Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 11:47, курсовая работа

Описание работы

Государство проводит налоговою политику с целью обеспечения бюджетной системы финансовыми ресурсами, повышения экономического развития страны как, на внутреннем, так и международном уровне, а также решение социальных проблем. Цель работы проанализировать меры ответственности за совершение налоговых правонарушений, рассмотреть виды налоговой, административной и уголовной ответственности.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………….
1. Понятие, механизм и задачи налогового администрирования……………………….
2. Теоретические аспекты налогового правонарушения и меры ответственности……..
2.1 Понятие, состав и виды налоговых правонарушений……………………………….
2.2 Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения…………………………..
2.3 Налоговое правонарушение с признаками административной, уголовной ответственности……………………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………………………………………
Список использованных источников и литературы……………………

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 43.74 Кб (Скачать файл)

Таблица 2

Задачи налогового администрирования

 

Наименование этапа

Основные цели и задачи

 

1. Разработка налогового  законодательства, планирование и  прогнозирование развития налогового  управления

Формирование необходимых  правовых условий для достижения целей государства в сфере  налогового администрирования

 

2. Распределение полномочий  и взаимодействие субъектов налогового  процесса

Создание эффективного управленческого  механизма налогового администрирования

 

3. Организация государственной  регистрации и налогового учёта  юридических и физических лиц

Формирование информационной базы данных о субъектах гражданско-правовых и налоговых правоотношений

 

4.Организация лицензионно  - разрешительной и оперативной  работы налоговых органов

Обеспечение лицензирования и контроля за соблюдением лицензионных требований и условий, в рамках полномочий налоговых органов. Выявление нарушений законодательства в результате проведения оперативно контрольных мероприятий

 

5. Организация камерального  контроля и учёта поступлений  в бюджетную сферу

Обеспечение устойчивого  поступления средств в бюджетную систему, их учёт и контроль

 

6. Организационные основы  проведения выездной проверки

Выявление нарушений законодательства в результате проведения выездных проверок

 

7. Привлечение к ответственности  и принудительное исполнение  обязанностей, предусмотренных законодательством

Организационное и правовое сопровождение применения санкций  к нарушителям законодательства и принудительного изъятия сумм задолженности

 

8. Организация работы  налоговых органов при банкротстве  юридических лиц и предпринимателей

Контроль за осуществлением финансового оздоровления должника, погашением долгов перед государством

 

9. Правовое, материально-техническое  и кадровое обеспечение деятельности налоговых органов

Создание условий для  рационального использования специалистов и материально-технических средств налоговых органов

 
     

Задачи, поставленные государством, решаются в процессе налогового администрирования. Процесс налогового администрирования - это один из видов государственно-управленческой деятельности, осуществляемой налоговыми органами.

Как одну из особенностей управленческих отношений следует выделить контрольную  функцию налоговых органов, которая  проявляется на всех стадиях налогового администрирования.

Контрольную функцию осуществляют налоговые органы, посредством камеральных  и выездных налоговых проверок, получения  объяснений налогоплательщиков, налоговых  агентов, плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра  и обследования помещений и территорий, используемых для извлечения дохода, в целях выявления лиц, совершающих  налоговые правонарушения. Камеральные  налоговые проверки проводятся по месту  нахождения налогового органа, а выездные на основании специального решения  руководителя налогового органа.

Для того чтобы устранить  налоговые правонарушения, налоговые  органы, а также органы внутренних дел привлекают к налоговой, административной и уголовной ответственности  виновное лицо, в зависимости от того, какой противоправный характер носит совершенное налоговое  правонарушение и в каком размере  совершено уклонение от уплаты налогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теоретические аспекты налогового правонарушения и меры ответственности

Понятие, виды и  состав налоговых правонарушений

Основанием привлечения  к налоговой ответственности, является налоговое правонарушение. Впервые  определение налогового правонарушения было дано в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 1996 г. N 20-П "По делу о проверке конституционности  пунктов 2 и 3 части 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. "О федеральных  органах налоговой полиции". Впоследствии позиция Конституционного Суда РФ нашла свое отражение в части первой Налогового кодекса Российской Федерации, где в ст. 106 налоговое правонарушение определяется, как виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Налоговым кодексом Российской Федерации установлена ответственность.

По своему характеру и  направленности все налоговые правонарушения могут быть условно подразделены на несколько обособленных групп:

К налоговым правонарушениям  первой группы относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой  на налоговый учёт, таким как: нарушение  налогоплательщиком установленного срока  подачи заявления о постановке на учёт в налоговом органе, ведение  деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение срока представления  сведений об открытии или закрытии счёта в 6анке.

К налоговым правонарушениям  второй группы, прежде всего, относится  непредставление налогоплательщиком или его законным представителем в установленный законодательством  о налогах и сборах срок налоговой  декларации в налоговый орган  по месту учёта, а также грубое нарушение организацией правил учёта  доходов (расходов) или объектов налогообложения.

К третьей группе налоговых  правонарушений относится неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом обязанности  по удержанию или перечислению налогов.

