Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2013 в 23:13, контрольная работа
1. ОТМЕНА РЕШЕНИЯ ВЫШЕСТОЯЩИМ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ ИЛИ СУДОМ
2. ПРЕД ПРОВЕРОЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПОВЕРКИ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ
4. Задача: Организацией предъявлен к вычету НДС по материалам оплаченным поставщикам, принятым полностью к учету в июне 2007 г. Стоимость материалов без НДС составляет 100 000 руб. материалы были использованы в декабре 2007 г. ... Определить сумму заниженного НДС, подлежащего уплате в бюджет и сумму штрафных санкций за совершенное налоговое преступление.
Содержание
В случае предъявления налоговым органом иска (заявления) организация (индивидуальный предприниматель) имеет два варианта дальнейших действий: признание требований налогового органа либо защита своих прав посредством опровержения позиции налогового органа.
Согласно действующему законодательству организации и индивидуальные предприниматели вправе обжаловать ненормативные акты налоговых органов, действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов путем подачи жалобы должностному лицу вышестоящего налогового орган
Согласно ст.138 Налогового кодекса подача налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом - юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем жалобы в вышестоящий налоговый орган, вышестоящему должностному лицу налогового органа, акты, действия, бездействие должностных лиц которого обжалуются, не исключает права вышеуказанных юридического лица, индивидуального предпринимателя на одновременную или последующую подачу заявления в арбитражный суд в отношении того же предмета и по тем же основаниям.
Согласно ст.139 Налогового кодекса жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие должностного лица налогового органа подается в вышестоящий налоговый орган либо вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба на ненормативный акт налогового органа может быть подана только в вышестоящий налоговый орган.
Должностным лицам налогового органа, ненормативный акт которого обжалуется, не предоставлено право вынесения решения по жалобе налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента.
Порядок обжалования описан в ст. 138 НК РФ и заключается в следующем: акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Таким образом, законодатель закрепляет
право налогоплательщика «
Представим себе, что налогоплательщик,
получивший решение налоговой инспекции
и не согласный с ним, обращается за защитой
своих прав параллельно в две инстанции:
в налоговый орган и суд.
И в том и другом случае срок для обращения —
три месяца со дня, когда налогоплательщик
узнал или должен был узнать о нарушении
своих прав (п. 2 ст. 139 НК РФ и п. 4 ст. 198 АПК
РФ).
Вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо должны рассмотреть жалобу налогоплательщика в течение одного месяца со дня ее получения (п. 1 ст. 140 НК РФ). Арбитражный суд же первоначально в пятидневный срок со дня поступления заявления налогоплательщика решает вопрос о принятии этого заявления (п. 1 ст. 127 АПК РФ), после чего в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, рассматривает дело (п. 1 ст. 200 АПК РФ).
В связи с тем что срок, установленный для рассмотрения заявления налогоплательщика, у суда больше, чем у налогового органа (прибавить к тому вечную загруженность судов), в большинстве случаев, если налогоплательщик обращался в суд и в налоговый орган одновременно, первым решение по жалобе налогоплательщика примет вышестоящий налоговый орган, а уж только потом — суд.
Согласно п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе:
— оставить жалобу без удовлетворения;
— отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку;
— отменить решение и прекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
— изменить решение или вынести новое.
По итогам рассмотрения жалобы на действия или бездействие должностных лиц налоговых органов вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) вправе вынести решение по существу.
Если вышестоящий налоговый орган оставляет жалобу без удовлетворения, значит, налогоплательщик не зря уплатил государственную пошлину в арбитражный суд, теперь он может поздравить себя с тем, что не отсиживался в надежде на положительное решение налогового органа, а предпринял все возможное со своей стороны.
Нас же интересует другой
возможный вариант развития событий —
когда вышестоящий налоговый орган отменяет
решение нижестоящего.
Тут могут быть два варианта: вышестоящий
налоговый орган либо просто отменит акт
нижестоящей инстанции, либо отменит акт
нижестоящей инстанции и назначит дополнительную
проверку.
