Налоговые проверки и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают ведущее положение по действенности, эффективности и, соответственно, значимости. Вполне закономерно, что в настоящее время вопросы правового регулирования налоговых проверок имеют высокую ценность как с теоретической точки зрения - для выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Понятие и виды налоговых проверок……………………………….….
2. Камеральная налоговая проверка………………………………………
3. Выездная налоговая проверка…………………………….……….……
Заключение...…………………………………………………………………
Список литературы………………………………….………..……………...

Файлы: 1 файл

Контр.Налоговые проверки.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Реферат

 

на тему:

"Налоговые  проверки и их виды"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                

 

 

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новороссийск  2012 г.

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………………………

1. Понятие и виды налоговых проверок……………………………….….

2. Камеральная налоговая проверка………………………………………

3. Выездная налоговая проверка…………………………….……….……

Заключение...………………………………………………………………… 

Список литературы………………………………….………..……………...

3

4

7

15

21

22


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Ни один налогоплательщик не застрахован от налоговой проверки. И хотя она является нелегким испытанием для руководства организаций  и бухгалтеров, не стоить думать, что  мы не в состоянии повлиять как на ход самой проверки, так и на ее результаты.

Если в организации  прошла проверка, в результате которой  начислили большие суммы недоимки, пеней и штрафов, не следует сразу  же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент  вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить. 

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора между налогоплательщиком и налоговым органом, в том  числе и по вопросам относительно результатов налоговых проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения),  должен знать правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика и   налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими «ужасающими» и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и виды налоговых проверок

 

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают ведущее  положение по действенности, эффективности  и, соответственно, значимости. Вполне закономерно, что в настоящее  время вопросы правового регулирования  налоговых проверок имеют высокую ценность как с теоретической точки зрения - для выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства.

Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, составляющие значительную часть доходов государства, но и на предупреждение и пресечение нежелательных последствий несоблюдения действующих на территории Российской Федерации правил осуществления деятельности, ведения учета и заполнения отчетности. С 2007 г. изменились не только правила истребования документов при проведении налоговой проверки. Теперь налоговые органы имеют право запросить информацию о налогоплательщике у его партнеров по бизнесу.

Поскольку налоговой  проверке может быть подвергнут любой  налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент независимо от того, является ли он организацией, индивидуальным предпринимателем или просто физическим лицом, знание соответствующих положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации  и специальной нормативной правовой базы о порядке назначения и проведения налоговых проверок, о правилах оформления документов, составляемых в ходе налоговых проверок и по их окончании, о порядке вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки поможет проверяемому лицу дать взвешенную правовую оценку правомерности требований сотрудников налоговых органов, проводящих налоговую проверку, и правильно выстроить линию защиты с целью успешной реализации своих прав и законных интересов в случае возникновения конфликтной ситуации. При этом следует иметь в виду, что в большинстве случаев причинами конфликтов между проверяющими (должностными лицами налоговых органов) и проверяемыми (налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговых агентов) в ходе проведения налоговых проверок являются имеющиеся пробелы в законодательстве о налогах и сборах, которые хоть и в незначительном количестве, но все, же остались, несмотря на принятие Федерального закона и, как следствие этого, складывающаяся противоречивая судебная практика, не позволяющая принять единственно верное решение в той или иной спорной ситуации.

Согласно п. 1 ст. 87 НК РФ, изложенной в соответствии с Федеральным  законом N 137-ФЗ в новой редакции, налоговые органы проводят следующие  виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов:

1) камеральные налоговые  проверки (ст. 88 НК РФ);

2) выездные налоговые  проверки (ст. 89 НК РФ).

В п. 2 ст. 87 НК РФ установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, в соответствии с новыми правилами, введенными в  действие Федеральным законом N 137-ФЗ, для всех видов налоговых проверок установлена единая цель - контроль за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Учитывая, что в соответствии с п. 1 ст. 82 НК РФ налоговые проверки признаются в качестве одной из форм налогового контроля, проводимого должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции, можно дать следующее нормативное определение налоговой проверки.

Налоговая проверка - это специфическая форма налогового контроля, осуществляемая посредством выездных и камеральных налоговых проверок, которые проводятся должностными лицами налоговых органов с целью контроля за соблюдением налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах.

Таким образом, проверки, проводимые иными органами, помимо налоговых, не являются налоговыми проверками по законодательству Российской Федерации.

Однако при этом важно  помнить, что не все проверки, проводимые налоговыми органами, признаются налоговыми. Именно по этой причине следует принимать  во внимание условие:  целью такой проверки должен быть контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах.

Значит, проверки, осуществляемые налоговыми органами в силу полномочий, предоставленных им не законодательством  о налогах и сборах, а иными  законодательными актами, в целях контроля за соблюдением норм иного законодательства, не относятся к налоговым проверкам и НК РФ не регулируются.

