Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:25, контрольная работа
Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РФ
Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым органам относятся федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы, которые являются правопреемником Министерства по налогам и сборам РФ в части возложенных задач, функций, прав и обязанностей в области налогообложения, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506 названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.
Кроме осуществления контрольных полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность за выработку и реализацию налоговой политики государства в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.
ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», от 21 марта 1991 г. № 9431 Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173Ф3, а также иными нормативными правовыми актами.
В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.
Согласно положениям Конституции РФ (ст. 72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий:
1) нормативные правовые акты территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству;
2) они должны содержать
Таким образом, региональные и муниципальные нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.
Главные задачи ФНС России — осуществление функций по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
ФНС России является уполномоченным
федеральным органом
Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах
Российской Федерации» в качестве основополагающих
принципов организации
ФНС России и ее территориальные
органы — управления Службы по субъектам
РФ, межрегиональные инспекции
Вторым звеном являются межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности. По территориальному принципу образованы межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам. В зависимости от круга охватываемой деятельности создаются межрегиональные специализированные инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, по контролю за алкогольной и табачной продукцией.
Третьим звеном единой системы налоговых органов являются управления ФНС по субъектам РФ.
Четвертым звеном системы налоговых органов является территориальные инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также межрайонные налоговые инспекции.
В основу построения системы налоговых органов заложен принцип иерархичности, имеющий два аспекта. Во-первых, вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Во-вторых, налогоплательщик имеет право обжаловать в вышестоящие налоговые органы решения нижестоящих налоговых органов.
Финансирование расходов на содержание
центрального аппарата ФНС России и
ее территориальных органов
Деятельность налоговых
Компетенция налоговых органов
реализуется непосредственно
ФНС России осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности'.
1) осуществляет контроль и
• соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
• представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;
• фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
• осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;
• соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
• полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у индивидуальных предпринимателей;
• проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;
2) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:
• производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;
• производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
• производство табачных изделий;
• учреждение акцизных складов;
• осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
• проведение всероссийских лотерей;
3) осуществляет:
• государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;
• установку и пломбирование контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;
4) регистрирует в установленном порядке:
• договоры коммерческой концессии;
• контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ;
5) ведет в установленном порядке:
• учет всех налогоплательщиков;
• государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;
• сводный государственный реестр выданных лицензии, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;
• реестр лицензий на производство табачных изделий;
• реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе сводный реестр разрешений;
• Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;
• реестр лицензий на осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией;
• единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;
6) бесплатно информирует (в том
числе в письменной форме)
7) осуществляет в установленном законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
8) принимает в установленном
законодательством РФ порядке
решения об изменении сроков
уплаты налогов, сборов и
9) устанавливает (утверждает):
• форму налогового уведомления;
• форму требования об уплате налога;
• форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;
• форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;
• форму свидетельства о
• форму решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки;
• форму и требования к составлению акта налоговой проверки;
• форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;
• форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;
• форму справки о полученных физическими лицами доходах и удержанных суммах налога;