Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 21:48, контрольная работа
Правоотношения по поводу установления налогов предшествуют правоотношениям, возникающим в связи с взиманием налогов. В них участвуют органы государственной власти РФ, её субъектов и органы местного самоуправления соответственно предусмотренному законодательством порядку установления налогов разных территориальных уровней и закрепленному в Конституции РФ разграничению предметов ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу муниципальных образований. Кроме того, в связи с установлением налогов возникают правоотношения между представительными и исполнительными органами власти.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие налоговых правоотношений………………………………………...4
2. Субъектный состав налогового правоотношения……………………………6
3. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений……………10
3.1. Таможенные органы. Федеральная таможенная служба…………………12
3.2. Органы внутренних дел…………………………………………………….13
3.3. Финансовые органы……………………………………………………...…15
Задачи…………………………………………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………………….19
Список литературы……………………………………………………………....20
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие налоговых правоотношений……………………………………….
2. Субъектный состав налогового правоотношения……………………………6
3. Налоговые органы как субъекты налоговых
правоотношений……………10
3.1. Таможенные органы. Федеральная таможенная
служба…………………12
3.2. Органы внутренних дел…………………………………………………….13
3.3. Финансовые органы……………………………………………………...…
Задачи………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Налоговые правоотношения
– это урегулированные нормами налогового
права общественные финансовые отношения,
возникающие по поводу установления и
взимания налогов с организаций и физических
лиц.
Правоотношения
по поводу установления налогов предшествуют
правоотношениям, возникающим в связи
с взиманием налогов. В них участвуют органы
государственной власти РФ, её субъектов
и органы местного самоуправления соответственно
предусмотренному законодательством
порядку установления налогов разных
территориальных уровней и закрепленному
в Конституции РФ разграничению предметов
ведения РФ и субъектов РФ, правовому статусу
муниципальных образований. Кроме того,
в связи с установлением налогов возникают
правоотношения между представительными
и исполнительными органами власти.
Установленные в законном
порядке налоги реализуются через налоговые
правоотношения, которые возникают по
поводу взимания этих налогов с организаций
и физических лиц.
Основным содержанием
налогового правоотношения в этом случае
является обязанность налогоплательщика
внести в бюджетную систему или внебюджетный
государственный (местный) фонд денежную
сумму в соответствии с установленными
ставками и в предусмотренные сроки, а
обязанность компетентных органов – обеспечить
уплату налогов.
Невыполнение
налогоплательщиками своей обязанности
влечет за собой причинение материального
ущерба государству или муниципальному
образованию, ограничивает их возможности
по реализации своих функций и задач.
Поэтому законодательство предусматривает строгие меры воздействия лиц, допустивших такое правонарушение, чтобы обеспечить выполнение таких обязанностей.
1. Понятие налоговых правоотношений
Характеристика налогового правоотношения дается в ст. 2 НК РФ, в соответствии с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов в Российской Федерации, а также осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Налоговое правоотношение
представляет собой вид финансового отношения, урегулированного
нормами налогового права. Следовательно,
для него характерны все признаки финансового
правоотношения, к которым, в частности,
относятся следующие:
1) эти отношения складываются в процессе
проведения финансовой деятельности,
направленной на формирование, распределение,
перераспределение и использование государственных
и муниципальных фондов денежных средств,
т.е. они носят распределительный характер;
2) их возникновение, изменение и прекращение
непосредственно связаны с нормативными
правовыми актами, поскольку субъекты
финансового права сами не вправе устанавливать
либо прекращать названные отношения;
3) финансовые правоотношения имеют денежный
характер;
4) эти отношения имеют властный характер;
5) государство само непосредственно или
в лице уполномоченных им субъектов выступает
обязательной стороной названных отношений,
что в сочетании с признаком властности
свидетельствует об их властно-публичном
характере.
Непременным участником налоговых правоотношений выступают государство или муниципальные образования в лице своих уполномоченных органов. Так, отношения по установлению налогов, т.е. по определению сущностных элементов того или иного налога или сбора, возникают между органами законодательной (представительной) и исполнительной власти. Законодательством определены полномочия этих органов по разработке соответствующих законопроектов, их обсуждению и принятию.
Отношения по установлению и введению налогов и сборов возникают также между Российской Федерацией и ее субъектами, органами местного самоуправления. Это закреплено законодательно, в первую очередь, в ст. 71 и 72 Конституции РФ, а также в НК РФ.
Более глубокому рассмотрению сущности налогового правоотношения способствует изучение его структуры, в которой также проявляются как общие, так и специфические черты налогового правоотношения как разновидности финансовых правоотношений.
Как и любое другое правоотношение, налоговое правоотношение имеет структуру, включающую следующие элементы: субъекты, объекты и содержание.
Под субъектами правоотношения понимаются лица, между которыми возникают юридические связи, взаимоотношения по поводу достижения соответствующих целей. К ним относятся, с одной стороны, государство, муниципальное образование в лице налоговых органов или их должностных лиц, а с другой стороны — налогоплательщики, плательщики сборов и иные обязанные лица.
Объектом правоотношения
является то, по поводу чего общественное
отношение возникает. Объектом налогового
правоотношения является то, по поводу
чего возникает налоговое правоотношение
— налог, сбор, размер которого определяется
установленными законодательством о налогах
и сборах правилами, порядок их взимания,
уплаты, осуществление в этой связи налогового
контроля, привлечение к налоговой ответственности
и обжалование актов налоговых органов,
действий или бездействия их должностных
лиц.