К четвертой группе налоговых  правонарушений относятся те, которые  связаны с воспрепятствованием  законной деятельности органов налогового администрирования: несоблюдение порядка  владения, пользования или распоряжения имуществом, на которое наложен арест, непредставление в установленный  срок налогоплательщиком (налоговым  агентом) в налоговые органы документов или иных сведений, предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах, неявка либо уклонение  от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.

Состав нарушений законодательства о налогах и сборах, представляет собой совокупность обязательных объективных  и субъективных признаков, установленных  законодательством, и характеризующих  соответствующие противоправные деяния.

Общим у всех нарушений  законодательства о налогах и  сборах являются объекты их посягательства. Ведь, так или иначе, объекты всех нарушений законодательства о налогах  и сборах составляют, охраняемые законом  общественные отношения, складывающиеся в связи или по поводу уплаты налогов  и сборов, функционирования системы  налогового администрирования.

Объективная сторона нарушений  законодательства о налогах и  сборах заключается в совершении деяний, посягающих на этот объект. Соответствующие  составы противоправного поведения  предусматриваются в трех кодифицированных нормативных правовых актах, в частности  налоговые правонарушения, как основания  привлечения к ответственности  предусмотрены НК РФ, нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений - КоАП РФ, а налоговые преступления - УК РФ.

Субъектами нарушений  законодательства о налогах и  сборах могут являться как физические, так и юридические лица. Однако субъектами налоговых преступлений выступают только физические лица. Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности  с шестнадцатилетнего возраста. Аналогичные  нормы содержатся в административном и в уголовном законодательстве. Для привлечения к ответственности  за нарушение законодательства о  налогах и сборах физическое лицо должно быть вменяемым, способным отдавать отчёт в своих действиях и  руководить ими. В противном случае, они не могут являться субъектами ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах. Что же касается организаций, то их деликтоспособность возникает с момента создания (государственной регистрации) и прекращается в момент ликвидации.

Субъективная сторона  нарушений законодательства о налогах  и сборах может быть определена как  совокупность признаков, характеризующих  психическое отношение лица к  содеянному, в её основе лежит вина налогоплательщика, налогового агента и иного лица. Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности. Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины её должностных лиц либо её представителей, действия (бездействия) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.

Налоговое правонарушение признается совершенным умышленно, если совершившее  его лицо, осознавало противоправный характер своих действий (бездействия), желало, либо сознательно допускало  наступление вредных последствий  таких действий (бездействия).

Неосторожность имеет  место в случае, когда лицо, совершившее  налоговое правонарушение, не осознавало противоправного характера своих  действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения. Обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие привлечение  лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Налогоплательщик несет  ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей. Ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах обладает всеми  признаками юридической ответственности. В первую очередь она связана  с государственным принуждением, которое выступает её содержанием. Такое принуждение от имени государства  осуществляют органы налогового администрирования  и органы внутренних дел.

Ответственность за нарушение  законодательства о налогах и  сборах характеризуется также определёнными  лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Это является её объективным  свойством. Такие лишения заключаются  в применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих  санкций, которые и являются мерой  ответственности.

Ответственность за нарушения  законодательства о налогах и  сборах можно определить, как обязанность  лица, нарушившего законодательство о налогах и сборах, претерпеть лишения имущественного или личного  характера в результате применения к нему государством, в лице соответствующих  органов налоговых и иных санкций.

В зависимости от того, какое  нарушение законодательства о налогах  и сборах лежит в основании  анализируемой ответственности, она  может относиться на счёт финансовой, административной или уголовной  ответственности. Лица, виновные в совершении налоговых правонарушений, привлекаются к налоговой ответственности, которая  в данном случае является разновидностью финансовой ответственности. Налоговая  ответственность - применение органами налогового администрирования санкций  в отношении лица, совершившего нарушение  законодательства о налогах и  сборах.

Несовпадение налоговой, административной и уголовной ответственности  за нарушения законодательства о  налогах и сборах дополнительно  указывает, что привлечение организации  к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает  её должностных лиц при наличии  соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности2.

Административная ответственность  применяется в отношении лиц, виновных в совершении нарушений  законодательства о налогах и  сборах, содержащих признаки административных правонарушений. Следует отметить, что законодательство об административных правонарушениях не предусматривает  применение правовосстановительных санкций в отношении нарушителей законодательства о налогах и сборах, поэтому к ним могут применяться только карательные санкции в виде штрафов.

Уголовная ответственность  наступает в тех случаях, когда  совершенное физическим лицом нарушение  законодательства о налогах и  сборах, характеризуется повышенной общественной опасностью и подпадает  под признаки налогового преступления. В качестве карательных санкций  уголовным законодательством предусматриваются  такие меры ответственности, как  обязательные работы, лишение права  занимать определённые должности или  заниматься определённой деятельностью, лишение свободы. Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих  обстоятельств:

-- отсутствие события  налогового правонарушения;

-- отсутствие вины лица  в совершении налогового правонарушения;

-- совершение деяния, содержащего  признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим  к моменту совершения деяния  шестнадцатилетнего возраста;

-- истечение сроков давности  привлечения к ответственности  за совершение налогового правонарушения.

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

Информация о работе Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение