Налоговые органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 22:25, контрольная работа

Описание работы

Налоговые органы Российской Федерации составляют единую систему контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, а также контроля за соблюдением валютного законодательства, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Файлы: 1 файл

контр работа НП.doc

— 96.50 Кб (Скачать файл)

Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность  налоговых органов предъявлять  иски и в иных случаях. В частности, налоговые органы имеют право обратиться в арбитражный суд с иском о привлечении банка к ответственности в случае неисполнения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика или налогового агента (ст. 134 НК РФ); непредставления банком налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков — клиентов банков.

Способы защиты финансовых интересов  государства посредством искового судопроизводства предусмотрены и  Законом РФ «О налоговых органах  Российской Федерации», согласно ст. 7 которого налоговые органы вправе предъявлять иски:

• о признании сделок недействительными  и взыскании в доход государства  всего полученного по таким сделкам;

• о взыскании в доход соответствующего бюджета неосновательно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» налоговые органы наряду с должником, прокурором и иными уполномоченными лицами имеют право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей.

Право на обращение в суд за защитой  финансовых интересов государства  посредством предъявления исков возникает у налоговых органов только в случаях, когда федеральным законодательством не предусмотрены иные меры пресечения или предупреждения налоговых правонарушений или не установлен внесудебный порядок разрешения налоговых споров. Например, в силу императивности нормы о бесспорном взыскании сумм недоимок и пеней с юридических лиц (ст. 46 НК РФ) налоговые органы не могут отказаться от ее реализации и восстанавливать нарушенные права государства в порядке искового судопроизводства.

Однако на практике часто возникают ситуации, когда налоговым законодательством предусмотрен внесудебный порядок разрешения налогового спора, но исполнить принятое решение не представляется возможным ввиду отсутствия у налогоплательщика объектов, на которые обращается взыскание (банковского счета или денег на нем, ликвидного имущества). В таком случае у налогового органа возникает право обратиться в арбитражный суд о признании организации банкротом.

Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регулированию общественных отношений, складывающихся в налоговой сфере. Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе обобщения практики применения законодательства о налогах и сборах, анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок.

Согласно ст. 4 НК РФ нормативные  правовые акты органов исполнительной власти не могут изменять или дополнять  законодательство о налогах и  сборах. Таким образом, правовые акты налоговых органов должны соответствовать федеральному и региональному законодательству и предназначаются для его детализации, конкретизации или установления механизма реализации налогово-правовых норм. Нормативные правовые акты, изданные в пределах компетенции налоговых органов и соответствующие законодательству, носят императивный характер по исполнению их налогоплательщиками и иными участниками налоговых правоотношений.

В целях единообразного применения налогово-правовых норм на всей территории Российской Федерации налоговые  органы издают методические указания, приказы и инструкции, регулирующие деятельность территориальных налоговых органов. Методические указания, приказы и инструкции не относятся к нормативным документам, поэтому не имеют обязательной юридической силы для участников налоговых правоотношений. Формально акты подобного рода обязательны для исполнения только нижестоящими налоговыми структурами, а при разрешении налоговых споров они оцениваются судами так же, как и иные представленные сторонами письменные доказательства.

ФНС России и ее территориальные подразделения проводят разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. В этих целях налоговые органы бесплатно информируют налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, предоставляют налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняют порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивают налогоплательщиков иной необходимой информацией.

Полномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц. В ст. 8 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» перечислены следующие права, реализация которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями: выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений; взыскивать недоимки по налогам и пени; возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью; предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде; налагать административные штрафы; создавать налоговые посты.

Остальные полномочия налоговых органов  могут реализовываться их должностными лицами, т.е. сотрудниками налоговых  органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем работы и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные звания и занимают должности не ниже должности налогового инспектора.

Реализация некоторых полномочий должностных лиц налоговых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя. Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процедуры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа должностных лиц является постановление (решение) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в постановлении о проведении налоговой проверки.

Список используемой литературы:

1. Конституция РФ от 12.12.1993г. Российская  газета, № 237, 25.12.1993.

2. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31.07.2009 № 146-ФЗ (ред. от 17.05.2009) // Собрание законодательства РФ, № 31, 03.08.2009, ст. 3824.

3. «Гражданский кодекс Российской  Федерации (часть первая)» от 30.11.2010 № 51-ФЗ (ред. от 26.06.2010) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2010, № 32, ст. 3301.

4. Закон от 21.03.2009 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» (ред. от 27.07.2010) // Бюллетень нормативных актов, « 1, 2010

5. Указ Президента от 09.06.2010 № 577 «О классных чинах федеральных государственных гражданских служащих федеральной налоговой службы и ее территориальных органов» // Собрание законодательства РФ, 09.06.2010, № 24, ст. 2585.

6. Постановление Пленума Верховного  Суда РФ № 41, Пленума ВАС  РФ № 9 от 11.06.2010 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса Российской Федерации» Российская газета, № 128, 06.07.2010

7. Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Дашков и К°, 2012

8. Доброхотов В. Книга для налогоплательщиков и налоговиков. - М.: МЦФЭР. 2011.

9. Красницкий В.А. Организация и методика налоговых проверок. - М: Финансы и статистика, 2010.

10. Миляков, Н.В. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011.

12. Сальникова Л.В. Налоговые проверки: Практическое пособие. - М.: Альфа-Пресс, 2009.


Информация о работе Налоговые органы РФ