Налоговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие налогов, их виды и функции;
2. охарактеризовать налоговую систему и принципы налогообложения;
3. проанализировать особенности налоговые системы России и США;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты налоговых систем 5
1.1 Понятие налогов. Их виды и функции 5
1.2 Налоговая система и принципы налогообложения 8
2 Налоговые системы России и США 14
2.1. Налоговая система России 14
2.2. Особенности налоговой системы США 21
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Налоговые системы.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Содержание 2

Введение 3

1 Теоретические аспекты налоговых систем 5

1.1 Понятие налогов. Их виды и функции 5

1.2 Налоговая система и принципы налогообложения 8

2 Налоговые системы России и США 14

2.1. Налоговая система России 14

2.2. Особенности налоговой системы США 21

Заключение 26

Список литературы 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государственная власть во все времена  нуждалась в средствах для  своего содержания, но методы привлечения этих средств менялись в зависимости от обстоятельств и уровня развития общества. Сущность налогов заключается в отношениях безвозмездного присвоения. Государство осуществляет обязательные сборы с юридических и физических лиц. Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями граждан и юридических лиц и государства по поводу формирования государственных финансов. Социально-экономическая сущность налогов, их типы, структура и роль видоизменяются вместе с природой и функциями государства.

Современный период функционирования промышленных предприятий в Российской Федерации — период изменения внешней среды хозяйствования, заключающийся в ужесточении конкурентной борьбы в секторе обрабатывающей промышленности; увеличении давления со стороны естественных монополистов; социальной сферы. Функционирование Государственных органов характеризуется наличием высоких издержек ведения бизнеса, основная доля которых приходится на налоговое администрирование, имеющее сложную структуру и методологию взимания налоговых и иных приравненных к налогам платежей.

Если проанализировать величину налоговой  нагрузки, приходящуюся на промышленный сектор экономики, которая по некоторым оценкам достигает 60% добавленной в продукт предприятием стоимости; и, учитывая, что добавочная стоимость, произведенная предприятием, складывается в основном из прожиточного минимума персонала предприятия, необходимого для восстановления его трудоспособности, и прибавочного продукта, распределяемого, на иные цели то становится очевидной необходимость рациональной и эффективной организации учета и планирования налоговых издержек предприятия. Речь в данном случае должна вестись о научно обоснованной и практически целесообразной системе организации налогового менеджмента, и, в частности, основной его составляющей - налоговом планировании, способной в той или иной мере сгладить риски, возникающие в связи с налогообложением хозяйственной деятельности промышленных предприятий.

Организация эффективной системы  налогового планирования на российских промышленных предприятиях способна выступить связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования предприятия, как тактического, так и стратегического. Экономической конструкции под названием “налоговое  планирование" присущ комплексный характер, выражающийся, прежде всего в многообразии взаимосвязей с различными проявлениями управленческого воздействия во внутренней структуре организации. Иными словами, налоговое планирование, вплотную  взаимодействуя с такими управленческими функциями, как маркетинг, финансы, учет, кадровая политика, снабжение, в то же время является одним из базовых инструментов генерирования показателей эффективности  функционирования предприятия, так как расчет последних без учета налоговых последствий представляется весьма неразумным и иррациональным. Следовательно, налоговое планирование должно стать обязательным инструментарием в комплекте менеджмента российского предприятия при принятии того или иного управленческого решения.

Курсовая работа по предмету «Экономическая теория» на тему «Налоговые системы». Цель работы – исследовать экономические аспекты функционирования налоговой систем.

Объект данной работы –  налоги.

Предметом курсовой работы является налоговая система.

Задачи курсовой работы:

  1. рассмотреть понятие налогов, их виды и функции;
  2. охарактеризовать налоговую систему и принципы налогообложения;
  3. проанализировать особенности налоговые системы России и США;
  4. Теоретические аспекты налоговых систем

 

    1. Понятие налогов. Их виды и функции

 

Налоги –  основа существования современного государства, поэтому их использование  в процессе регулирования экономики  требует тщательного прогноза налоговых  последствий. Для осуществления  такого прогнозирования необходимо определить инструменты и критерии оценки эффективности налогового регулирования.

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги  на  доходы  и имущество:

    • подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм);
    • на  социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы);
    • поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость;
    • налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие.

Они взимаются с конкретного  физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги:

    • налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость;
    • акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги);
    • налог на наследство;
    • налог на сделки с недвижимостью  и ценными бумагами и другие.

Это косвенные налоги. Они  частично или полностью переносятся  на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также  твердые, пропорциональные, прогрессивные  и  регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости  от использования налоги делятся  на общие и  специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления а каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое  назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления  в дорожные фонды).

Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют пять важнейшие функции:

  1. обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. государственное регулирование экономики (регулирующая функция);
  3. поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  4. стимулирующая функция;
  5. контрольная функция.

