Налоговые проверки и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 17:43, контрольная работа

Описание работы

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают ведущее положение по действенности, эффективности и, соответственно, значимости. Вполне закономерно, что в настоящее время вопросы правового регулирования налоговых проверок имеют высокую ценность как с теоретической точки зрения - для выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………
1. Понятие и виды налоговых проверок……………………………….….
2. Камеральная налоговая проверка………………………………………
3. Выездная налоговая проверка…………………………….……….……
Заключение...…………………………………………………………………
Список литературы………………………………….………..……………...

Файлы: 1 файл

Контр.Налоговые проверки.doc

— 119.50 Кб (Скачать файл)

В данном случае учитывается  дата фактической (а не установленной  законом) сдачи налоговой декларации (расчета) и других документов, подлежащих подаче одновременно с ней, о чем делается специальная отметка уполномоченным сотрудником налогового органа.

Предметом камеральной  налоговой проверки является правильность заполнения и своевременность подачи соответствующей отчетной (налоговой  и бухгалтерской) документации.

Суть камеральной налоговой проверки заключается в том, что во время ее проведения сотрудниками налогового органа проверяется:

- полнота представления  налогоплательщиком налоговых деклараций (расчетов) и бухгалтерской отчетности, а также иных документов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

- правильность оформления  представленных документов (наличие  всех необходимых реквизитов, четкость  заполнения и т.д.);

- своевременность представления  налоговой отчетности;

- обоснованность применения  налоговых ставок и льгот (вычетов);

- правильность исчисления  налоговой базы.

Кроме того, любой камеральной  налоговой проверкой должны выявляться арифметические и технические ошибки в представленной отчетности, сопоставляться показатели налоговой отчетности текущего периода с аналогичными показателями налоговой отчетности предыдущего отчетного (налогового) периода, сравниваться показатели проверяемой налоговой декларации с показателями налоговых деклараций по другим видам налогов и бухгалтерской отчетностью, проверяться достоверность показателей налоговой декларации на основе анализа имеющейся в налоговом органе информации о деятельности налогоплательщика.

Помимо этого, при проведении камеральных налоговых проверок основных и крупнейших налогоплательщиков в обязательном порядке не реже одного раза в квартал (а при проверке других категорий налогоплательщиков - не реже одного раза в год) должен осуществляться анализ соответствия уровня и динамики показателей налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, отражающих объемы производства и реализации продукции, работ и услуг, с уровнем и динамикой показателей объемов потребления налогоплательщиком электро - и теплоэнергии, водных, сырьевых и других ресурсов; а также анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика в сравнении со средними показателями по группе аналогичных налогоплательщиков.

В некоторых сложных  ситуациях, например при проведении камеральных налоговых проверок основных или крупнейших налогоплательщиков или при отсутствии пояснений налогоплательщика относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, сотрудники налогового органа, проводящие камеральную налоговую проверку, вправе использовать установленные ст. 31 НК РФ и иными законодательными актами полномочия, осуществление которых допускается в ходе камеральных налоговых проверок и способствует сбору и надлежащему закреплению доказательств совершения налогового правонарушения, в том числе:

- вызывать на основании  письменного уведомления налогоплательщиков  для дачи пояснений (подп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ);

- привлечение экспертов,  специалистов и переводчиков (подп. 11 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. ст. 95 - 97 НК РФ);

- привлечение свидетелей (подп. 12 п. 1 ст. 31 НК РФ, ст. 90 НК РФ);

- другие полномочия, предоставленные  НК РФ налоговым органам и  отвечающие требованиям камеральной  налоговой проверки.

К тому же, если при проведении камеральной налоговой проверки у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика, имеющейся у иных лиц, налоговый орган до 1 января 2007 года вправе был назначить встречную проверку, а теперь просто истребует все необходимые документы в порядке, установленном новой ст. 93.1 НК РФ.

В случае если в установленные  сроки для проведения камеральной  налоговой проверки запланированные  мероприятия налогового контроля не были окончены или не дали результатов, то камеральная налоговая проверка считается завершенной и не требующей специального оформления, а полученные материалы могут в дальнейшем быть использованы при проведении выездной налоговой проверки в качестве дополнительной информации.

Особенности процедуры  истребования у проверяемого лица документов в ходе камеральной налоговой проверки.        

Таким образом, если руководствоваться  данными изменениями, по общему правилу  у налогоплательщика нет обязанности, а у налогового органа нет права  требовать документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налога, что в значительной степени ограничивает круг вопросов, подлежащих камеральной налоговой проверке.

Исключения составляют следующие случаи:

- выявление ошибок  в налоговой декларации (расчете)  и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, а также, если выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля;

- использование налогоплательщиком налоговых льгот;

- заявление налогоплательщиком  права на применение налогового  вычета по налогу на добавленную  стоимость;

- проведение камеральной  проверки по налогам, связанным  с использованием природных ресурсов,  налоговые органы вправе помимо документов, указанных в п. 1 ст. 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

По результатам указанной  сверки отдел камеральных проверок в соответствии с правом, предоставленным налоговым органам пп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ, вызывает на основании письменного уведомления в налоговый орган налогоплательщиков для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов и сборов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах. В данном уведомлении налогоплательщику сообщается о неисполнении им обязанности по представлению в налоговый орган налоговых деклараций и бухгалтерской отчетности, а также указывается на необходимость их представления.

По истечении двух недель с момента истечения срока  представления соответствующей  декларации налоговый орган формирует  список налогоплательщиков, не представивших  отчетность, а также проекты решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщика в соответствии со ст. 76 НК РФ.

