Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:14, курсовая работа
Осуществление налогового контроля является основной функцией уполномоченных органов государства - налоговых органов.Основной формой проведения налогового контроля продолжает оставаться налоговая проверка, которая представляет собой процессуальное действие налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогового контроля 6
1.1. Понятие и виды налоговых проверок 6
1.2. Сущность камеральной налоговой проверки 9
1.3. Выездная налоговая проверка 14
Глава 2. Анализ проведения налоговых проверок на примере ФНС РФ 19
2.1. Характеристика ФНС России 19
2.2. Анализ и динамика проведенных выездных и камеральных налоговых проверок 21
Глава 3. Основные проблемы при осуществлении налогового контроля и пути их решения 27
3.1. Основные проблемы при осуществлении камеральной и выездной налоговой проверки 27
3.2. Пути решения проблем, возникающих при осуществлении налогового контроля 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36
Центральный аппарат ФНС России находится по адресу 127381, г. Москва, Неглинная ул., д. 23. [14]
2.2. Анализ и динамика проведенных выездных и камеральных налоговых проверок
Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства, в том числе и российского, является обеспечение устойчивого сбора налогов. Современные социально-экономические условия в стране вынуждают налогоплательщиков скрывать свои доходы, что способствует ускоренному совершенствованию налоговой системы, так как в основном именно страх последующей юридической ответственности является самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги. Одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы России является обеспечение устойчивого сбора налогов.
Проанализируем деятельность ФНС России по работе контроля за поступлением платежей в бюджет. В таблице 2.1 представлена эффективность контрольной работы ФНС России.
Таблица 2.1
«Эффективность контрольной работы ФНС России»
2011 |
2012 |
2013 |
Абсолютное отклонение (млн. руб.) |
Относительное отклонение (%) | ||||||
2011/2012 |
2012/2013 |
2011/2012 |
2012/2013 | |||||||
Всего до начислено (млн.руб.) |
2140122 |
2251972 |
2335669 |
111850 |
83697 |
105,2 |
103,7 | |||
Всего до начислено (%) |
100 |
100 |
100 |
- |
- |
- |
- | |||
Количество проверок |
68340 |
92341 |
111930 |
24001 |
19589 |
135,1 |
121,2 | |||
До начислено по выездным проверка (млн.руб.) |
546689 |
984897 |
1482543 |
438208 |
497648 |
180,1 |
150,5 | |||
До начислено по выездным проверка (%.) |
25,5 |
43,7 |
63,5 |
18,2 |
19,8 |
171,3 |
145,3 | |||
Количество выездных проверок (единиц) |
6663 |
5022 |
4738 |
-1641 |
-284 |
75,4 |
94,3 | |||
До начислено на 1 выездную проверку |
82,0 |
196,1 |
313,0 |
114,1 |
116,9 |
239,1 |
159,6 | |||
До начислено по камеральной проверке (млн.руб.) |
1123724 |
750486 |
438347 |
-37328 |
-312139 |
66,8 |
58,4 | |||
До начислено по камеральной проверке (%) |
52,5 |
33,3 |
18,8 |
-19,2 |
-14,5 |
63,4 |
56,4 | |||
Количество камеральных проверок |
61677 |
87319 |
107192 |
25642 |
19873 |
141,6 |
122,8 | |||
До начислено на 1 камеральную проверку |
18,2 |
8,6 |
4,1 |
-9,6 |
-4,5 |
47,3 |
47,7 | |||
До начислено по прочим контрольным мероприятиям (млн.руб.) |
469709 |
516589 |
414777 |
46880 |
-101812 |
110,0 |
80,3 | |||
До начислено по прочим контрольным мероприятиям (%) |
22,0 |
23,0 |
17,7 |
1,0 |
-5,3 |
104,5 |
76,9 |
Камеральных налоговых проверок проводится намного больше, чем выездных, но темп их роста снижается, за 2011 год он составил 141,6, а за 2012 год - 122,8%.
Эффективность камеральных проверок ниже эффективности выездных. На 1 камеральную проверку приходится доначислений за 2012г 4,1млн. руб., что на 4,5млн. руб. меньше предыдущего года. Темп роста камеральных проверок за три прошедших года относительно стабилен 47,3 и 47,7%%. [14]
Количество проверок так же растет и их темп так же сокращается, сокращение за 2012 год составило по сравнению с предыдущим на 13,9% (121,2 - 135,1).
Рассмотрим выездные налоговые проверки с привлечением МВД в таблице 2.2.
