Налоговые мероприятия в 1825 – 1855 годах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 05:41, доклад

Описание работы

В период царствования Николая I (1796—1855, российский император с 1825) в налоговую систему вносится ряд изменений. По Манифесту о короновании Николая I (22 августа 1826 г.) были прощены недоимки подушной подати за три года. В связи с проведением денежной реформы был издан Указ «О переложении подушного оклада на серебро и определении размера подати в сумме 95 копеек серебром на душу» (9 ноября 1839 г.). 13 июня 1851 г. были утверждены Устав и правила о земских повинностях (дорожной, почтовой, квартирной и др.) с возложением контроля на комитет о земских повинностях.

Файлы: 1 файл

винный откуп.docx

— 44.59 Кб (Скачать файл)

В 1847 году на основе проекта, предложенного откупщиком В.А. Кокоревым, был введен в действие закон под названием «Положение об акцизно-откупном комиссионерстве», в котором была сделана попытка частично ввести элементы акцизного налогообложения на продажу крепких напитков в рамках откупной системы, не меняя ее основ. Предложение со стороны Государственного Совета в 1848 году постепенно перейти к чисто акцизной системе в то время не увенчалось успехом. Закон, действие которого распространялось на великороссийские и сибирские губернии, просуществовал 16 лет, до полной отмены откупов. Его главнейшие основания заключались в следующем:

а) заготовленное казною вино отпускается по определенной цене, в назначенном для каждого города и уезда количестве, содержателю откупа, для дробной и на вынос, исключительно от него, продажи из определенного числа (питейных) домов, выставок, ведерных и штофных лавок;

б) откупщик обязан вносить  в казну акцизно-откупную сумму, объявленную на торгах;

в) откупщику предоставляется право продавать обыкновенное полугарное вино в городах лишь из ведерных, а в уездах из всех питейных заведений, кроме водочных магазинов; выделывать и продавать по вольным ценам, водки всех сортов, пиво и мед и собирать акцизы, как с сих питей, приготовленных на частных заводах, так и с ренсковых погребов, портерных лавок и трактирных заведений. Размер акциза с содержателей последних заведений устанавливается по обоюдному их с откупом соглашению;

г) дозволяется откупщикам сверх окладных заведений открывать в неограниченном числе, в городах, помещичьих, казенных и удельных селениях, водочные магазины с согласия владельцев селений и ведомств Государственных имуществ и Удельного.

Некоторые отличия в правилах взимания питейных сборов в рамках акцизно-откупной системы были введены по Восточной Сибири: здесь право откупного сбора предоставлялось тому, кто на торгах возьмет на себя обязанность продажи большего количества казенного вина; кроме откупщиков дозволялось и частным лицам с разрешения генерал-губернатора по патентам открывать сверх откупщичьих заведения для продажи на вынос, по вольным ценам, в запечатанной посуде вина и другие напитки, купленные у откупщика.

В 16 так называемых «привилегированных»  губерниях (западных и южных) до 1851 года существовали:

1) откупа чарочные в  городах и селениях, принадлежащих казне;

2) пошлинный сбор с вина, ввозимого в Новороссийский край;

3) сбор винокуренной пошлины  вне вышеозначенных мест по 58 копеек с души;

4) патентный сбор с  питейных и трактирных заведений  в местах, где не было чарочных откупов.

С 1851 года чарочные откупа сохранены на прежнем положении, а взамен винокуренной подати и пошлинного сбора введена система акцизного сбора с вина с некоторым повышением патентного сбора и отдачею акцизного сбора в откупное содержание. По этой системе акциз с ведра «трехпробного» вина установлен в 75 копеек, винокурение оставлено по-прежнему в частном распоряжении и «с устранением откупа от фабрикации и продажи питей». Пиво, мед и изделия из вина, оплаченного акцизом, остались вне чарочных откупов, свободными от платежа акциза.

В 1859 году в Ковенской, Гродненской, Витебской, Минской, Черниговской, Полтавской, Подольской губерниях и Волынской и Бессарабской области система сборов была изменена: вводились одни акцизные откупа, отменялись чарочные откупа, вместо 75 копеек с хлебного вина и виноградных и фруктовых водок из сахарных и свеклосахарных остатков и «пейсаховых», назначался акциз по 1,15 руб., а со спирта по 1,90 руб. за ведро; в казенных городах и селениях, где были чарочные откупа, продажи вина по вольным ценам в существовавших там до того питейных заведений разрешалась только с патентным сбором от 15 до 35 рублей. В прочих же губерниях остались акцизный откуп с акцизом по 75 рублей с ведра и чарочные откупа (по 7 губерниям из 16).

