Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа
В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г., вступившим в действие 1 января 1997 г., впервые в отдельную главу выделены преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22). Налоговая преступность для России - явление относительно новое, поскольку в течение длительного исторического периода (со времен окончания нэпа и до начала экономических преобразований конца 80-х годов) основными налогоплательщиками являлись государственные предприятия, которые не были заинтересованы в уклонении от уплаты налогов. Возникновение современной налоговой преступности, прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений.
Введение
В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г., вступившим в действие 1 января 1997 г., впервые в отдельную главу выделены преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22). Налоговая преступность для России - явление относительно новое, поскольку в течение длительного исторического периода (со времен окончания нэпа и до начала экономических преобразований конца 80-х годов) основными налогоплательщиками являлись государственные предприятия, которые не были заинтересованы в уклонении от уплаты налогов. Возникновение современной налоговой преступности, прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений. С ростом числа предприятий, основывающихся на частной форме собственности, возникло определенное противоречие между интересами государства и общества, с одной стороны, и новыми собственниками, с другой. В современных условиях налоги являются главным источником бюджетных доходов. Постоянное увеличение расходов, вызванное различными объективными причинами, побуждает государство повышать уровень налогообложения. При этом налоговая политика практически не учитывает то обстоятельство, что подавляющее большинство отечественных предприятий используют устаревшее оборудование, технологии, испытывают острую нехватку оборотных средств и не могут сбыть свою неконкурентоспособную продукцию как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Все это приводит к возникновению взаимных неплатежей и к снижению возможностей предприятий уплачивать возросшие налоги. Между тем достаточно часто и экономически благополучные предприятия, среди которых выделяются торгово-закупочные, посреднические, зачастую прибегают к уклонению от уплаты налогов.
В России в последнее
десятилетие получил широкое
распространение феномен
Нормативную базу исследования составляют Конституция РФ, действующее уголовное, налоговое, финансовое, гражданское законодательство РФ.
Цель курсовой работы изучить аспекты налоговых преступлений, провести анализ арбитражной практики по вопросам об уклонении от уплаты налогов и сборов физических лиц и организаций, сделать соответствующие выводы.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
Объектом налогового
преступления следует считать
Предметом рассматриваемых преступлений являются денежные суммы, недополученные государством.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, в котором формулируются основные выводы, и списка использованной литературы, содержащего 15наименований и 1 приложение.
В процессе написания курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, кодексы, учебники, учебные пособия, статьи, монографии, интернет ресурсы и т.д.
Специфика налоговых преступлений обусловила в качестве теоретической основы научные разработки отечественных авторов в области уголовного, финансового права, криминологии. Особо следует выделить труды Кваши Ю.Ф., Миляков Н.В, Богомягков Ю.С, Шишков С.Н, Петросян О.Ш, Лопашенко Н.А, Гаухман Л.Д, Крохина Ю.А, Наумов А.В.
Глава 1. Налоговые преступления: теоретические основы и вопросы
Обязанность платить законно установленные налоги и сборы является одной из важнейших обязанностей гражданина Российской Федерации.
Известно, что
подавляющее большинство
Согласно Уголовному кодексу РФ, налоговое преступление возникает в случае уклонения от уплаты:
а) Налога путём непредставления декларации о доходах в случаях, когда подача декларации является обязательной, либо путём включения в декларацию заведомо искажённых данных о доходах и расходах, либо иным способом, а равно в случаях уклонения от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды (применительно к физическому лицу);
б) Налогов с организации путём включения в бухгалтерские документы заведомо искажённых данных о доходах или расходах либо иным способом, а равно неуплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (применительно к юридическому лицу);
в) Таможенных платежей (применительно ко всем налоговым субъектам), совершённое в крупном размере или особо крупном размере. [9]
Таким образом, налоговое преступление - это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное уголовным законодательством под угрозой наказания и посягающее на финансовые интересы государства в сфере налогообложения.