Под содержанием правоотношения
понимаются права и обязанности субъектов
налогового правоотношения.
2. Субъектный
состав налогового
Субъектами налогового правоотношения в соответствии со ст.
9 НК РФ являются:
1) организации и физические лица, признаваемые
в соответствии с Кодексом налогоплательщиками
или плательщиками сборов, на которых
возложена обязанность уплачивать соответственно
налоги и (или) сборы;
2) организации и физические лица, признаваемые
в соответствии с Кодексом налоговыми
агентами;
3) Федеральная налоговая служба и ее территориальные
подразделения (налоговые органы);
4) Федеральная таможенная служба и ее
подразделения;
5) государственные органы исполнительной
власти и исполнительные органы местного
самоуправления, другие уполномоченные
ими органы и должностные лица, осуществляющие
в установленном порядке помимо налоговых
и таможенных органов прием и взимание
налогов и (или) сборов, а также контроль
за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками
сборов (сборщики налогов и сборов);
6) Министерство финансов РФ, министерства
финансов республик, финансовые управления
администраций краев, областей, городов
Москвы и Санкт-Петербурга, автономной
области, автономных округов, районов,
городов (финансовые органы), иные уполномоченные
органы — при решении вопросов об отсрочке
и о рассрочке уплаты налогов и сборов
и других вопросов, предусмотренных Кодексом;
7) органы государственных внебюджетных
фондов;
8) органы внутренних дел.
Как видим, налоговое
правоотношение складывается между
различными категориями субъектов,
но основными группами субъектов
являются налогоплательщик, плательщик сборов и налоговые
органы.
Налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и физические
лица, на которых в соответствии с НК РФ
возложена обязанность уплачивать соответственно
налоги и (или) сборы.
Следовательно, налогоплательщиками могут быть физические лица и организации.
К организациям-налогоплательщика
Помимо российских юридических и физических лиц (резидентов), налогоплательщиками в соответствии с законодательством могут быть и иностранные организации, иностранные граждане — налоговые нерезиденты. Налогообложение нерезидентов осуществляется не только на основании российского налогового законодательства, но и в соответствии с международными договорами, регулирующими отношения в целях избежание двойного налогообложения.
В целом налогоплательщики и плательщики сборов могут быть классифицированы
по следующим основаниям:
1) по характеру субъекта — выделяются
физические лица и организации
2) по месту преимущественного пребывания
и источника получения дохода — на резидентов
и нерезидентов;
3) по хозяйственной обособленности —
на единые и консолидированные (взаимозависимые
лица);
4) по характеру деятельности — на общие
и специальные, к которым могут быть отнесены
сельхозпроизводители, лица, добывающие
полезные ископаемые и т.п.
В НК РФ дается понятие налогового агента, который может быть субъектом налогового правоотношения. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК возложены, в том числе обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. К ним относятся, в частности, организации и предприниматели, выплачивающие доходы гражданам, которые должны исчислить, удержать и перечислить в бюджет суммы налога на доходы своего работника.
В НК РФ с учетом норм Гражданского кодекса РФ предусмотрена возможность использования института представительства в налоговых правоотношениях (ст. 26 ПК). Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Представительство может осуществляться в двух формах: как законное представительство и уполномоченное представительство.
Законными представителями
налогоплательщика-организации
Законными представителями
налогоплательщика —
Уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми, таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Не могут быть уполномоченными
представителями
Налоговый кодекс вводит новое понятие «сборщик налогов и (или сборов)». В ст. 25 НК РФ предусмотрено, что в ряде случаев, предусмотренных Кодексом, прием от налогоплательщиков и (или) плательщиков сборов средств в уплату налогов и (или) сборов и перечисление их в бюджет может осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления, другими уполномоченными органами и должностными лицами. В соответствии с Кодексом сборщиками налогов (сборов) могут быть только государственные или муниципальные органы исполнительной власти, уполномоченные ими органы и должностные лица. Функции сборщиков выполняют, например, таможенные органы (по таможенным платежам), органы местного самоуправления (по приему платежей налога на землю).
Особое положение в
налоговых правоотношениях
1) соблюдение порядка открытия счета налогоплательщику;
2) соблюдение срока исполнения поручения
о перечислении налога или сбора;
3) обязанность исполнять решение налогового
органа о приостановлении операций по
счетам налогоплательщика, плательщика
сбора или налогового агента;
4) обязанность исполнять решение о взыскании
налога, сбора, а также пени;
5) обязанность по представлению налоговым
органам сведений о финансово-хозяйственной
деятельности налогоплательщиков — клиентов
банка.
В налоговом правоотношении помимо плательщиков налогов и (или) сборов участвуют и налоговые органы.
3. Налоговые органы как субъекты налоговых правоотношений
Законодательством предусматривается обязательное участие государства в налоговых правоотношениях в лице налоговых органов, к которым относятся Федеральная налоговая служба и ее территориальные подразделения. В случаях, предусмотренных НК РФ, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и финансовые органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Осуществляя свои функции, налоговые, таможенные органы и финансовые органы взаимодействуют в пределах, установленных законодательством о налогах и сборах.