Таблица 2.2
«Выездные налоговые проверки с привлечением МВД»
2011 |
2012 |
2013 |
Изменения в относительных показателях (%) |
Изменения в абсолютных показателях | |||||||
Выездные налоговые проверки |
259 |
158 |
68 |
2012/2011 |
2013/2012 |
2012/2011 |
2013/2012 | ||||
61 |
43 |
-101 |
-90 | ||||||||
Выездные налоговые проверки, проводимые с привлечением МВД |
30 |
18 |
5 |
60 |
27 |
-12 |
-13 | ||||
В том числе: |
|||||||||||
Выездные налоговые проверки, проводимые с привлечением МВД, с начала проверки |
27 |
11 |
5 |
40 |
45 |
-16 |
-6 | ||||
Выездные налоговые проверки, проводимые с привлечением МВД, после начала проверки |
3 |
5 |
0 |
166 |
0 |
+2 |
-5 | ||||
Всего выездных налоговых проверок |
289 |
176 |
73 |
60 |
41 |
-113 |
-103 |
На основании проведенного анализа выездных налоговых проверок проводимых налоговыми органами при участии МВД за период с 2011года по 2013 года, можно сделать следующие выводы: что выездных налоговых проверок проводимых с привлечением МВД на протяжении рассматриваемого периода становится все меньше, главным образом это связанно с самим уменьшением выездных налоговых проверок, понимание налогоплательщиков непредотвратимости процесса, и уверенностью в правильности выполнения возложенных на них обязанностей в налоговой сфере, тем не менее, в некоторых ситуациях остается необходимость привлечения МВД при проведении выездных проверок. Анализируя представленную информацию, мы видим, что в 2013 году не наблюдается ни одной проверки проводимой с привлечением МВД, после начала проверки, этому сопутствует отсутствие проявления агрессии со стороны, проверяемого, нежели чем по сравнению предыдущими периодами. [13]
Министерство внутренних дел является одним из главных помощников в борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. Тесное сотрудничество МВД и налоговых органов дает возможность пресекать незаконные дела налогоплательщиков и избежать полного сокрытия доходов и получаемой незаконными путями прибыли. Улучшения в налоговом контроле будут очевидны, когда налоговым органам не потребуется помощь правоохранительных органов. То есть налогоплательщики станут законопослушными гражданами, и экономика страны будет стабильной.
Динамика проведенных по НДФЛ камеральных проверок представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3
«Камеральные налоговые проверки по НДФЛ»
Показатели |
период |
Относительные показатели (%) |
Абсолютные показатели | ||||
2011 |
2012 |
2013 | |||||
(2011/2012) |
2013/2012 |
2012/2011 |
2013/2012 | ||||
Количество камеральных проверок |
383 |
215 |
269 |
56 |
125 |
-168 |
+54 |
В таблице 2.4 представлены результаты анализа по выездным налоговым проверкам в разрезе основных налогов.
Таблица 2.4
«Результаты по выездным налоговым проверкам в разрезе основных налогов»
показатели |
период |
Относительные показатели (%) |
Абсолютные показатели | ||||
2011 (тыс.руб.) |
2012 (тыс.руб.) |
2013 (тыс.руб.) |
2012/2011 |
2013/2012 |
2012/2011 |
2013/2012 | |
НДС |
2778,0 |
3508,0 |
20786,0 |
126 |
592 |
+730 |
+17278 |
Налог на прибыль |
20787,0 |
214984,0 |
7114,0 |
103 |
3 |
+194197 |
-207870 |
Страховые взносы |
180,0 |
221,0 |
203,0 |
123 |
92 |
+41 |
-18 |
НДФЛ |
2310,0 |
4464,0 |
2354,0 |
193 |
53 |
+2154 |
-2110 |
Налог на имущество организаций |
385,0 |
412,0 |
11,0 |
107 |
3 |
+27 |
-401 |
В 2013 году проведено совместно с правоохранительными органами 11 выездных налоговых проверок, в ходе которых доначислено в бюджет 13186 тыс. руб. За 2012 год было проведено 7 проверок с результатом 217164 тыс. руб. В 2011 году проведено 4 проверки с результатом в 205968 тыс. руб.
На основе проведенного анализа по выездным налоговым проверкам можно сделать следующие выводы:
В целом по выездным налоговым проверкам за исследуемый период происходили значительные изменения в положительную и отрицательную стороны, что в полнее характерно для нестабильной экономики нашего региона. По результатам выездных проверок не выявление нарушений связано с тем, что примененные санкции, штрафы и пени прошлых лет положительно повлияли на налогоплательщиков.
Глава 3. Основные проблемы при осуществлении налогового контроля и пути их решения
3.1. Основные проблемы при осуществлении камеральной и выездной налоговой проверки
Проблемы при осуществлении камерального налогового контроля
Статья 93.1 НК РФ и Порядок не содержат конкретного перечня истребуемых налоговыми органами документов у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также документов о сделках. [1]
Кроме того, не определен вопрос и о конкретном перечне документов, представляемых самим налогоплательщиком. Приведем пример. Статья 88, равно как и ст.172 НК РФ, не предусматривает закрытого перечня документов, обосновывающих правомерность применения налоговых вычетов по НДС. Поэтому инспекция вправе истребовать при проведении камеральной проверки любые документы, в том числе первичные учетные документы. Такое право налоговых органов подтверждается арбитражной практикой.
Таким положением дела остаются недовольны, прежде всего, налогоплательщики, которые изначально определенно не знают какой перечень документов им нужно представить в налоговой орган, а затем вынуждены выполнять требования по представлению документов и уплачивать штрафы при просрочке. И не обязательно налогоплательщик является не добросовестным, но, как известно, незнание не освобождает от ответственности. [14]
В п.3 ст.88 НК РФ содержится правило о необходимости уведомления налогоплательщика при обнаружении инспектором ошибок или противоречий в представленных документах. Буквально указано следующее: "Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок". [1]
Информация о работе Налоговые проверки: виды, порядок назначения и проведения