Налоговые преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:28, курсовая работа

Описание работы

В Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г., вступившим в действие 1 января 1997 г., впервые в отдельную главу выделены преступления в сфере экономической деятельности (гл. 22). Налоговая преступность для России - явление относительно новое, поскольку в течение длительного исторического периода (со времен окончания нэпа и до начала экономических преобразований конца 80-х годов) основными налогоплательщиками являлись государственные предприятия, которые не были заинтересованы в уклонении от уплаты налогов. Возникновение современной налоговой преступности, прежде всего, определяется изменениями в экономической жизни страны, появлением рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

преступлления.doc

— 309.00 Кб (Скачать файл)

Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредный характер последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать.

Виновным при совершении административного правонарушения признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное  правонарушение признается совершенным  по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления  вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных  к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

Не является административным правонарушением  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т. е. для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Не подлежит административной ответственности  физическое лицо, которое во время  совершения противоправных действий (бездействия) находилось в состоянии невменяемости, т. е. не могло осознавать фактический характер и противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики.

 Правовая наука и практика традиционно выделяют несколько видов юридической ответственности за налоговые правонарушения: гражданскую, дисциплинарную, материальную, административную и уголовную.

Гражданско-правовая ответственность характерна для  отношений юридически равных сторон. Налоговые отношения имеют государственно-властный характер: сторона, представляющая государство, вправе давать указания, обязательные для другой стороны. Имущественная ответственность при неравенстве субъектов отношений не имеет гражданско-правового характера. Однако государственный орган, причинивший своими незаконными действиями ущерб интересам лица, обязан возместить убытки. В такой ситуации отсутствуют властные отношения, поэтому возмещение убытков регулируется гражданским правом. Меры гражданской ответственности не направлены непосредственно на обеспечение соблюдения налогового законодательства, но косвенно влияют на законность в сфере налогообложения.

 Меры дисциплинарной  ответственности применяются при  нарушении трудовой и служебной дисциплины. Они установлены Кодексом законов о труде, другими актами. Если работник при ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей причинил ущерб предприятию, то он несет материальную ответственность за этот ущерб.

 Применение  мер дисциплинарной и материальной ответственности может быть связано с нарушением налогового законодательства, но не имеет непосредственной целью обеспечение его соблюдения. Так, если главный бухгалтер предприятия допустил нарушение правил налогообложения, то на него решением начальника налогового органа может быть наложен административный штраф на основании п.12 ст.7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации". Одновременно руководитель предприятия может принять решение о применении к бухгалтеру мер дисциплинарной ответственности (объявить замечание, выговор, строгий выговор и т.п.). Дисциплинарную ответственность в этом случае бухгалтер несет не перед государством, а перед предприятием, потерпевшим ущерб в результате уплаты штрафа, пеней. Эти отношения лишь косвенно связаны с налоговыми и налоговым правом не регулируются.

 За нарушения  налогового законодательства в  зависимости от вида и тяжести  деяния применяются меры административной  или уголовной ответственности.

Нормы административной ответственности юридических лиц традиционно не включаются в КоАП. Однако она может наступать в силу норм, закрепленных в различных нормативных актах, в том числе в актах о налогах и сборах. Субъектами правонарушения в сфере налогообложения являются только должностные лица организации (лица, выполняющие управленческие функции), Т.к. в противном случае такие правонарушения было бы невозможно отграничить от налоговых правонарушений. Организации могут быть субъектами административных правонарушений, косвенно затрагивающих сферу налогообложения, например, предусмотренных сто 15.12 и 16.22 КоАП РФ. Характерная черта административной ответственности - применение административного взыскания в качестве меры ответственности. К административным взысканиям относится, в частности, наложение штрафа.

Предусмотренная законодательством о налогах  и сборах ответственность за деяние, совершенное физическим лицом (в соответствии с п.3 cт. l08 НК РФ), наступает если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством РФ. Хотя это прямо не закреплено в КоАП РФ, фактически таким же правилом следует руководствоваться и при привлечении физических лиц к административной ответственности.

Физическое  лицо, совершившее преступление (например, ст. 198 НК РФ), может быть освобождено от уголовной ответственности по не реабилитирующим основаниям, т.е. не связанным с отсутствием состава преступления или невиновностью лица (например, в соответствии со ст.78, 84, 90 УК РФ). Поскольку данное деяние все равно считается преступлением, то согласно указанию п.3 ст.108 УК РФ такое лицо не должно привлекаться к ответственности.

Из этого  следует, что иные правонарушения физических лиц являются менее опасными видами нарушений законодательства о налогах  и сборах, нежели налоговые преступления.

Соотношение налоговой  ответственности физических лиц  с их уголовной ответственностью вызывает немало спорых вопросов:

а) в некоторых  случаях санкции за налоговые  правонарушения могут превосходить санкции за преступления, предусмотренные  конкурирующими с НК РФ нормами (например, ст. 119 и 122 НК РФ в совокупности относительно ст. 198 УК РФ; ст. 125 НК РФ относительно ч.1 ст. 312 УК РФ);

б) в случае перерастания налогового правонарушения в преступление, законодательство не исключает последовательного привлечения лица к налоговой, а затем к уголовной ответственности, несмотря на внутреннее единство такого деяния; с этой позиции правильным будет подход, согласно которому при привлечении к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога физического лица не должны учитываться те налоги и сборы, за неуплату которых лицо привлекалось к налоговой ответственности; [11].

