Налоговый контроль и формы его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:29, реферат

Описание работы

Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Проведение налоговых проверок 4
Камеральные налоговые проверки 6
Выездные налоговые проверки 9
Этапы проведения налоговых проверок 11
Налоговые правонарушение и ответственность за их совершение 11
Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения 13
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

налоги реферат.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

университет»

Кафедра коммерческой деятельности и предпринимательства

Реферат по теме: «Налоговый контроль и формы его осуществления»

НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение 3

Проведение налоговых проверок 4

Камеральные налоговые проверки 6

Выездные налоговые проверки 9

Этапы проведения налоговых проверок 11

Налоговые правонарушение и ответственность за их совершение 11

Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения 13

Заключение 15

Список литературы 16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Взимание налогов –  одно из основных условий существования  государства, развития общества на пути к экономическому и социальному  процветанию.

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых  обязательств как физических, так  и юридических лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие  в формировании денежных фондов государства  за счет собственных средств, поэтому  нередки случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями  от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о  доходах и др. Для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.

Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных  органов по обеспечению правильного  исчисления, своевременного и полного  внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

В данное время в Российской Федерации  основными органами занимающимися непосредственно налоговым контролем остаются: Министерство по налогам и сборам и Федеральная полиция по налогам и сборам. Согласно статье 3 Федерального закона «О налоговых органах Российской Федерации».

 

Процесс взимания налогов, осуществляется путем реализации своих налоговых обязательств как  физических, так и юридических  лиц, которые зачастую не заинтересованы принимать участие в формировании денежных фондов государства за счет собственных средств, поэтому нередки  случаи уклонения налогоплательщиками, налоговыми агентами, кредитными организациями  от уплаты налогов, сокрытия имущества, предоставления неточной информации о  доходах и др. И для пресечения подобных мер нарушения налогового законодательства реализуется один из важнейший институт налогового законодательства – налоговый контроль.

Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных  органов по обеспечению правильного  исчисления, своевременного и полного  внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

Проведение налоговых проверок

 

Налоговые проверки являются главной и наиболее эффективной  формой осуществления налогового контроля.

Налоговая проверка представляет собой совокупность специальных  приемов налогового контроля, применяемых  уполномоченными органами с целью  установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения  и порядка уплаты налогов и  сборов в документах, отчетах, бухгалтерских  балансах и других носителях информации. В ходе налоговых проверок осуществляется всестороннее изучение финансово-хозяйственных  операций организаций или физических лиц с объектами налогообложения.

Качество  и эффективность проводимых налоговых  проверок во многом зависят от тщательной подготовки и планирования. Организация  контрольной деятельности и использование  тех или иных методов и форм налогового контроля осуществляется на основе разрабатываемых планов и  программ поведения мероприятий  налогового контроля. Планирование является одним из основных базовых принципов  осуществления налогового контроля уполномоченными органами. При этом существуют различные виды планов контрольной  работы: годовые, перспективные, текущие  и т.д.

Планирование  часто является первоначальным этапом контрольной работы, в ходе которого определяются задачи и цели налоговых  проверок, осуществляется выбор объектов контроля, составляется перечень вопросов, подлежащих проверке, программа налоговых  проверок, определяются сроки реализации контрольных мероприятий, а также  исполнители.

Результаты  проведения налоговых проверок оформляются  в виде итогового документа –  акта налоговой проверки, за достоверность  которого соответствующие должностные  лица несут персональную ответственность.

Органы налогового контроля систематически анализируют  итоги проводимых контрольных мероприятий  и обобщают практику своей работы.

 

В зависимости  от различных критериев выделяются следующие виды налоговых проверок:

В зависимости от характера материала, на основе которого проводятся налоговые  проверки, они делятся на

  • документальные, предполагающие проверку первичных документов;
  • фактические налоговые проверки, базирующиеся на изучении фактического состояния проверяемых объектов (наличие денежных средств и материальных ценностей в натуральном виде).

 

В зависимости от объема налоговой  проверки

  • Тематические налоговые проверки проводятся по определенному кругу вопросов или одной теме в отношении налогоплательщиков, они позволяют глубоко изучить ту или иную проблему функционирования организации-налогоплательщика, дать сравнительный анализ состояния дел по отдельным вопросам, выявить и устранить типичные нарушения и недостатки, обобщить практику работы. Тематические проверки проводятся, как правило, по вопросам уплаты только прямых или только косвенных налогов, федеральных или региональных и т.д
  • Комплексные налоговые проверки охватывают всю совокупность направлений деятельности организации в налоговой сфере, используют различные приемы, способы и методики налогового контроля.

По степени охвата данных в процессе налоговой проверки различают:

  • Сплошные налоговые проверки, когда проверке подвергаются все имеющиеся документы и материальные ценности за ревизуемый период.
  • Выборочные налоговые проверки, когда налоговому контролю подвергается только определенная часть документов.