При последнем винном откупе с 1859 по 1862 год правительство пользовалось услугами 216 откупщиков. Они заключали откупные договора с казной не на отдельные кабаки, а на целые уезды и даже губернии со всеми находящимися в них питейными заведениями. Общая сумма сборов по этим контрактам составила 127 769 488 рублей 32 копейки.

В этот период рассматривался вопрос о ликвидации откупов, и система акцизно-откупного комиссионерства была подвергнута критическому анализу со стороны правительства. «Неудобство действующей системы, —отмечалось в Представлении министра финансов в Государственный Совет по делу о главнейших основаниях питейных сборов с 1863 года, — заключается, главнейше, в чрезмерной монополии откупщиков, возбуждающих жалобы: винокуренных заводчиков — на притеснения откупщиков при сдаче в казну вина; потребителей — на недостаток обыкновенного полугарного вина; водочных, пиво и медоваренных заводчиков — на разные поборы и требования откупщиков, стесняющие сии промыслы, через что они в тех губерниях не могут развиваться; трактирщиков — на принудительно установленные откупщиками непомерные акцизы, через что ценность припасов и напитков в их заведениях с каждым откупным периодом возвышается в отягощение потребителей».

Но, по-видимому, была еще  одна, возможно, самая главная причина  для недовольства высшей администрации существованием винно-откупной системы — это ускользание от государственного налогообложения, во все более увеличивающихся размерах, доходов от питейных сборов, осуществлявшихся в рамках частично ограниченной акцизом откупной системы. В то же время наблюдавшийся быстрый рост состояний самих откупщиков вызывал все большее раздражение властей. «Нельзя не признать, — сделали вывод, на основании проведенных ими расчетов члены специальной правительственной комиссии, — что откупщики скрывают значительную часть своих доходов, полученных с акцизных статей».

У правительства, по-видимому, начали возникать и серьезные  опасения по поводу растущего влияния откупщиков, как в среде чиновников и государственных служащих, весьма подверженных коррупции, так и в обществе в целом, свидетельством чему служат известные гонения на крупного винного откупщика В.А. Кокорева и некоторых его сподвижников со стороны Московского генерал-губернатора А.А. Закревского и центральных полицейских властей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие сборы  и пошлины

В 1834 и 1835 гг. были установлены новые  сборы: сбор для образования вспомогательного капитала и сбор на содержание местной полиции. А уже в 1836 г. утверждается новый перечень налогов, взимаемых с городского населения, с целью пополнения местных бюджетов. Он включал в себя:

  1. Налоги с торговых и промышленных предприятий:

- с магазинов, лавок и прочих торговых заведений;

- с постоялых дворов, содержавшихся купцами и мещанами;

- с фабрики заводов.

  1. Налоги с лиц, занимавшихся частными промыслами (например, извозным).
  2. Налоги с предприятий и учреждений, не входивших в первую группу:

- с частных бань;

- с пивоварен;

- с ведомств и контор, находившихся на освещаемых фонарями улицах (в виде частичной компенсации расходов на содержание системы городского освещения);

- с трактиров.

4) Прочие сборы:

- с провозимых через таможню товаров;

- с оформления контрактов у маклеров;

- с предъявления долговых документов.

В результате удалось добиться существенного  пополнения местных бюджетов. В начале 40-х гг. XIX в. ежегодная сумма земских сборов достигала 8,2 млн руб.

Из них на государственные земские  повинности приходилось 6,1 млн руб., на губернские - 1,7 млн руб.78

В 1851 г. в сфере местного налогообложения  была проведена крупная реформа и обнародованы «Правила нового устройства земских повинностей». Наиболее существенным их отличием от Положения 1805 г. было то, что перечень земских повинностей стал конкретным и строго определенным. Они подразделялись на общие (государственные) и местные.

Общие повинности предназначались для удовлетворения общегосударственных потребностей. К ним относились:

а) строительство и содержание шоссейных дорог, служивших 
для сообщения между губерниями;

б) содержание земской полиции;

в) содержание почтовых лошадей и станций;

г) устройство этапных тюрем и содержание при них подвод 
иа главных путях следования ссыльных;

д) содержание арестантских рот гражданского ведомства;

е) квартирная повинность при временном или постоянном 
размещении войск в городах.