Таким образом, представление  документов, подтверждающих достоверность  данных, внесенных в налоговую  декларацию (расчет), по общему правилу  является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

Оформление результатов  проверки налоговой декларации. В  п. 5 ст. 88 НК РФ закреплена норма, согласно которой лицо, проводящее камеральную  налоговую проверку, обязано рассмотреть  представленные налогоплательщиком пояснения и документы.

В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должностными лицами налогового органа, проводящими указанную проверку, должен быть составлен акт налоговой  проверки по установленной форме в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Стадия проведения камеральной  налоговой проверки завершается  после окончания всех необходимых  мероприятий налогового контроля, характерных  для данной стадии, подведением ее итогов. Сотрудник налогового органа, проводивший камеральную налоговую проверку, делает на основе имеющихся документов заключение о наличии или отсутствии признаков состава налогового правонарушения в деяниях налогоплательщика.

Когда по итогам проведенной камеральной налоговой проверки полученная от налогоплательщика и имеющаяся у налогового органа информация не свидетельствует о факте совершения налогового правонарушения, то на этом камеральная налоговая проверка считается оконченной. Никаких документов по этому поводу налоговый орган не составляет.

В некоторых случаях, когда у налоговых органов есть основания полагать, что налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) совершено налоговое правонарушение, а собрать доказательства этого во время проведения камеральной налоговой проверки не представляется возможным, по результатам проведения камеральной налоговой проверки в целях получения более объективной информации о финансово-хозяйственной деятельности указанных лиц может быть принято решение о назначении выездной налоговой проверки.

Таким образом, грамотно проведенная камеральная налоговая проверка способствует правильному выбору объекта для проведения выездной налоговой проверки

 

 

 

 

 

 

3.  Выездная налоговая проверка

 

Особое место в системе  налогового контроля занимает выездная налоговая проверка. В результате их проведения налоговые органы должны одновременно решить несколько задач:

- выявление и пресечение  нарушений законодательства о  налогах и сборах;

- предупреждение налоговых  правонарушений.

При этом выездные налоговые  проверки должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных действий налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов

Выездная налоговая проверка стимулирует налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) изначально более аккуратно вести бухгалтерский и налоговый учет, тщательно проверять правильность заполнения первичных документов, подтверждающих факт осуществления тех или иных хозяйственных операций, т.к. они знают, что в любой момент к ним могут прийти из налоговой инспекции и проверить все на месте в режиме реального времени.

Спецификой и основной отличительной чертой выездной налоговой  проверки от другого вида налоговой проверкой - камеральной является место проведения выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая  проверка проводится на основании решения  о проведении проверки, которое выносит  налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.       

С 01.01.2007г. п. 1 ст. 89 НК РФ устанавливается  общее правило, согласно которому выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика. Этот пункт был дополнен нормой, в которой  содержалось одно исключение из общего правила, когда выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, - в случае если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки.

В отношении срока проведения выездной налоговой проверки и порядка его исчисления необходимо отметить, что ст. 89 НК РФ, действующей до вступления в силу Федерального закона N 137-ФЗ, содержала положение, согласно которому выездная налоговая проверка не могла продолжаться более двух месяцев. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган мог увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. В соответствии с абз. 2 старой редакции ст. 89 НК РФ срок проведения выездной налоговой проверки включал в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. При этом если проводилась выездная налоговая проверка организаций, имеющих филиалы и представительства, то срок проведения проверки увеличивался на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Учитывая это, можно сделать вывод, что в настоящее время в результате принятых изменений срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется календарными месяцами и включает в себя срок проведения выездной налоговой проверки в отношении филиалов и представительств и периоды между вручением налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ, изложенной в новой редакции, выездная налоговая проверка также не может  продолжаться более двух месяцев, но указанный срок может быть продлен  теперь до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев.       

Основаниями продления  срока проведения выездной налоговой  проверки в соответствии с Приказом ФНС России могут являться:

1) проведение проверок  налогоплательщика, отнесенного  к категории крупнейших;

2) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента нарушений законодательства о налогах и сборах и требующей дополнительной проверки;

3) наличие форс-мажорных  обстоятельств (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где  проводится проверка;

4) проведение проверок  организаций, имеющих в своем  составе несколько обособленных подразделений, а именно:

- четыре и более обособленных подразделения - до четырех месяцев;

- менее четырех обособленных подразделений - до четырех месяцев, в случае если доля уплачиваемых налогов, приходящаяся на данные обособленные подразделения, составляет не менее 50 процентов от общей суммы налогов, уплачиваемых организацией, и (или) удельный вес имущества на балансе обособленных подразделений составляет не менее 50 процентов от общей стоимости имущества организации;

- десять и более обособленных подразделений - до шести месяцев;

5) непредставление налогоплательщиком, плательщиком сбора, налоговым  агентом в установленный в  соответствии с пунктом 3 статьи 93 Кодекса срок документов, необходимых  для проведения выездной (повторной  выездной) налоговой проверки;

6) иные обстоятельства. При этом в данном случае  необходимость и сроки продления  выездной (повторной выездной) налоговой  проверки определяются исходя  из длительности проверяемого  периода, объемов проверяемых  и анализируемых документов, количества налогов и сборов, по которым назначена проверка, количества осуществляемых проверяемым лицом видов деятельности, разветвленности организационно-хозяйственной структуры проверяемого лица, сложности технологических процессов и других обстоятельств.

При этом выделяется, что  решение о продлении срока  выездной (повторной выездной) налоговой  проверки принимает руководитель (заместитель  руководителя) ФНС России:

Информация о работе Налоговые проверки и их виды