Ситуация, при которой вышестоящий налоговый орган, соглашаясь с возражениями налогоплательщика, вынужденно отменяет решение нижестоящего налогового органа исходя из формальных нарушений, но не существа решения, не редкость. Нижестоящий налоговый орган может прийти проверить на тот же предмет другие периоды деятельности налогоплательщика и исправить былые недочеты согласно указаниям вышестоящих налоговых органов. А это означает, что такая отмена лишь формальна, нужен судебный акт, который в результате рассмотрения проблемы по существу расставил бы все точки над i в споре между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Используя правомочие, предоставленное пп. 3 п. 2 ст. 140 НК РФ, вышестоящий налоговый орган или вышестоящее должностное лицо решение нижестоящего налогового органа отменяет. Однако вовсе не обязательно, что производство по делу о налоговом правонарушении для налогоплательщика на этом заканчивается, поскольку тут же назначается дополнительная проверка, поводом для которой служат все те же сведения, собранные о налогоплательщике нижестоящей инспекцией. В результате этой дополнительной проверки вышестоящий налоговый орган выносит то или иное решение, которое может быть как в пользу, так и против налогоплательщика. Поскольку акт нижестоящего налогового органа уже отменен, вышестоящий налоговый орган может либо оставить жалобу налогоплательщика без удовлетворения, либо вынести новое решение.
Юридически решение нижестоящего налогового органа является отмененным. Между тем фактически налогоплательщик продолжает пребывать под дамокловым мечом, поскольку все обстоятельства, которые стали основанием для возбуждения производства по делу о налоговом правонарушении нижестоящим налоговым органом, только еще раз перепроверенные и, может быть, дополненные, могут стать прекрасной почвой для неблагоприятного решения и, как следствие, санкций со стороны вышестоящего налогового органа.
Предположим, районная налоговая инспекция нашла серьезные, на ее взгляд, факты нарушений со стороны налогоплательщика и даже «вышла» на солидную сумму, но, увы, допустила массу грубых нарушений при вынесении решения, на которые закрыть глаза просто невозможно. Получается, что вышестоящий налоговый орган без ущерба для дела может «подправить» ошибки нижестоящего звена и написать уже новое решение четко, ясно и красиво. У налогоплательщика, попавшего в такую ситуацию, дело осложняется еще и тем, что срок для проведения дополнительной проверки вышестоящим налоговым органом нигде не установлен. В результате налогоплательщик, у которого рассмотрение дела уже назначено в арбитражном суде, приходит в суд обжаловать формально отмененное решение, зачастую подозревая, что весь фактический материал прошедшей налоговой проверки перекочует в новое решение (на этот раз вышестоящего налогового органа) — о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.
Позиция налоговых органов в данной ситуации выглядит
так: поскольку обжалуемое решение отменено
вышестоящим налоговым органом (вышестоящим
должностным лицом), отсутствует сам предмет
обжалования. И это означает, что начатое
по заявлению налогоплательщика производство
по делу должно быть прекращено на основании
пп. 1 п. 1 ст. 150 АПК РФ, так как дело не подлежит
рассмотрению в арбитражном суде.
Однако вот парадокс: с отменой решения
нижестоящего налогового органа вышестоящим
обстоятельства, послужившие основанием
для обращения налогоплательщика в арбитражный
суд с заявлением, не устранены.
Например, вышестоящий налоговый орган, отменяя решение нижестоящего и назначая дополнительную проверку, соглашается с тем, что на налогоплательщика должны быть возложены определенные налоговые обязанности, но их объем определен нижестоящим налоговым органом неверно. Согласитесь, что, прочитав в принятом по своей жалобе решении вышестоящего налогового органа подобную формулировку, налогоплательщик вполне определенно может представить себе, чем для него закончится дополнительная проверка. В этой ситуации разумным кажется решение оспаривать именно отмененный акт нижестоящего налогового органа, поскольку именно он явился основанием для проведения дополнительной проверки и именно он фактически будет в дальнейшем пересматриваться и корректироваться вышестоящим налоговым органом.
Позиция налоговых органов в некоторых
случаях находит поддержку у судов. Однако
в последнее время в связи с участившимися
случаями обжалования отмененных актов
нижестоящих налоговых органов вышестоящими
на вопрос о том, должно ли прекращаться
производство по делу в связи с «отсутствием
оснований и предмета рассмотрения спора.