За счёт местных повинностей  удовлетворялись нужды одной  или нескольких соседних губерний (областей). Они, в свою очередь, подразделялись на губернские и частные повинности. Под губернскими понимались повинности, общие для всего населения губернии (т. е. они взимались со всех обывателей губернии). В их число входили:

а) прокладка и содержание дорог, предназначенных для внут- 
ригубернских сообщений;

б) содержание подвод при земских судах для выезда судейских 
чиновников по служебным делам за пределы города и для 
отправления земской почты;

в)  строительство или наем домов для становых приставов;

г) содержание чиновников, осуществлявших учет и финансо- 
вую отчетность по земским повинностям;

д) строительство и содержание зданий присутственных мест 
и тюрем при недостаточности средств, отпускаемых из го- 
сударственного бюджета;

е)  наем помещений для рекрутских присутствий;

ж) отопление и освещение помещений, занимаемых губерна- 
торами;

з)  хозяйственные и медицинские расходы (например, приви- 
вание против оспы).

Частные повинности, в отличие от двух названных выше категорий, возлагались не на всех жителей той или иной губернии, а на отдельные социальные группы: помещичьих, удельных или государственных крестьян, на городское население. К числу последних, например, относились сборы на содержание тюремных смотрителей, на строительство и содержание зданий для размещения солдат корпуса внутренней стражи (аналога современных внутренних войск МВД) и подразделений жандармерии. Правда, следует отметить, что при недостаточности средств городского бюджета деньги на указанные цели выделись из губернской сметы.

Как мы видим, перечень целей, на которые расходовались полученные от земских повинностей средства, весьма обширен. Формирование же доходной части местных бюджетов осуществлялось за счет хозяйственных и налоговых доходов.

К числу хозяйственных доходов можно отнести следующие источники финансовых поступлений:

а) доходы с недвижимого имущества земств (например, аренда 
принадлежащих земству зданий, помещений, плата за про- 
езд по земским дорогам и мостам);

б) плата за пользование услугами земских учреждений (за лечение 
в земских больницах, за обучение в земских учебных заве- 
дениях, судебные пошлины за рассмотрение дел мировыми 
судебными учреждениями);

в) почтовая регалия (земская почта), доходы с продажи играль- 
ных карт;

г) налагаемые судом штрафы, а также пени за несвоевремен- 
ную уплату земских сборов.

Отдельную статью доходов земств составляли государственные субсидии и пожертвования общественных организаций и частных лиц, имевшие, как правило, целевое назначение: содержание учебных и лечебных заведений, постройка и ремонт дорог, мостов и т. п.

Налоговые, доходы, или  земские сборы были главным источником формирования местных бюджетов. Среди них следует выделить:

Сбор с торговых и  промышленных свидетельств — добавочный сбор к общегосударственному налогу с торгово-промышленных заведений. Взимался за оформление документов (свидетельств, патентов) на право занятия торговой или промысловой деятельностью в размере 10 % от суммы, уплачиваемого предпринимателем налога.

Сбор с земель. Устанавливался в твердой сумме с каждой десятины, при этом уровень доходности земли, как правило, не учитывался. Плательщиками налога были торговые и промышленные заведения, общественные организации, здания и постройки которых находились на землях, принадлежащих земству.

Подушный сбор (не путать с государственной подушной податью). Взимался со всего податного населения губернии и составлял около 60 % от общей суммы налоговых доходов земств. Размер его постоянно возрастал: с 17 коп. в год в 1829-1833 гг. до 87,5 коп. в 1860-1862 гг.

Акциз на нюхательный и курительный  табак, взимаемый посредством бандеролей. (Бандеролью в те времена назывался ярлык на товаре, означавший уплату акциза или пошлины, — предшественник современной акцизной марки.) Акциз составлял 20 % от продажной цены табака. Открытие табачных фабрик, которые могли размещаться только в городах, а также магазинов и лавок, торгующих табачными изделиями, было возможным только при условии получения специальных свидетельств. Взимание акциза первоначально было возложено на откупщиков питейных сборов и полицию, а с 1843 г. — на специальных акцизных надзирателей. Уставом 1848 г. размер акциза был повышен до 25 %, запрещено домашнее изготовление табака, а д>ш фабрикантов была установлена обязательная выборка бандеролей не менее, чем на 500 руб. в год.68

Акциз со свеклосахарного производства. Он составлял от 60 до 90 коп. с пуда сахарного песка и исчислялся по объему суточного производства, в зависимости от процентного (норма 3 %) содержания сахара в сырье.

Акциз с производства спичек в размере 1 руб. с 1 тыс. штук, поступавший в городской доход. До 1859 г. изготовление спичек разрешалось только в столицах, а с этого времени - повсеместно. В 1860 г. указанный акциз был отменен.

Дорожный сбор за проезд по шоссе Санкт-Петербург — Москва, впоследствии (с 1863 г.) распространенный ещё на 23 шоссейные дороги. Взимались также сборы с пассажиров и грузов, перевозимых железнодорожным, морским и речным транспортом.

Информация о работе Налоговые мероприятия в 1825 – 1855 годах