Налоговые проверки: виды, порядок назначения и проведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:14, курсовая работа

Описание работы

Осуществление налогового контроля является основной функцией уполномоченных органов государства - налоговых органов.Основной формой проведения налогового контроля продолжает оставаться налоговая проверка, которая представляет собой процессуальное действие налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы налогового контроля 6
1.1. Понятие и виды налоговых проверок 6
1.2. Сущность камеральной налоговой проверки 9
1.3. Выездная налоговая проверка 14
Глава 2. Анализ проведения налоговых проверок на примере ФНС РФ 19
2.1. Характеристика ФНС России 19
2.2. Анализ и динамика проведенных выездных и камеральных налоговых проверок 21
Глава 3. Основные проблемы при осуществлении налогового контроля и пути их решения 27
3.1. Основные проблемы при осуществлении камеральной и выездной налоговой проверки 27
3.2. Пути решения проблем, возникающих при осуществлении налогового контроля 31
Заключение 34
Список использованных источников и литературы 36

Файлы: 1 файл

Курсовая по налоговым проверкам.doc

— 214.00 Кб (Скачать файл)

В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ. [1]

В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы.

Если налогоплательщик не использует налоговые льготы, не заявляет НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган не вправе истребовать у него дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено ст.88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. [1]

На практике в ходе углубленной камеральной проверки налоговики зачастую проводят следующие мероприятия налогового контроля:

    • Истребование документов у налогоплательщика, а также у его контрагентов и иных лиц, обладающих документами или информацией о деятельности налогоплательщика;
    • Допрос свидетелей;
    • Назначение экспертизы;
    • Привлечение специалиста, переводчика;
    • Выемку документов;
    • Осмотр помещений и территорий.

Требования к составлению акта камеральной проверки и его содержанию закреплены в ст. 100 НК РФ и Требованиях к составлению акта налоговой проверки, утвержденных Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (Приложение N 6 к Приказу). [13]

При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:

    • Акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные НК РФ сведения;
    • Акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;
    • Инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;
    • Экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.

Акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:

    • вводной части (общие положения);
    • описательной части (установленные факты);
    • итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения). [14]

Камеральные проверки позволяют найти недобросовестных налогоплательщиков, обеспечить отбор тех организаций, документальная проверка которых дает наибольшие доначисления на каждый час рабочего времени ревизора. Их эффективность характеризуется не только доначисленными суммами, но и более правильным исчислением и уплатой платежей в дальнейшем на основе устранения ошибок в ведении бухучета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Выездная налоговая проверка

 

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. [1]

Но из этого правилам есть и исключения:

    1. Проведение выездной проверки в отношении крупнейшего налогоплательщика.

В этом случае решение о проведении проверки выносит соответствующая инспекция по крупнейшим налогоплательщикам;

    1. Проведение самостоятельной выездной проверки филиала или представительства организации.

Здесь решение о проведении выездной проверки выносит налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения.

Проведение проверки по месту нахождения инспекции не означает, что налоговики не вправе получить доступ к территориям и помещениям налогоплательщика, т.е. они могут в общем порядке произвести осмотр помещений и территорий, инвентаризацию имущества, выемку документов и предметов.

Предметом выездной проверки выступает проверка правильности исчисления и своевременности уплаты налогов. [5]

При получении налогоплательщиком решения о проведении выездной проверки нужно помнить, что проверка ограничена проверяемым периодом. По общему правилу налоговики могут проверить налоги только за период, который не превышает трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Однако у этого есть исключения, а именно: при повторной выездной проверке в связи с подачей уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате, проверять можно только период, за который подана декларация, даже если он выходит за пределы трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. В независимости от того, в какую сторону корректируется ранее заявленный налог. Кроме того, налоговики не вправе в рамках выездных проверок проверять дважды один и тот же период по конкретному налогу. Из этого правила также предусмотрен ряд исключений.

Второй раз проверить один и тот же период можно, если:

    • Проводится повторная выездная проверка;
    • Проводится выездная проверка в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика;
    • Общая выездная проверка организации с учетом обособленных подразделений проводится после самостоятельной выездной проверки филиала (представительства) или наоборот. [15]

По общему правилу есть два месяца для проведения выездной проверки. Срок начинает исчисляться с даты вынесения руководителем налогового органа (его заместителем) решения о проведении выездной проверки. Окончание срока определяется днем составления справки о проведенной выездной проверке. На это срок время нахождения проверяющих на территории налогоплательщика не влияет.

