Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2015 в 20:01, дипломная работа
Актуальность данной работы обусловлена тем что, налоговые преступления непосредственно посягают на экономическую безопасность государства, являются "экономическим базисом" общеуголовной и насильственной преступности, поскольку большая часть сокрытых доходов оседает в криминальном секторе экономики. Это повышает общественную опасность как правонарушений в области налогового законодательства, так и налоговых преступлений в особенности. И в то же время большая часть населения страны не считает эти преступления опасными.
Введение
Глава 1. Теоретическая часть
1.1. Понятие и виды налогового контроля
1.2. Виды налоговых проверок
1.3. Обязанность налогового органа по направлению в органы внутренних дел материалов выездных налоговых проверок, содержащих признаки уголовного преступления
1.4. Сбор доказательной базы для привлечения к налоговой и уголовной ответственности
Глава 2. Практическая часть
2.1. Тестовые вопросы
2.2. Обзор и анализ примеров из судебной практики по налоговым преступлениям
Заключение
Список использованных источников
Не позднее пяти дней со дня получения такого запроса орган внутренних дел направляет налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в проверке, или мотивированный отказ от участия в проверке.
Основаниями для отказа могут быть:
При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов и пеней, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности.
В случаях дальнейшего направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам налоговых преступлений производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сборов) по их видам, налоговым периодам и годам.
Признаками налоговых преступлений согласно ст. 198, 199, 199.1 и 199.2 УК являются:
Кроме совместных проверок важным аспектом взаимодействия является взаимная обязанность этих органов направлять при выявлении определенных обстоятельств материалы дела другой стороне в 10-дневный срок со дня выявления этих обстоятельств. Налоговые органы при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего представленные выше признаки преступления, направляют материалы в ОВД для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. По результатам проверки этих материалов ОВД принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, отказе в возбуждении или его прекращении, после чего в трехдневный срок после вынесения соответствующего постановления уведомляет налоговый орган.
Орган внутренних дел при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов, направляет материалы в соответствующий налоговый орган. Не позднее 10 дней налоговый орган уведомляет орган внутренних дел о принятом решении: о назначении соответствующего мероприятия налогового контроля или об отказе в проведении такого мероприятия. При дальнейшем осуществлении этих мероприятий без участия сотрудников МВД налоговый орган в 10-дневный срок со дня принятия решения по результатам рассмотрения материалов выездной или камеральной налоговой проверки уведомляет орган внутренних дел, направивший материалы, о результатах проверки.
1.4. Сбор доказательной базы для привлечения к налоговой и уголовной ответственности
При сборе доказательной базы для привлечения к налоговой и уголовной ответственности необходимо предусмотреть производство следующих процессуальных действий, которые в данном случае можно назвать типовыми:
В ходе расследования налогового преступления в первую очередь необходимо установить следующие обстоятельства:
Вместе с тем всегда при анализе первичных данных следует обращать внимание на то, не совершено ли уклонение от налогов группой лиц по предварительному сговору, лицом, ранее судимым или неоднократно.
Наиболее важные следственные действия на первоначальном этапе расследования – выемка документов, обыски и наложение ареста на имущество для обеспечения погашения налоговых обязательств физического лица или организаций.
При производстве выемки и последующего осмотра изымаются и изучаются следующие документы: договоры, заключенные предприятием, организацией; гарантийные письма; бухгалтерские документы, в том числе приходные и расходные документы, товарно-транспортные накладные, банковские документы о движении денежных средств по расчетному счету; приходные кассовые ордера и др. Обращается особое внимание на поиск «черной бухгалтерии и переписки», т.е. документов, отражающих реальное движение товарно-материальных ценностей. Многие предприятия, а иногда и физические лица в настоящее время осуществляют учет своих доходов и расходов, а также товарно-материальных ценностей с помощью ЭВМ и специальных бухгалтерских программ. Такую компьютерную информацию следует изымать и исследовать по правилам работы с компьютерной информацией
Местом производства выемки могут быть не только помещения предприятий, в отношении должностных лиц которых производится расследование, или места жительства физических лиц, но и иные предприятия, финансовые организации, с которыми подозреваемые лица находились в хозяйственных или иных существенных для дела отношениях.
Осмотр изъятой документации производится для определения их относимости к расследуемому событию, а также для выявления поддельных и фиктивных документов. При обнаружении поддельных документов проводятся соответствующие криминалистические экспертизы для установления обстоятельств и механизма подделки.