Во всех государствах, при всех общественных формациях  налоги в  первую очередь выполняли фискальную функцию — изъятие части доходов  предприятий  и граждан для содержания  государственного аппарата, обороны  страны  и  той части непроизводственной сферы,  которая  не  имеет  собственных  источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного  уровня  развития  - учреждения культуры, здравоохранения, образования и др.     Налогам принадлежит решающая  роль  в формировании  доходной   части государственного  бюджета.  Важную  роль  играет  функция,  без  которой   в экономике, базирующейся на  товарно-денежных  отношениях,  нельзя  обойтись. Рыночная  экономика  в  развитых  странах  —  это  регулируемая   экономика. Представить  себе  эффективно   функционирующую   рыночную   экономику,   не регулируемую государством, невозможно. Иное дело  -  как  она  регулируется, какими способами, в каких формах. Здесь возможны варианты, но каковы  бы  ни были эти формы и методы, центральное место  в  самой  системе  регулирования принадлежит налогам. Развитие  рыночной  экономики  регулируется  финансово-экономическими методами   — путем применения отлаженной системы налогообложения, маневрирования ссудным капиталом и процентными  ставками, выделения из бюджета капитальных вложений и дотаций и т. п. Центральное место в этом комплексе экономических  методов  занимают  налоги.  Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя  условия  налогообложения, вводя одни  и  отменяя  другие  налоги, государство создает  условия  для ускоренного  развития  определенных  отраслей  и  производств,  способствует решению актуальных для общества проблем.

Посредством налогов в государственном  бюджете  концентрируются  средства,  направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как производственных,  так  и социальных,  финансирование  крупных межотраслевых,   комплексных   целевых программ  —  научно-технических,  экономических  и  др.  С  помощью  налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий  и  предпринимателей, доходов граждан, направляя ее  на  развитие  производственной  и  социальной инфраструктуры,  на  инвестиции  в  капиталоемкие  и  фондоемкие  отрасли  с длительными  сроками  окупаемости  затрат  (железные   дороги,   автострады, добывающие  отрасли,  электростанции  и   др.).

Сущность  контрольной функции  состоит в количественном отражении  и  соответствии  налоговых  платежей  и  налоговых   поступлений. Осуществление  контрольной  функции  налогов,  ее  полнота  и   глубина,   в известной мере, зависит от  налоговой  дисциплины.  Суть  ее  в  том,  чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно  и  в  полном объеме уплачивали установленные законодательством  налоги.  Практика  работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты  налогов явление частое.

Таким образом, налогом является обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий.

1.2 Налоговая система и принципы налогообложения

 

Налоговая система - главный  инструмент перераспределения финансовых средств; для ее эффективного функционирования необходимы определенные условия, прежде всего стабильность общей экономической  политики. [3]

Налоговая система является частью финансовой системы и может  действовать целенаправленно только в том случае, если имеются государственные  программы, четко определяющие приоритеты промышленной и научно-технической  политики, в соответствии с которыми предоставляются налоговые льготы и бюджетные субсидии.

Налоговая система представляет собой совокупность налогов и  сборов, принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по уплате, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности  и мер ответственности за нарушение  налогового законодательства.

 Различают следующие  элементы налоговой системы: совокупность  налогов и сборов, налоговое законодательство, формы осуществления налогового  контроля, принципы построения налоговой  системы.

 Государство использует  для косвенного воздействия на  экономику и формирования своих  доходов совокупность налогов,  которая требует упорядочения  и классификации - группировки  по их видам. Основными критериями  классификации могут выступать  различные признаки: способ взимания  налогов; субъект - налогоплательщик; характер применяемых ставок; источник  и объект налогообложения; орган,  устанавливающий налоги; порядок  введения налога; уровень бюджета,  в который зачисляется налог;  целевая направленность налога; другие признаки. [1]

 Большую роль при  выборе этих признаков играет  форма государственного устройства. По органу, устанавливающему и  конкретизирующему налоги, в унитарном  государстве они делятся на общегосударственные и местные. В федеративном государстве налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные. Налоговая система Российской Федерации согласно ст. 12 НК РФ включает в себя три вида налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Федерации (региональные налоги и сборы), местные налоги и сборы. [2]

 В качестве критерия  может выступать объект налогообложения.  В соответствии с этим налоги  делятся на налоги с дохода, налоги с имущества, ресурсные  налоги, налоги на действия (хозяйственные  акты, финансовые операции, обороты  по реализации).

По уровню бюджета, в который  зачисляется налоговый платеж, налоги делятся на закрепленные и регулирующие. Закрепленные налоги и сборы непосредственно  и целиком поступают в конкретный бюджет или бюджеты государственных  внебюджетных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации. По регулирующим налогам  устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов  Российской Федерации или местные  бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. Нормативы  отчислений определяются законом о  бюджете того уровня бюджетной системы  Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом  о бюджете того уровня бюджетной  системы Российской Федерации, который  распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.

 Налоговая система  охватывает наряду с совокупностью  видов налогов и налоговых  ставок свод законов, регулирующих  порядок и правила налогообложения,  структуру и функции государственных  налоговых органов, принципы построения  налоговой системы.

 Свойства, присущие любой  налоговой системе: направленность  налогообложения на увеличение  рынок или на разных уровнях  административного управления; определенная  ориентация налоговых льгот по  отдельным налогам с учетом  приоритетов экономической и  фискальной политики. [5]

Информация о работе Налоговые системы