К сожалению, этот срок может быть продлен до четырех или шести месяцев, а также приостановлен на срок до шести (девяти) месяцев. Таким образом, общая продолжительность выездной проверки может составить год и три месяца. Все эти действия оформляются соответствующими решениями.

За эти два месяца налоговики должны провести все мероприятия налогового контроля, а после его истечения покинуть территорию налогоплательщика. Проведение мероприятий налогового контроля за рамками срока выездной проверки в некоторых случаях приводит к тому, что полученные в ходе этих мероприятий доказательства признаются недопустимыми.

Налоговикам запрещается проводить более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года:

    • В отношении налогоплательщика в целом;
    • В отношении филиала или представительства налогоплательщика-организации. В данном случае имеются в виду самостоятельные выездные проверки указанных обособленных подразделений. Но Налоговый кодекс предусмотрел ряд исключений из этого правила.

Третья выездная проверка в течение года будет законной, если:

    1. Это повторная выездная проверка;
    2. Это выездная проверка в связи с ликвидацией или реорганизацией налогоплательщика-организации;
    3. Это общая проверка налогоплательщика-организации, которая следует за самостоятельной проверкой филиала (представительства) данной организации, или наоборот;
    4. Это выездная проверка резидента Особой экономической зоны в Калининградской области по налогу на прибыль и налогу на имущество, которая проводится в связи с исключением его из единого реестра резидентов, при условии, что проверка назначена не позднее трех месяцев с момента уплаты соответствующих налогов;
    5. Решение о необходимости проведения проверки сверх ограничения принято руководителем ФНС России. С чем может быть связана такая необходимость, НК РФ не определяет. [14]

Итак, выездная проверка проводится на основании Решения о проведении выездной налоговой проверки.

В решении определяется:

    • В отношении кого будет проводиться проверка (указываются полное и сокращенное наименования (фамилия, имя, отчество) налогоплательщика);
    • Предмет проверки (налоги и сборы, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
    • Проверяемый период;
    • Состав проверяющих (указываются должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки).

Решение выносит и подписывает руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который проводит выездную проверку. Оно заверяется печатью налогового органа.

Результаты выездной проверки оформляются актом. Однако до его оформления, проверяющие должны составить справку о проведенной выездной проверке. Такой порядок применяется ко всем выездным проверкам, в том числе и повторным. Справка оформляется в последний день проведения выездной проверки.

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

    1. О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
    2. Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приостанавливается проверка по решению руководителя (заместителя) налогового органа. Он может принять такое решение в случаях:

    • Истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
    • Получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;
    • Проведения экспертиз;
    • Перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке. [1]

Приостановить проверку для истребования документов можно не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы. При этом в решении должно быть указано это лицо. Общий срок приостановления проверки не может превышать шести месяцев. Но если надо запросить информацию в иностранном государстве, то пауза может еще затянуться на три месяца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Анализ проведения налоговых проверок на примере ФНС России

 

2.1.     Характеристика ФНС России

 

Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

Служба и ее территориальные органы - управления Службы по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции Службы, инспекции Службы по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня составляют единую централизованную систему налоговых органов.

Структурные подразделения центрального аппарата ФНС России:

    • Аналитическое управление;
    • Контрольное управление;
    • Управление налогообложения юридических лиц;
    • Управление кадров;
    • Финансовое управление;
    • Управление информационных технологий;
    • Правовое управление;
    • Управление по работе с задолженностью и банкротством;
    • Управление досудебного урегулирования налоговых споров;
    • Административно-контрольное управление;
    • Управление налогообложения имущества и доходов физических лиц;
    • Управление трансфертного ценообразования и международного сотрудничества;
    • Управление регистрации и учёта налогоплательщиков;
    • Управление камерального контроля;
    • Управление модернизации налоговых органов;
    • Управление контроля налоговых органов.

Информация о работе Налоговые проверки: виды, порядок назначения и проведения