Налоговые органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Файлы: 1 файл

контр работа НП.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)


НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РФ

 

Налоговые органы Российской Федерации  составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий  бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ к налоговым  органам относятся федеральный  орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. В настоящее время это Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы, которые являются правопреемником Министерства по налогам и сборам РФ в части возложенных задач, функций, прав и обязанностей в области налогообложения, а также Федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству по всем правоотношениям, связанным с представлением интересов Российской Федерации в процедурах банкротства. Постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506 названная структура определена в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей.

Кроме осуществления контрольных  полномочий в сфере налогообложения, ФНС России несет ответственность  за выработку и реализацию налоговой политики государства в целях обеспечения своевременного и полного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей, а также обеспечивает государственное регулирование, межотраслевую координацию и контроль в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции.

ФНС России находится в ведении  Министерства финансов РФ и руководствуется  в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе. Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», от 21 марта 1991 г. № 9431 Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173Ф3, а также иными нормативными правовыми актами.

В случае возникновения коллизий в  правовом регулировании статуса  налоговых органов приоритет  имеют нормы Налогового кодекса  РФ.

Согласно положениям Конституции  РФ (ст. 72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного самоуправления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделениями ФНС России, но согласно ст. 3 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» только при соблюдении региональными нормотворцами двух условий:

1) нормативные правовые акты  территориального уровня должны соответствовать Конституции РФ и федеральному законодательству;

2) они должны содержать регулятивные  нормы по вопросам налогов  и сборов.

Таким образом, региональные и муниципальные  нормативные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС России исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на федеральном уровне.

Главные задачи ФНС России — осуществление  функций по контролю и надзору  за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах  Российской Федерации» в качестве основополагающих принципов организации налоговых  органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения. ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России и ее территориальные  органы — управления Службы по субъектам  РФ, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам  в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня — составляют первое звено единой централизованной системой налоговых органов.

Вторым звеном являются межрегиональные  инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы территориальности или определенности сферы деятельности. По территориальному принципу образованы межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам. В зависимости от круга охватываемой деятельности создаются межрегиональные специализированные инспекции по оперативному контролю проблемных налогоплательщиков, по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, по контролю за алкогольной и табачной продукцией.

Третьим звеном единой системы налоговых  органов являются управления ФНС  по субъектам РФ.

Четвертым звеном системы налоговых  органов является территориальные  инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без  районного деления, а также межрайонные  налоговые инспекции.

В основу построения системы налоговых  органов заложен принцип иерархичности, имеющий два аспекта. Во-первых, вышестоящим налоговым органам предоставлено право отменять решения нижестоящих в случае их несоответствия Конституции РФ, федеральным законам и иным нормативным правовым актам. Во-вторых, налогоплательщик имеет право обжаловать в вышестоящие налоговые органы решения нижестоящих налоговых органов.

Финансирование расходов на содержание центрального аппарата ФНС России и  ее территориальных органов производится за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых на государственное управление.

Деятельность налоговых органов  осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную  нормативными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных  подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятельности, а также полномочий по применению мер ответственности.

Компетенция налоговых органов  реализуется непосредственно ФНС  России или через ее территориальные структуры.

ФНС России осуществляет следующие  полномочия в установленной сфере  деятельности'.

1) осуществляет контроль и надзор  за:

• соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, — за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

• представлением деклараций об объемах производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

• выделением и использованием квот на закупку этилового спирта, произведенного из пищевого и непищевого сырья;

• фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции;

• осуществлением валютных операций резидентами и  нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

• соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;

• полнотой учета выручки денежных средств в организациях и у  индивидуальных предпринимателей;

• проведением лотерей, в том  числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей;

2) выдает в установленном порядке лицензии (разрешения) на:

• производство, хранение и оборот этилового спирта, спиртосодержащей продукции, производство, розлив, хранение, закупку и оптовую реализацию алкогольной продукции;

• производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции;

• производство табачных изделий;

• учреждение акцизных складов;

• осуществление деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том  числе бланков ценных бумаг, а  также торговли указанной продукцией;

• проведение всероссийских лотерей;

3) осуществляет:

• государственную регистрацию  юридических лиц, физических лиц  в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств;

• установку и пломбирование  контрольных спиртоизмеряющих приборов на предприятиях и в организациях по производству этилового спирта из сырья всех видов;

4) регистрирует в установленном  порядке:

• договоры коммерческой концессии;

• контрольно-кассовую технику, используемую организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с законодательством РФ;

5) ведет в установленном порядке:

• учет всех налогоплательщиков;

• государственный сводный реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство, хранение и  оптовую реализацию этилового спирта и алкогольной продукции;

• сводный государственный реестр выданных лицензии, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на производство, хранение и  поставку спиртосодержащей непищевой  продукции;

• реестр лицензий на производство табачных изделий;

• реестры разрешений на учреждение акцизных складов, в том числе  сводный реестр разрешений;

• Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный  реестр индивидуальных предпринимателей и Единый государственный реестр налогоплательщиков;

• реестр лицензий на осуществление  деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе ценных бумаг, а  также торговли указанной продукцией;

• единый государственный реестр лотерей, государственный реестр всероссийских лотерей;

6) бесплатно информирует (в том  числе в письменной форме) налогоплательщиков  о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и  сборах и принятых в соответствии  с ним нормативных правовых  актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставляет формы налоговой отчетности и разъясняет порядок их заполнения;

7) осуществляет в установленном  законодательством РФ порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;

8) принимает в установленном  законодательством РФ порядке  решения об изменении сроков  уплаты налогов, сборов и пеней;

9) устанавливает (утверждает):

• форму налогового уведомления;

• форму требования об уплате налога;

• форму заявления о постановке на учет в налоговом органе;

• форму уведомления о постановке на учет в налоговом органе;

• форму свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;

• форму решения руководителя (заместителя  руководителя) налогового органа о  проведении выездной налоговой проверки;

• форму и требования к составлению  акта налоговой проверки;

• форму акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), и требования к его составлению;

• форму представления налоговыми агентами в налоговый орган сведений о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов за налоговый период;

• форму справки о полученных физическими лицами доходах и  удержанных суммах налога;

Информация о работе Налоговые органы РФ