров.
4) Прочие сборы:
- с провозимых через таможню товаров;
- с оформления контрактов у маклеров;
- с предъявления долговых документов.
В результате удалось добиться существенного пополнения местных бюджетов. В начале 40-х гг. XIX в. ежегодная сумма земских сборов достигала 8,2 млн руб.
Из них на государственные земские повинности приходилось 6,1 млн руб., на губернские - 1,7 млн руб.78
В 1851 г. в сфере местного налогообложения была проведена крупная реформа и обнародованы «Правила нового устройства земских повинностей». Наиболее существенным их отличием от Положения 1805 г. было то, что перечень земских повинностей стал конкретным и строго определенным. Они подразделялись на общие (государственные) и местные.
Общие повинности предназначались для удовлетворения общегосударственных потребностей. К ним относились:
а) строительство и содержание
шоссейных дорог, служивших
для сообщения между губерниями;
б) содержание земской полиции;
в) содержание почтовых лошадей и станций;
г) устройство этапных тюрем
и содержание при них подвод
иа главных путях следования ссыльных;
д) содержание арестантских рот гражданского ведомства;
е) квартирная повинность
при временном или постоянном
размещении войск в городах.
За счёт местных повинностей удовлетворялись нужды одной или нескольких соседних губерний (областей). Они, в свою очередь, подразделялись на губернские и частные повинности. Под губернскими понимались повинности, общие для всего населения губернии (т. е. они взимались со всех обывателей губернии). В их число входили:
а) прокладка и содержание дорог, предназначенных
для внут-
ригубернских сообщений;
б) содержание подвод при земских судах
для выезда судейских
чиновников по служебным делам за пределы
города и для
отправления земской почты;
в) строительство или наем домов для становых приставов;
г) содержание чиновников, осуществлявших
учет и финансо-
вую отчетность по земским повинностям;
д) строительство и содержание зданий
присутственных мест
и тюрем при недостаточности средств,
отпускаемых из го-
сударственного бюджета;
е) наем помещений для рекрутских присутствий;
ж) отопление и освещение помещений, занимаемых
губерна-
торами;
з) хозяйственные и медицинские
расходы (например, приви-
вание против оспы).
Частные повинности, в отличие от двух названных выше категорий, возлагались не на всех жителей той или иной губернии, а на отдельные социальные группы: помещичьих, удельных или государственных крестьян, на городское население. К числу последних, например, относились сборы на содержание тюремных смотрителей, на строительство и содержание зданий для размещения солдат корпуса внутренней стражи (аналога современных внутренних войск МВД) и подразделений жандармерии. Правда, следует отметить, что при недостаточности средств городского бюджета деньги на указанные цели выделись из губернской сметы.
Как мы видим, перечень целей,
на которые расходовались
К числу хозяйственных доходов можно отнести следующие источники финансовых поступлений:
а) доходы с недвижимого имущества земств (например, аренда
принадлежащих земству зданий, помещений,
плата за про-
езд по земским дорогам и мостам);
б) плата за пользование услугами земских
учреждений (за лечение
в земских больницах, за обучение в земских
учебных заве-
дениях, судебные пошлины за рассмотрение
дел мировыми
судебными учреждениями);
в) почтовая регалия (земская почта), доходы с продажи играль-
ных карт;
г) налагаемые судом штрафы, а также пени за несвоевремен-
ную уплату земских сборов.
Отдельную статью доходов земств составляли государственные субсидии и пожертвования общественных организаций и частных лиц, имевшие, как правило, целевое назначение: содержание учебных и лечебных заведений, постройка и ремонт дорог, мостов и т. п.
Налоговые, доходы, или земские сборы были главным источником формирования местных бюджетов. Среди них следует выделить:
Сбор с торговых и промышленных свидетельств — добавочный сбор к общегосударственному налогу с торгово-промышленных заведений. Взимался за оформление документов (свидетельств, патентов) на право занятия торговой или промысловой деятельностью в размере 10 % от суммы, уплачиваемого предпринимателем налога.
Сбор с земель. Устанавливался в твердой сумме с каждой десятины, при этом уровень доходности земли, как правило, не учитывался. Плательщиками налога были торговые и промышленные заведения, общественные организации, здания и постройки которых находились на землях, принадлежащих земству.
Подушный сбор (не путать с государственной подушной податью). Взимался со всего податного населения губернии и составлял около 60 % от общей суммы налоговых доходов земств. Размер его постоянно возрастал: с 17 коп. в год в 1829-1833 гг. до 87,5 коп. в 1860-1862 гг.
Акциз на нюхательный и курительный табак, взимаемый посредством бандеролей. (Бандеролью в те времена назывался ярлык на товаре, означавший уплату акциза или пошлины, — предшественник современной акцизной марки.) Акциз составлял 20 % от продажной цены табака. Открытие табачных фабрик, которые могли размещаться только в городах, а также магазинов и лавок, торгующих табачными изделиями, было возможным только при условии получения специальных свидетельств. Взимание акциза первоначально было возложено на откупщиков питейных сборов и полицию, а с 1843 г. — на специальных акцизных надзирателей. Уставом 1848 г. размер акциза был повышен до 25 %, запрещено домашнее изготовление табака, а д>ш фабрикантов была установлена обязательная выборка бандеролей не менее, чем на 500 руб. в год.68
Акциз со свеклосахарного производства. Он составлял от 60 до 90 коп. с пуда сахарного песка и исчислялся по объему суточного производства, в зависимости от процентного (норма 3 %) содержания сахара в сырье.
Акциз с производства спичек в размере 1 руб. с 1 тыс. штук, поступавший в городской доход. До 1859 г. изготовление спичек разрешалось только в столицах, а с этого времени - повсеместно. В 1860 г. указанный акциз был отменен.
Дорожный сбор за проезд по шоссе Санкт-Петербург — Москва, впоследствии (с 1863 г.) распространенный ещё на 23 шоссейные дороги. Взимались также сборы с пассажиров и грузов, перевозимых железнодорожным, морским и речным транспортом.
Информация о работе Налоговые мероприятия в 1825 – 1855 годах