Общественная
опасность налоговых преступлен
Статистика свидетельствует, что преступные нарушения налогового законодательства обычно связаны с порядком исчисления и уплаты налога на прибыль - 43% от общего числа налоговых преступлений, налога на добавленную стоимость - 28,4%, налогов, уплачиваемых в дорожные фонды - 6,7%, подоходного налога - 3,7%, акцизов - 1,2%. Приведенные цифры показывают, что, как правило, налоговые преступления направлены на уклонение от уплаты налогов, предусматривающих наиболее крупные отчисления в бюджет. [7].
Распределение выявленных налоговых правонарушений в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствующих предприятий выглядит следующим образом. На долю акционерных обществ и товариществ приходится 65,6% правонарушений, государственных и муниципальных предприятий - 14,3%, индивидуально-частных - 3,9%. Такая закономерность определяется, видимо, тем, что право управления и осуществление внутреннего контроля на предприятиях, действующих в форме акционерных обществ, как правило, принадлежит ограниченному кругу лиц. Обычно их руководители являются фактическими владельцами, а должный контроль отсутствует. Определенный интерес представляет также распределение нарушений налогового законодательства по сферам деятельности предприятий. На долю предприятий, осуществляющих торговлю продуктами питания, приходится 24% правонарушений, торгующих товарами народного потребления - 16%, занимающихся оказанием услуг - 12%, осуществляющих финансово-кредитные операции - 9%, торгующих недвижимостью - 8%, производящих продукцию металлообработки и машиностроения - 8%, осуществляющих нефтедобычу и нефтепереработку - 6%. [7].
Таким образом, приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что подавляющее число налоговых правонарушений совершается в торговой сфере. Предприятия торговли стремятся получать оплату наличными деньгами за реализуемые ими товары, что позволяет им использовать денежную наличность во вне банковском обороте, что, в свою очередь, значительно затрудняет осуществление налогового контроля и способствует сокрытию указанных средств от налогообложения. [7].
В связи с принятием первой части Налогового кодекса РФ, в которой в ст. 106 дано определение налогового правонарушения, возникает вопрос о соотношении понятий “налоговое преступление” и “налоговое правонарушение”.
Таблица 1.
Сравнительные признаки налоговых правонарушений и налоговых преступлений.
Признак |
Налоговые правонарушения |
Налоговые преступления |
Субъект |
Физическое и юридическое лицо. Для признания лица субъектом правонарушения в первую очередь необходимо доказать его экономическую независимость. |
Только физические лица, непосредственно виновные в совершении преступных действий. Субъектом преступления может стать только физическое вменяемое лицо, достигшее определённого уголовным законом возраста, с которого наступает уголовная ответственность. |
Продолжение таблицы 1
Виды мер государственного принуждения |
Допускается применение лишь налоговых санкций в виде штрафов. |
Применяются различные виды наказаний, установленные УК РФ, вплоть до лишения свободы. |
Судимость |
Не влечёт судимости. |
Осуждение за налоговые преступления влечёт за собой судимость лица. |
Форма вины |
При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в 2 раза. |
Лица, совершившие налоговые преступления впервые, освобождаются от уголовной ответственности, если они способствовали раскрытию преступления и полностью возместили причинённый ущерб. |
Взыскание неуплаченных сумм |
Взыскание неуплаченных сумм происходит в императивном порядке, затем действия органов налоговой администрации могут быть обжалованы в суде. |
Взыскание происходит на основании исполнительно листа, выданного судом. |
Ответственность должностных лиц |
Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает её должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или уголовной ответственности. |
|
Нижний предел суммы неуплаты |
Законом не ограничен. |
Прямо указан в законе и связан с МРОТ. |
Все нарушения законодательства о налогах и сборах подразделяются на три вида: собственно налоговые правонарушения (как разновидность финансовых правонарушений); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки); нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления). При такой классификации позволительно говорить о трех видах юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах, соответственно налоговой (как разновидности финансовой), административной и уголовной.
УК РФ 1996 г. содержит только четыре статьи, предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства это:
Ст. 198 УК РФ Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации:
1. Уклонение от уплаты
налогов и (или) сборов с
физического лица путем
2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишением свободы на срок до трех лет.
Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более шестисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион восемьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более трех миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая девять миллионов рублей.