Из статей 197 (часть 2) и 198 АПК РФ следует,
что налогоплательщик вправе обжаловать
ненормативный акт налогового органа
путем подачи в суд заявления о признании
такого акта недействительным.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный
суд, установив, что оспариваемый ненормативный
правовой акт не соответствует закону или
иному нормативному акту и нарушает права
и законные интересы заявителя, принимает
решение о признании ненормативного правового
акта недействительным.
Таким образом, правовые последствия решений, принимаемых в пользу налогоплательщика налоговым органом и судом, различны. Отмена решения налогового органа означает прекращение действия такого решения на будущее, признание решения недействительным влечет признание его недействующим с момента принятия, свидетельствует о незаконности решения с момента его вынесения.
Поэтому в статье 138 Налогового кодекса
Российской Федерации закреплено право
налогоплательщиков на одновременное
обращение с жалобами в вышестоящий налоговый
орган и в суд“.
В соответствии со статьями 1, 2, 4, пунктом
2 статьи 22 Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации арбитражный
суд осуществляет правосудие путем разрешения
экономических споров и осуществляет
защиту нарушенных или оспариваемых прав
и законных интересов предприятий в сфере
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
В соответствии со статьей
198 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации граждане, организации
и иные лица вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительными
ненормативных правовых актов, незаконными
решений и действий (бездействия) государственных
органов, иных органов, должностных лиц,
если полагают, что оспариваемый ненормативный
правовой акт, решение и действие (бездействие)
не соответствуют закону или иному нормативному
правовому акту и нарушают их права и законные
интересы в сфере предпринимательской
и иной экономической деятельности, незаконно
возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления
предпринимательской и иной экономической
деятельности.
Поскольку на день рассмотрения заявления
в судебном заседании спор о недействительности
решения налогового органа между сторонами
не был урегулирован в связи с отменой
оспариваемого ненормативного акта вышестоящим
налоговым органом, суд обоснованно рассмотрел
спор по существу и признал решение Инспекции
недействительным, как нарушающее законные
права и интересы налогоплательщика и
не соответствующее нормам Налогового
кодекса Российской Федерации».
Следует отметить, что арбитражным судам
пришлось решать проблему обжалования
отмененных ненормативных актов налоговых
органов принципиально, а не только в части
обжалования отмененных ненормативных
актов с последующим назначением дополнительной
налоговой проверки.
Может возникнуть ситуация, когда вышестоящий налоговый орган на основании п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика на акт нижестоящего налогового органа изменяет решение или выносит новое. То есть прежнее решение нижестоящего налогового органа либо получает новую редакцию, либо вообще перестает действовать вследствие появления абсолютно нового решения.
В первом случае налогоплательщик, одновременно обжаловавший решение нижестоящего звена в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) и в суд (как правило, с учетом более коротких сроков, установленных для рассмотрения его жалобы вышестоящим налоговым органом), уже до рассмотрения дела судом получает на руки совершенно иную редакцию прежнего документа. Арбитражный суд вряд ли будет иметь законные основания для прекращения производства по делу, поскольку в данном случае не будет иметь места одновременное изменение предмета и основания иска. Однако по сравнению с позицией налоговых органов позиция налогоплательщика заметно ухудшается.
Таким образом отмена "Решения" может быть произведена при несоблюдении должностными лицами налоговых органов требований статьи 101 (п. 6 ст.101 НК РФ). То есть суду и вышестоящему налоговому органу предоставлено право оценить степень нарушений, влияние их на "Решение" по существу и на основании этой оценки высказаться о действительности или недействительности этого "Решения". Для этого налогоплательщик, не согласный с решением налогового органа, должен обратиться в суд или упомянутые вышестоящие инстанции с жалобой на несоответствия действий налоговых органов (их представителей) требованиям законодательства. Следует учесть, что обжалован налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган может быть не сам акт налоговой проверки, который налоговый орган составляет по результатам налоговой проверки в соответствии с п. 1 ст. 100 НК РФ, а решение налогового органа о привлечении к ответственности.
В деятельности налоговых органов важнейшее
место занимают выездные налоговые проверки
(до вступления в действие ч. 1 Налогового
кодекса, т.е. до 1999 г., они назывались документальными).
Выездные проверки делятся на:
При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической — по одному или нескольким налогам, отдельным вопросам, например по возмещению налога на добавленную стоимость.