Налоговые системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:32, курсовая работа

Описание работы

Задачи курсовой работы:
1. рассмотреть понятие налогов, их виды и функции;
2. охарактеризовать налоговую систему и принципы налогообложения;
3. проанализировать особенности налоговые системы России и США;

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические аспекты налоговых систем 5
1.1 Понятие налогов. Их виды и функции 5
1.2 Налоговая система и принципы налогообложения 8
2 Налоговые системы России и США 14
2.1. Налоговая система России 14
2.2. Особенности налоговой системы США 21
Заключение 26
Список литературы 28

Файлы: 1 файл

Налоговые системы.docx

— 56.18 Кб (Скачать файл)

Рассмотрим характеристики так называемой идеальной налоговой  системы. По определению, система налогообложения - это совокупность норм, правил и занимающихся их реализацией институтов, которые обеспечивают взимание налогов в стране.

 В некоторых изданиях  можно встретить названия «желательная  налоговая система», «налоговая  система гуманистического общества»  и т.п. Речь идет о том,  что в экономической теории  принято относить к нормативному  анализу (что должно быть), в  отличие от позитивного (что  есть в реальности). Перечисленные  ниже 6 принципов и отвечают на  вопрос как должно быть, однако  это не означает, что существующие  в мире налоговые системы в  действительности в полной мере  соответствуют этим принципам.

1. Принцип эффективности,  или нейтральности, означает, что  налоги должны как можно меньше  искажать сложившиеся на рынке  отношения, соответствующие условиям  свободной конкуренции (за исключением  внешних эффектов, когда государственное  вмешательство считается обоснованным).

2. Принцип гибкости связан  с реакцией системы налогообложения  на изменения экономической конъюнктуры.  Например, в ситуации инфляции, когда  повышается общий уровень цен,  налоги также повышаются.

3. Принцип административной  простоты означает, что налоговая  система в целом характеризуется  низкими административными издержками, ее прозрачностью и трудностью  уклонения от уплаты налогов.

4. Принцип приоритета личности  связан с тем, что налоговая  система должна быть направлена  на формирование равных возможностей, а не на создание равных  условий для каждого гражданина. Налоговая система не должна  строиться в соответствии с  некими «государственными потребностями», которые подменяют собой потребности  индивидуумов и изменяют свободный выбор гражданина.

5. Принцип политической  ответственности означает, что налогоплательщики  отчетливо сознают, за что именно  они платят налоги. Следовательно,  соответствие этому принципу  позволяет более адекватно отражать  предпочтения населения в отношении  финансирования тех или иных  общественных благ.

6. Принцип справедливости  означает, что налоговое бремя  не должно быть чрезмерно тяжелым  для одних групп налогоплательщиков  и весьма легким - для других. В  связи с этим в экономической  теории принято говорить о  горизонтальном и вертикальном  равенстве. Первое из выделенных  курсивом понятий означает, что  люди, одинаковые во всех отношениях, одинаково облагаются налогом.  Таким образом, система, построенная  на основе горизонтального равенства,  соответствует принципу не дискриминации в налогообложении.

Вертикальное равенство  означает, что некоторые люди по своему положению должны платить  более высокие налоги, чем другие. Например, лица, имеющие более высокий  доход, должны платить по более высоким  предельным ставкам налогов.

В связи с проблемой  справедливости мы рассмотрим два наиболее известных принципа налогообложения, используемых на практике: принцип  платежеспособности и принцип получаемых выгод.

 • Принцип получаемых  выгод. Согласно этому подходу, физические и юридические лица должны уплачивать налог пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства. Например, тот, кто пользуется хорошими дорогами, и должен платить налоги на поддержание дорог. Если так, то налоги должны платить автомобилисты. Но это редкий случай, когда можно более или менее точно определить конкретных лиц и размер получаемых ими выгод. А как быть с владельцем маленького кафе недалеко от дороги? Мимо его заведения проезжает множество автомобилистов, которые оставляют в кафе деньги за выпитое и съеденное. Должен ли владелец этого кафе облагаться налогом по более высокой ставке, поскольку он получает выгоду от автомобильной дороги? А как быть в случае неполных семей? Должна ли мать-одиночка, получающая социальные пособия на детей, платить более высокие налоги? Очевидно, в таком случае сама идея помощи неполным семьям была бы искажена до неузнаваемости. [8]

 • Принцип платежеспособности. Этот принцип означает, что налоги  должны зависеть от размера  получаемого дохода. Кто больше  получает, тот и больше платит. На первый взгляд, это вполне  справедливо, но и здесь возникают  сомнения. Получается, что, чем в  большей степени индивиду свойственны  инициатива, риск, предприимчивость, приносящие  ему более высокие доходы, тем  больше налогов он должен платить.  Но эти сомнения могут быть  отчасти развеяны встречным примером: сын миллионера, получивший огромное  наследство просто в силу своего  родственного отношения и проводящий  жизнь в праздности, должен уплатить  налог на наследство, а также  платить по более высоким ставкам  подоходного налога. Принцип платежеспособности  означает, что более богатые люди  платят и абсолютно, и относительно  более высокие налоги, чем бедные. В целом в большинстве стран  с рыночной экономикой преобладает именно принцип платежеспособности, хотя на практике используется и принцип получаемых выгод. [8]

Таким образом, налоговой  системой принято назвать совокупность налогов и сборов, установленных государством и взимаемых с целью создания центрального общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания.

 

 2 Налоговые системы России и США

 

2.1. Налоговая система России

 

Налоговая система РФ включает совокупность налогов и сборов, взимаемых  в установленном порядке.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и  физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях  финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных  образований.