 

В зависимости от места проведения проверки и глубины налоговой  проверки выделяют:

  • Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
  • выездные налоговые проверки проводятся на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

 

 В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа.

 

В зависимости от включения в  план проведения проверок бывают:

  • плановые
  • внеплановые налоговые проверки (проверки, которые проводятся при ликвидации или реорганизации организаций-налогоплательщиков; повторные налоговые проверки, проводимые вышестоящими налоговыми органами).

 

Камеральные налоговые проверки

 

Камеральная налоговая проверка – это проверка, которая проводится по месту нахождения налогового органа (таможенного органа) на основе налоговых деклараций и  документов, представленных налогоплательщиком (налоговым агентом, плательщиком сбора), служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральные проверки проводятся как в отношении организаций, так и в отношении физических лиц. Камеральная налоговая проверка является формой текущего налогового контроля и позволяет налоговым органам оперативно реагировать на нарушения налогового законодательства.

 

К общим правилам проведения камеральной  налоговой проверки относится:

  1. Провидится только по месту нахождения налогового (таможенного) органа.
  2. Проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без специального решения руководителя налогового органа.
  3. Срок проведения: в течение 3 месяцев со дня представления налоговых деклараций и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, если налоговым законодательством не предусмотрены иные сроки.
  4. Провидится на основе налоговых деклараций и документов, представляемых налогоплательщиком, и документов налогового органа либо имеющихся у налогового органа.
  5. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
  6. В случае выявления ошибок в заполнении документов или противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговый орган направляет сообщение налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.

 

  1. На суммы доплат по налогам, выявленные по результатам камеральной проверки, направляется требование об уплате суммы налога и пеней.

 

Камеральная налоговая проверка не предполагает специального назначения проверки путем  вынесения какого-либо решения руководителя налогового органа. Началом проведения камеральной налоговой проверки является день представления налогоплательщиком налоговой декларации. Как правило, день представления налоговой декларации устанавливается законами, регулирующими  порядок уплаты конкретных налогов. Длительность проведения камеральной  проверки составляет 3 месяца с даты представления налоговой декларации. После истечения указанного срока в отношении налогоплательщика не могут производиться действия налоговых органов по осуществлению камеральной налоговой поверки.

В ходе камеральной  налоговой проверки осуществляется проверка правильности заполнения установленных  форм соответствующих отчетных документов, налоговых деклараций, расчетов сумм налогов, правильность применения налоговых  льгот, наличие необходимых платежных  документов, проверка соблюдения установленных  сроков уплаты налогов и представления  документов, производится учет поступивших  в бюджет сумм налогов и сборов и другое. При этом используются различные методы проведения налоговых  проверок:

  1. Арифметическая проверка: проверяется арифметическая правильность расчетов;
  2. Формальная проверка: проверка правильности заполнения установленных форм и наличия необходимых документов;
  3. Проверка соблюдения сроков уплаты налогов и представления документов;
  4. Сопоставление различных документов.

 

При проведении камеральной налоговой проверки налоговые органы вправе требовать  представления только тех документов, которые связаны с правильностью  исчисления и своевременностью уплаты налогов (платежные документы, выписки  и т.д.). В случае обнаружения ошибок в заполнении документов или противоречий в сведениях, содержащихся в документах, налоговый орган устанавливает  срок (в пределах срока проведения налоговой проверки), в который  налогоплательщик должен внести соответствующие  исправления.

В ходе проведения камеральных налоговых проверок, как правило, сразу же могут быть выявлены и зафиксированы нарушения  сроков постановки на налоговый учет, нарушения сроков уплаты налогов, сроков представления налоговых деклараций или других документов и т.д., т.е. материалы камеральной налоговой  проверки позволяют квалифицировать  совершение налогоплательщиком, плательщиком сбора или налоговым агентом  налогового правонарушения. В таком случае очевидно, что по результатам камеральной налоговой проверки возможно возбуждение производства по делу о налоговом правонарушении, тем более что ст. 101 НК РФ предусматривает привлечение к ответственности не на основании акта выездной налоговой проверки, а на основании материалов налоговой проверки (в том числе и камеральной проверки). Однако в этом случае особое значение приобретает документальное оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Налоговый кодекс не устанавливает документ, которым  оформляются результаты камеральной  налоговой проверки. Однако предусматривается, что по её результатам может быть направлено требование об уплате налога и пеней. В соответствии со ст. 70 НК РФ предусмотрены два вида требований об уплате налога. Очевидно, что по результатам  камеральной налоговой проверки должно быть выставлено требование, которое основывается на результатах налоговой проверки. В таком случае в соответствии со ст. 70 НК РФ в результате проведения любой налоговой проверки должно быть вынесено решение налогового органа, а требование об уплате налога, выставленное по результатам проверки. Направляется в течение 10 дней с даты вынесения соответствующего решения.

Информация о работе Налоговый контроль и формы его осуществления