в) не соответствует  принципу соотношения между уголовной  и налоговой физических лиц регулирование  в НК РФ давности привлечения к  ответственности за совершение налогового правонарушения (установленный п.1 ст.113 НК РФ срок давности в три года превышает установленный ч.1 ст. 78 УК РФ срок давности при совершении преступлений небольшой тяжести, к которым, в частности, относятся деяния, предусмотренные ч.1 ст.194, ч.1 ст. 198, ч.1 ст.199-1 УК РФ).

Таким образом, мы видим, в чем сходство и различие налоговых преступлений и иных видов нарушений законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации. [18].

 

    1. Меры уголовной ответственности, применяемые за налоговые преступления

 

Преступления  в налоговой сфере, совершаются  в области финансов, в статье Уголовного кодекса РФ, устанавливающие уголовную  ответственность за налоговые преступления, отнесены к 22 Главе Уголовного кодекса – «Преступления в сфере экономики».

Существуют три вида ответственности:

  • Ответственность, установленная законодательством о налогах и сборах, то есть Налоговым кодексом (НК РФ) и нормативными актами по сборам;
  • Административная ответственность, по Кодексу об административных правонарушениях (КоАП РФ);
  • Уголовная ответственность за налоговые преступления установленная Уголовным кодексом (УК РФ).

 Необходимость  установления различных видов  ответственности за нарушения  законодательства о налогах и  сборах обусловлена различной степенью общественной опасности правонарушений.

Налоговым правонарушением  в соответствии со ст. 106 НК РФ признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента, и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность. [15]

Налоговые органы (налоговые инспекции) вправе применять  к нарушителям налогового законодательства финансовые санкции в виде взыскания всей суммы сокрытой или заниженной прибыли (дохода)

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных гл. 16 и 18 НК РФ. Применение штрафных санкций выступает в качестве основного способа карательного воздействия налоговой ответственности, имеющего своей целью не только наказание виновного лица, но и предупреждение налоговых.

Налоговая санкция  может быть уплачена налогоплательщиком или иным обязанным лицом добровольно. В случае если налогоплательщик (иное обязанное лицо) отказался добровольно уплатить сумму налоговой санкции или пропустил срок уплаты, указанный в требовании об ее уплате, налоговая санкция взыскивается в принудительном порядке.

В качестве санкции  налоговое законодательство предусматривает и пеню. Пеня, применяемая в налоговом праве, отличается от пени, установленной нормами гражданского права тем, что защищает налоговые правонарушения и применяется в случае нарушения налогоплательщиками своих обязанностей в срок уплачивать налоги, тогда как в гражданском праве пеня применяется за ненадлежащее исполнение обязательств.[15]

Особой разновидностью юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах  и сборах выступает административная ответственность.

Административно-правовая ответственность – это мера принуждения, установленная нормами административного права за административное правонарушение (проступок).

Нарушением  законодательства о налогах и  сборах, содержащим признаки административного правонарушения (налоговым проступком), следует считать посягающее на установленный порядок управления в налоговой сфере, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ установлены меры административной ответственности.

Основными характерными чертами нарушений законодательства о налогах и сборах, содержащих признаки административных, являются: общественная опасность (вредность); противоправность; виновность; наказуемость в соответствии с административным законодательством.

Субъектом административной ответственности за налоговые деликты может быть гражданин или должностное лицо.

Административные  взыскания, применяемые за совершение административных правонарушений согласно ст. 24 КоАП РФ:

1) предупреждение;

2) штраф;

3) возмездное  изъятие предмета, являющегося орудием совершения или непосредственным объектом административною правонарушения;

4) конфискация  предмета, явившегося орудием совершения  или непосредственным объектом административною правонарушения;

5) лишение специального  права, представленного данному гражданину (права управления транспортными средствами, права охоты);

6) административный  арест;

7) исправительные  работы 

Основным наказанием за нарушения законодательства о  налогах и сборах, содержащие признаки административных правонарушений, является административный штраф.

Административный  штраф представляет собой денежное взыскание и применительно к  сфере налоговых деликтов выражается в величине, кратной минимальному размеру оплаты труда (МРОТ) или сумме  неуплаченных налогов (сборов), подлежащих уплате на момент окончания или пресечения противоправного деяния. Если штраф за совершение налогового проступка исчисляется на основе суммы неуплаченных налогов (сборов), то его размер не может превышать трехкратного размера налоговой недоимки. [12].

Уголовная ответственность установлена за уклонение от уплаты налогов и сборов, неисполнение налоговым агентом обязанностей по их исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), а также за сокрытие налогоплательщиком денежных средств либо имущества, необходимых для взыскания недоимки.

Под уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, ответственность за которое предусмотрена ст. 198 и 199 УК РФ, следует понимать умышленные деяния, направленные на их неуплату в крупном или особо крупном размере и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджетную систему РФ. Уголовная ответственность – это мера принуждения, установленная нормами уголовного права за совершенное преступление. 

Информация о работе Налоговые преступления