Налоговые проверки: виды, порядок назначения и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Осуществление налогового контроля является основной функцией уполномоченных органов государства - налоговых органов.Основной формой проведения налогового контроля продолжает оставаться налоговая проверка, которая представляет собой процессуальное действие налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогового контроля 6
1.1. Понятие и виды налоговых проверок 6
1.2. Сущность камеральной налоговой проверки 9
1.3. Выездная налоговая проверка 14
Глава 2. Анализ проведения налоговых проверок на примере ФНС РФ 19
2.1. Характеристика ФНС России 19
2.2. Анализ и динамика проведенных выездных и камеральных налоговых проверок 21
Глава 3. Основные проблемы при осуществлении налогового контроля и пути их решения 27
3.1. Основные проблемы при осуществлении камеральной и выездной налоговой проверки 27
3.2. Пути решения проблем, возникающих при осуществлении налогового контроля 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по налоговым проверкам.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

 

Глава 1. Теоретические основы налогового контроля 6

 

    1. Понятие и виды налоговых проверок 6
    2. Сущность камеральной налоговой проверки 9
    3. Выездная налоговая проверка 14

 

Глава 2. Анализ проведения налоговых проверок на примере ФНС РФ 19

 

2.1.     Характеристика ФНС России 19

2.2. Анализ и динамика проведенных выездных и камеральных налоговых проверок 21

 

Глава 3. Основные проблемы при осуществлении налогового контроля и пути их решения 27

 

3.1.  Основные проблемы при осуществлении камеральной и выездной налоговой проверки 27

3.2. Пути решения проблем, возникающих при осуществлении налогового контроля 31

 

Заключение 34

Список использованных источников и литературы 36

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных условиях в общей системе государственного финансового контроля ведущая роль принадлежит налоговому контролю, поскольку налоги выступают основными фискальными и регулирующими инструментами рыночного хозяйства. Налоговый контроль обеспечивает обратную связь налогоплательщиков с органами государственной власти, поэтому от его результативности зависят благополучие и экономическая безопасность государства.

Укрепление рыночных основ хозяйствования потребовало решения новых задач налогового контроля, к числу которых следует отнести необходимость правовой обоснованности и экономической целесообразности контрольных действий, их предопределенность постепенным сближением финансовых интересов государства и хозяйствующих субъектов. Это обусловило необходимость формирования новых принципов, методов и инструментов контроля за полнотой и своевременностью исполнения налоговых обязательств. На значимость налогового контроля,  поиск наиболее оптимальных способов его организации и повышение результативности обращается внимание   в официальных документах, подготовленных Министерством финансов Российской Федерации.

Однако в современной России организация и проведение налогового контроля сталкиваются с множеством проблем, обусловленных различными причинами: не налажено эффективное сотрудничество с органами внешней среды по обмену информацией о налогоплательщиках; не получило широкого распространения применение современных методов передачи данных по телекоммуникационным каналам связи; сохраняется низкий уровень автоматизации процедуры организации и сопровождения налоговых проверок и др. Данные проблемы характерны как для федерального, так и для регионального уровня власти.

В этих условиях налоговый контроль все еще не стал эффективным инструментом государственного управления экономикой и налогового администрирования.

Таким образом, тема «Налоговые проверки: виды, порядок назначения и проведения» является актуальной на сегодняшний день.

Цель  данной работы состоит в исследовании налоговых проверок, их видов, порядка назначения и проведения, а также основных проблем при их осуществлении и пути их решения.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

    • Изучить понятие, структуру и содержание налогового контроля;
    • Рассмотреть виды налоговых проверок и порядок их проведения;
    • Раскрыть основные проблемы при осуществлении камеральной и выездной налоговой проверки;
    • Рассмотреть пути решения основных проблем при осуществлении налогового контроля;
    • Сделать необходимые выводы по данной теме.

Объектом исследования в данной работе является Федеральная Налоговая Служба Российской Федерации.

Предметом исследования является камеральная и выездная налоговые проверки.

Структурно данная работа состоит из введения, трех разделов, семи подразделов, заключения и списка использованных источников и литературы. В первом разделе рассматриваются теоретические основы налогового контроля. Во втором – анализ налоговых проверок на примере ФНС России. В третьем разделе рассматриваются основные проблемы при осуществлении налоговых проверок, а также пути их решения.

Настоящая работа писалась на основе учебной литературы, статей, официальных сайтов.

 

Глава 1. Теоретические основы налогового контроля

 

    1. Понятие и виды налоговых проверок

 

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ. [1]

Государственный налоговый контроль представляет собой комплекс мероприятий и деятельность высших органов государственной власти по проверке и мониторингу законности, рациональности и эффективности налоговых потоков в экономике, а также деятельность специальных контролирующих органов по учету налогоплательщиков, проверке их отчетности и объектов налогообложения, правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками установленных налогов, по выявлению резервов увеличения налоговых поступлений, улучшению налоговой дисциплины и проверке соблюдения налогового законодательства налогоплательщиками.