Именно по причине  несоответствия указанному условию  с точки зрения законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах налоговой также не является проверка вышестоящими налоговыми органами работы территориальных налоговых органов, проводимая в первую очередь с целью контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах сотрудниками налоговых органов. Это так называемая контрольная проверка или ревизия, осуществляемая с соблюдением общих норм о налоговом контроле, но порядок проведения, которой регулируется в основном ведомственными документами с грифом "Для служебного пользования".

Территориальные налоговые  инспекции в порядке контроля могут быть проверены соответствующим региональным управлением, а работа региональных управлений проверяется межрегиональными инспекциями. Проверяющим ведомством утверждается план контрольной работы, в котором перечисляются налоговые инспекции, подлежащие перепроверке. Работу каждого налогового органа стараются контролировать не реже одного раза в два-три года.

Поскольку в п. 1 ст. 87 НК РФ приведен закрытый перечень видов  налоговых проверок, а вышеперечисленные  условия одновременно выполняются  только при проведении выездных и камеральных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, другие проверки нельзя назвать налоговыми с точки зрения законодательства Российской Федерации.

Как уже отмечалось выше, к сожалению, понятия камеральной и выездной налоговых проверок на законодательном уровне не раскрываются.

Для того чтобы найти  принципиальные различия между камеральной  и выездной налоговыми проверками необходимо рассмотреть их основные характеристики.

- место проведения налоговой проверки;

- предмет налоговой проверки;

- срок проведения налоговой проверки.

Руководствуясь вышеперечисленными основными характеристиками налоговых  проверок, рассмотрев каждую из них  применительно к разным видам  налоговых проверок, можно дать общее  представление о содержании камеральной налоговой проверки и о выездной налоговой проверке.

 

 

 

 

 

 

 

2. Камеральная налоговая проверка

 

В последнее  время становится очевидным, что  камеральная налоговая проверка является основным и часто используемым видом налоговых проверок. Камеральная налоговая проверка позволяет выявить налоговые правонарушения на их начальной стадии, предупредить их совершение и обеспечить неотвратимость наступления налоговой ответственности. Особенности процедуры назначения и проведения камеральной налоговой проверки, ее упрощенный характер, делают ее более доступной для сотрудников налоговых органов и дают возможность охватить больше налогоплательщиков. Кроме того, именно камеральные проверки позволяют определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Нормативно-правовая база, регулирующая процедуру проведения камеральных проверок, постоянно совершенствуется, однако многие организационно-правовые проблемы реализации мероприятий камеральных проверок остаются нерешенными. Следует отметить, что в последние годы законодательство о налогах и сборах подверглось существенным изменениям, однако многие проблемы в области правового и организационного обеспечения камеральных проверок так и не были решены, о чем свидетельствует как правоприменительная практика налоговых органов, так и практика арбитражных судов.

Камеральная налоговая  проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых  деклараций и документов о деятельности налогоплательщика имеющихся у налоговых органов. При этом необходимо иметь в виду, что в соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ проведение налоговых проверок (в том числе камеральных) является правом налогового органа, а не его обязанностью.

Провести камеральные  налоговые проверки в отношении абсолютно каждой налоговой декларации (расчета), подаваемой всеми налогоплательщиками, не представляется возможным с практической точки зрения, т.к. количество сотрудников налоговых органов, специально уполномоченных проводить такие проверки, в расчете на одну налоговую инспекцию ограничено в среднем несколькими десятками, а число налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов), состоящих на налоговом учете в одной налоговой инспекции, исчисляется тысячами, а то и десятками тысяч.

Именно по этой причине камеральные налоговые  проверки проводятся чаще всего по определенным основаниям, в том числе: заявление налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) налоговых  льгот или вычетов; если проверяемое  лицо подпадает под определение основных или крупнейших налогоплательщиков и некоторые другие.

В последнее  время усилился контроль за организациями, указывающими в своей отчетности несоразмерные убытки, представляющими  в налоговые органы "нулевую" отчетность или не представляющими отчетность вообще.

Согласно ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без  какого-либо специального решения руководителя налогового органа на основе налоговых декларации (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком. Другие документы о деятельности налогоплательщика, имеющиеся у налогового органа, могут быть использованы при проведении камеральной налоговой проверки при условии, что они получены законно:

- от самого налогоплательщика;

- от различных государственных  органов в соответствии с требованиями  ст. 85 НК РФ и других законодательных  актов;

- налоговыми органами  в ходе проведения мероприятий  налогового контроля.

Срок проведения камеральной налоговой проверки установлен в п. 2 ст. 88 НК РФ и, как и прежде, составляет три месяца со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с НК РФ должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Информация о работе Налоговые проверки и их виды