Данное определение позволяет  отличить налог от сбора.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в  отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Таким образом, сбор, согласно Налоговому Кодексу, представляет собой  условие осуществления государством тех или иных юридически значимых действий в интересах его плательщика, где существует некая возмездность. При уплате сборов всегда присутствует специальная цель и интересы сторон, следовательно, сбор не может быть произвольным, размер сбора должен быть обоснован  и сопоставим с целями, на которые  он взимается.

Налоги увязаны между  собой и представляют в совокупности целостную систему.

Основными принципами построения налоговой системы являются:

1.    Законодательная  основа построения налоговой  системы.

Федеральные налоги и сборы  устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым Кодексом. Налоги и сборы  субъектов РФ, местные налоги и  сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативно-правовыми  актами органов муниципальных образований. [7]

2.   Единство налоговой  системы.

Не допускается устанавливать  налоги и сборы, нарушающие единое экономическое  пространство РФ и, в частности, прямо  или косвенно ограничивающие свободное  перемещение в пределах территории РФ товаров, работ, услуг или финансовых средств, а также создавать препятствия  не запрещенной законом экономической  деятельности физических лиц и организаций.[7]

3.    Стабильность  налоговой системы.

Международными нормами  предусмотрено внесение существенных изменений в налоговую систему 1 раз в 5 лет при стабильной системе, 1 раз в 3-4 года - при нестабильной системе. [7]

4.   Гибкость налоговой  системы, заключающаяся   в  возможности регулирования налогообложения  хозяйствующих субъектов на основе  множественности применяемых налогов. [7 ]

Процесс формирования конкретных налогов регламентируется серией специальных  законов. Законодательной основой  построения налоговой системы РФ является Налоговый Кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах. Законы субъектов РФ и нормативно-правовые акты муниципальных образований принимаются в соответствии с Налоговым Кодексом, при этом не могут изменять или дополнять установленные им положения.

Акты налогового законодательства, устраняющие или смягчающие ответственность  за его нарушение либо устанавливающие  дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов и иных обязанных лиц, имеют обратную силу.

Акты налогового законодательства, отменяющие налоги и сборы, снижающие  размеры их ставок, устраняющие обязанности  налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов или иным образом  улучшающие их положение, могут иметь  обратную силу, если прямо предусматривают  это. [8]

Для установления налога должны быть законодательно определены все  обязательные элементы налогообложения, то есть основные понятия, определяющие порядок исчисления и уплаты налога. В соответствии с Налоговым Кодексом обязательными элементами налогообложения  являются:

-     объект налогообложения  - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход  или иное обстоятельство, имеющее  стоимостную, количественную или  физическую характеристику, с наличием  которого законодательство о  налогах и сборах связывает  возникновение у налогоплательщика  обязанности по уплате налога.

-     налоговая  база - стоимостная, физическая или  иная характеристика объекта  налогообложения, которая исчисляется  налогоплательщиками по итогам  каждого налогового периода на  основе данных регистров бухгалтерского  учета и (или) на основании  иных документально подтвержденных  данных.

-    налоговый период - календарный год или иной  период времени применительно  к отдельным налогам, по окончании  которого определяется налоговая  база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

-     налоговая  ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;

-     порядок исчисления  налога;

-     порядок и  срок уплаты налога, которые устанавливаются  применительно к каждому налогу  и сбору. В случаях, когда  последний день срока падает  на нерабочий день, днем окончания  срока считается ближайший следующий  за ним рабочий день.

В необходимых случаях  при установлении налога в законодательных  актах могут предусматриваться  налоговые льготы - преимущества, предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия  применения льгот по налогам и  сборам, не могут носить индивидуального  характера. По налогам и сборам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

-     необлагаемый  минимум объекта налога;

-     изъятие из  обложения определенных элементов  объекта налога;

-    освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков;

-     понижение  налоговых ставок;

5. В Российской Федерации установлены следующие виды налогов и сборов:

•     федеральные

•     региональные

•     местные.

  1. Федеральными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К федеральным налогах и сборам относятся:

•     налог на добавленную  стоимость;

•     акцизы;

•     налог на прибыль  организаций;

•     налог на доходы физических лиц; »    единый социальный налог;

•     государственная  пошлина;

•     налог на добычу полезных ископаемых;

•     сбор за право  пользования объектами животного  мира и водными биологическими ресурсами;

•     водный налог. [6]

2. Региональными признаются налоги, установленные НК РФ, которые вводятся в действие, законами субъектов Российской Федерации и обязательны к уплате на территории данных субъектов устанавливая региональный налог, законодательные (представительные) органы власти субъекте Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

-     налоговую  ставку (но в пределах, устанавливаемых  Налоговым Кодексом);

-     порядок и  сроки уплаты;

-     налоговые  льготы и основания для их  использования.

Региональные и местные  органы власти могут устанавливать определенные элементы налогообложения только в пределах, предусмотренных федеральным законодательством. Такие элементы налогообложения, как объект налогообложения, налоговый период, налоговая база, порядок исчисления, устанавливаются только в соответствии с НК РФ.

К региональным налогам относятся:

•     налог на имущество  организаций;

•     транспортный налог;

•     налог на игорный  бизнес. [11]

3. Местными признаются налоги, которые вводятся в действие в соответствие с Налоговым Кодексом Российской Федерации нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

Местные налоги в городах  федерального значения Москве и Санкт - Петербурге устанавливают и вводятся в действие законами данных субъектов РФ.

Устанавливая местный  налог, представительные органы муниципальных  образований определяют следующие элементы налогообложения:

-     налоговую  ставку (в пределах, устанавливаемых  Налоговым Кодексом);

-     порядок и  сроки уплаты;

Информация о работе Налоговые системы