Налоговый контроль за налоговыми поступлениями от налогоплательщиков осуществляется посредством ведения в налоговых органах по каждому плательщику оперативно-бухгалтерского учета начислений и поступлений каждого вида налогов и других обязательных поступлений. Правильность, полнота и своевременность уплаты налогов контролируется посредством налоговых проверок.

Налоговая проверка – совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в бухгалтерской отчетности и других носителях информации. [7]

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

Проверки, проводимые налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговой проверки:

      • Камеральные проверки;
      • Выездные проверки.

Камеральная проверка – проверка, проводимая в помещении налогового органа.

Выездная налоговая проверка – проверка, проводимая на территории налогоплательщика.

По способу организации:

    • Плановые проверки;
    • Внезапные проверки.

Внезапная налоговая проверка – разновидность выездной налоговой проверки, проводимой без предварительного уведомления налогоплательщика, в отличие от плановой проверки.

По объему проверяемых документов:

    • Сплошные проверки;
    • Выборочные проверки.

При сплошных проверках, проверяются все документы за ревизуемый период. Сплошные проверки чаще всего проводятся в небольших организациях либо в организациях, где необходимо восстановить учет.

Выборочная проверка – когда проверяется часть документов. Может перерасти в сплошную в случае установления в проверяемой выборке нарушений, присущих всему массиву документации организации.

По характеру проверяемого материала:

    • Документальные;
    • Фактические.

При документальных проверках проверяются документы.

Фактические проверки предполагают проверку не только документов, но и изучение фактического состояния изучаемого лица.

По объему проверяемых вопросов:

    • Тематические;
    • Комплексные.

Тематические проверки предполагают проверку документов по определенному кругу вопросов.

Комплексные  – охватывают все направления деятельности подконтрольного лица в налоговой сфере. [2]

Основными правилами проведения налоговых проверок являются:

  1. Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки;
  2. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

Из этого правила есть два исключения:

    1. Когда проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
    2. Когда проверка проводится вышестоящим налоговым органом при проведении контрольной проверки. [14]

 

 

 

 

    1. Сущность камеральной налоговой проверки

 

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых декларация (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. [1]

Целью камеральной проверки является контроль за соблюдением налогоплательщиком законодательных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений взыскание сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов по выявленным правонарушениям, привлечение виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также подготовка необходимой информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

Основными этапами камеральной проверки являются:

    1. Проверка полноты и своевременности представления налогоплательщиком документов налоговой отчетности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;
    2. Проверка своевременности представления расчетов по налогам в налоговый орган;
    3. Визуальная проверка правильности оформления документов налоговой отчетности (полноты заполнения всех необходимых реквизитов, четкости их заполнения и т.д.);
    4. Проверка правильности составления расчетов по налогам, включающая в себя арифметический подсчет итоговых сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет и проверку обоснованности применения ставок налога и налоговых льгот, а также правильность отражения показателей, необходимых для исчисления налогооблагаемой базы;
    5. Проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

Направления, по которым проводится камеральная проверка, позволяют выделить следующие ее виды:

    • Формальную проверку;
    • Арифметическую проверку;
    • Нормативную проверку;
    • Непосредственную камеральную проверку.

Формальная проверка включает в себя проверку наличия всех установленных законодательством форм отчетности и документов (например, документов, подтверждающих предоставление налоговых льгот или подтверждающих экспорт продукции и т.д.). Проверяется также наличие и четкое заполнение всех предусмотренных правовыми актами обязательных реквизитов. Заполнение отчетности должно осуществляться ручкой, фломастером или методами машинной обработки. Не допускаются неоговоренные исправления. В случае отсутствия каких-либо данных в соответствующей строке ставится прочерк или делается ссылка об отсутствии оснований по заполнению определенных строк (форм). В ходе формальной проверки проверяется также наличие подписи налогоплательщика (руководителя и главного бухгалтера) и соответствии этих подписей имеющимся образцам. На представляемом втором экземпляре налоговой отчетности ставится отметка налогового органа о дате получения отчетности.

Арифметическая проверка дает возможность оценить правильность арифметического подсчета того или иного показателя, например, налогооблагаемой прибыли. При арифметической проверке контролируется правильность подсчета итоговых сумм в документе, как по горизонтали, так и по вертикали.

Нормативная проверка - это проверка содержания документа с точки зрения соответствия его действующему законодательству. Именно этот метод позволяет выявить незаконные по содержанию документы, установить факты необоснованного списания затрат на себестоимость продукции, неправильности применения ставок налогов и т.д. При нормативной проверке налоговый инспектор руководствуется нормативной базой о налогах и сборах.

Непосредственная камеральная проверка представляет собой логическую проверку корреспонденции цифровых данных, в соответствии с которыми налогоплательщик определяет сумму налога, подлежащую внесению в бюджет.

Срок проведения установлен в три календарных месяца со дня представления в налоговый орган налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проведения камеральных проверок НК РФ не установлена. Соответственно частота их проведения зависит от возникновения соответствующей необходимости. [2]

В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Информация о работе Налоговые проверки: виды, порядок назначения и проведения