Полученные и изученные документы позволяют перейти к допросам причастных к делу лиц и проверке их доводов относительно интерпретации события налогового правонарушения.
Показания сотрудников налоговых органов позволяют уточнить аргументацию этого органа при определении налогового нарушения, выяснить существенные обстоятельства обнаружения преступления и поведения подозреваемого.
Показания заподозренных, которые целесообразно совмещать с получением образцов для сравнительного исследования и началом прослушивания телефонных переговоров (если это действие не начато органом дознания ранее), позволяют получить данные о существенных обстоятельствах совершения налоговых правонарушений и доводы, опровергающие мнение налоговых органов. Проверка этих доводов даст основания для принятия решения о дальнейшем направлении расследования. Существенные для дела данные могут сообщить лица из окружения подозреваемых, в том числе их сотрудники, подчиненные, партнеры. При проведении допросов необходимо активно использовать имеющиеся изъятые по делу документы.
Важное значение в ходе расследования по делам о налоговых правонарушениях имеют доказательства, полученные в результате проведения экспертиз.
Следует учитывать, что органам налоговой полиции предоставлено право самостоятельного проведения судебно-экономических экспертиз. Для этого формируются специализированные экспертные подразделения, которые в ближайшем времени будут готовы к удовлетворению потребностей органов предварительного следствия и дознания.
В ходе расследования налоговых преступлений обеспечение возмещения причиненного государству ущерба является одной из важнейших задач органов предварительного следствия и дознания.
В ходе расследования налоговых преступлений назначаются различные экспертизы.
Судебно-бухгалтерская экспертиза назначается для решения вопросов о правильности оформления бухгалтерских документов, установлении количества определенных видов материальных ценностей, обстоятельств, касающихся недостач и излишков, доброкачественности проведенной ревизии, причиненного материального ущерба и ответственных за него лиц.
Судебно-экономическая экспертиза решет вопросы установления правильности планирования и отражения выполнения плана в государственной отчетности, правильности образования и использования денежных фондов, кредитов, правильности заключения договоров, ценообразования, определения издержек производства.
Судебно-товароведческая экспертиза исследует вопросы установления качественных и количественных характеристик изделий и их соответствия ГОСТам, техническим условиям и образцам, групповой принадлежности, происхождения, способа и времени изготовления изделия, определение маркировки.
Криминалистическая экспертиза документов проводится для исследования рукописных текстов, подписей, машинописных и принтерных текстов, оттисков печатей и штампов.
Комплексная экспертиза компьютерных программ для установления их соответствия существующим правилам организации бухгалтерского учета и отчетности.
В соответствии с временами правилами аудиторской деятельности в РФ органом дознания и предварительного следствия при наличии санкции прокурора предоставлено право поручать проведение проверки юридических лиц независимо от формы собственности по возбужденному уголовному делу аудитору или аудиторской фирме. Эта проверка дает возможность установить достоверность бухгалтерской отчетности и соответствующих финансовых или хозяйственных операций действующему законодательству. Заключение аудита в этом случае приравнивается к заключению экспертизы.
2. Практическая часть
2.1. Тестовые вопросы
1. Виды налоговых проверок | |
● |
выездные налоговые проверки, камеральные налоговые проверки; |
○ |
выездные налоговые проверки, камеральные налоговые проверки, налоговые проверки контролируемых сделок. |
2. Общий срок приостановления выездной налоговой проверки не может превышать | |
○ |
3 месяца; |
○ |
1 месяц; |
○ |
4 месяца; |
● |
6 месяцев. |
3. Акт выездной проверки составляется | |
● |
не позднее двух месяцев после составления справки; |
○ |
сразу же после проведения выездной налоговой проверки; |
○ |
не раньше двух месяцев после составления справки. |
4. В соответствии с пп.1 ст.36 НК РФ, органы внутренних дел участвуют в выездных налоговых проверках | |
○ |
самостоятельно; |
○ |
совместно с налоговыми органами; |
● |
совместно с налоговыми органами, по запросу последних; |
○ |
органы внутренних дел не имеют право участвовать в выездных налоговых проверках. |
5. В течение, какого времени со дня поступления запроса налогового органа ОВД предоставляет информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверки или мотивированный отказ от участия | |
● |
не позднее 5 дней со дня поступления запроса; |
○ |
на следующий день со дня поступления запроса; |
○ |
в течение 3 рабочих дней. |