Налоговый контроль и формы его осуществления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 14:29, реферат

Описание работы

Налоговый контроль – ежедневная деятельность налоговых и иных государственных органов по обеспечению правильного исчисления, своевременного и полного внесения налогов и сборов в бюджет (государственный внебюджетный фонд), выполнению налогообязанными лицами норм налогового законодательства.

Содержание работы

Введение 3
Проведение налоговых проверок 4
Камеральные налоговые проверки 6
Выездные налоговые проверки 9
Этапы проведения налоговых проверок 11
Налоговые правонарушение и ответственность за их совершение 11
Понятие и виды ответственности за совершение налогового правонарушения 13
Заключение 15
Список литературы 16

Файлы: 1 файл

налоги реферат.docx

— 44.02 Кб (Скачать файл)

Таким образом, по результатам камеральной проверки в случае необходимости направления  требования и привлечения к ответственности  должно быть вынесено решение налогового органа. Однако Налоговый кодекс не устанавливает срока и порядок  принятия такого решения.

Выездные налоговые проверки

 

Выездная  налоговая проверка – это налоговая  проверка, осуществляемая налоговыми (таможенными) органами по месту нахождения налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента. Налоговый кодекс не содержит прямого указания на то, что налоговые органы обязаны проводить выездную налоговую проверку по месту фактического нахождения налогоплательщика, однако определение срока проведения выездной проверки в зависимости от времени фактического нахождения на территории проверяемого налогоплательщика косвенно указывает на данный признак выездной налоговой проверки.

К общим правилам проведения камеральной налоговой  проверки относится

1. Проводится  в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов (организаций, их филиалов  и представительств, индивидуальных  предпринимателей).

Статья 89 НК РФ напрямую не указывает категории  организаций или физических лиц, в отношении которых могут  проводиться выездные налоговые  проверки. Однако ст. 100 НК РФ, устанавливающая  порядок оформления результатов  выездной налоговой проверки, предусматривает, что акт выездной налоговой проверки подписывается и вручается руководителю организации-налогоплательщика или  индивидуальному предпринимателю (либо их представителям). Таким образом, выездная налоговая проверка должна проводиться только в отношении  организаций (их филиалов или представительств) или индивидуальных предпринимателей, включая лиц, имеющих лицензии на занятие частной практикой. Иными  словами, выездная налоговая проверка не должна проводиться в отношении  физических лиц, не являющихся предпринимателями, тем более что доступ должностных  лиц налоговых органов в жилые  помещения без согласия проживающих  в них лиц не допускается (ст. 91 НК РФ).

Кроме того, Налоговый кодекс устанавливает, что  выездная налоговая проверка проводится только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых  агентов.

2. Выездные  проверки филиалов и представительств. Налоговые органы вправе проверять  филиалы и представительства  налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо  от проведения проверок самого  налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Данное правило  по сути своей является исключением  из рассмотренного выше правила,  согласно которому выездные проверки  проводятся только в отношении  самостоятельных налогоплательщиков, к которым филиалы и представительства  не относятся. Тем не менее проведение выездных налоговых проверок филиалов и представительств независимо от организации-налогоплательщика вызвано реальностями правоприменительной практики, когда разветвленная сеть филиалов и значительная территориальная удаленность филиалов от организации в различных субъектах РФ привела к необходимости введения данной нормы в целях эффективности осуществления налогового контроля на всей территории России.

 

При проведении выездных проверок организаций, имеющих  филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается  на один месяц на проверку каждого  филиала и представительства.

3. Выездная  проверка проводится на основании  решения руководителя (его заместителя)  налогового органа13.

4. Выездная  проверка проводится по одному  или нескольким налогам. В случаях,  когда выездная налоговая проверка  проводится по нескольким налогам,  она носит характер тематической  выездной налоговой проверки, например, если осуществляется только по  косвенным налогам. Если выездная  налоговая проверка проводится  по всем налогам, то она носит  характер комплексной налоговой  проверки.

5. Частота  проведения налоговых проверок: не могут проводиться в течение  одного календарного года две  и более выездные налоговые  проверки по одним и тем  же налогам за один и тот  же период. Данное правило совсем  не исключает возможности проведения  двух и более выездных налоговых  проверок в течение одного  календарного года в отношении  одного и того же налогоплательщика,  но по разным налогам или  за разные периоды времени.

6. Глубина  выездной налоговой проверки, т.е.  временной период деятельности  налогоплательщика, плательщика  сбора или налогового агента, который может быть охвачен  налоговой проверкой, составляет 3 календарных года, непосредственно предшествовавших году проведения проверки.

7. Продолжительность  выездной налоговой проверки  – 2 месяца (в исключительных случаях  по решению вышестоящего налогового  органа – до 3 месяцев) – фактическое нахождение на территории налогоплательщика – не включаются периоды времени между вручением налогоплательщику требования о представлении документов и представление документов. В связи с тем что срок проведения выездной проверки включает в себя только время фактического нахождения проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, течение двухмесячного срока должно начинаться не с момента назначения выездной налоговой проверки, а с момента предъявления (дата начала проверки) руководителю (лицу, исполняющему его обязанности) проверяемой организации или индивидуальному предпринимателю решения (постановления) руководителя налогового органа на проведение выездной налоговой проверки14. Датой окончания проверки является дата составления проверяющими должностными лицами справки о проведенной проверке. Кроме того, в указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

8. Заканчивается  выездная налоговая проверка  составлением справки о проведенной  проверке, в которой фиксируются  предмет проверки и сроки ее  проведения, и акта выездной налоговой  проверки.

Этапы проведения налоговых проверок

 

При проведении налоговых проверок можно выделить следующие этапы:

  1. Подготовка к проведению налоговой проверки, включающая изучение дела налогоплательщика, т.е. документов, имеющихся у налоговых органов (деклараций, балансов, отчетов, расчетов по налогам и т.д.);
  2. Проведение налоговой проверки;
  3. Оформление результатов налоговой проверки.

Налоговые правонарушение и ответственность за их совершение

 

Налоговым правонарушением  признается виновно совершенное  противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое  настоящим Кодексом установлена  ответственность.

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации и физические лица так же могут быть привлечены  к ответственности за совершение налоговых правонарушений с шестнадцатилетнего возраста.

 

По своему характеру и направленности все  налоговые правонарушения могут  быть условно подразделены на несколько  обособленных групп:

- нарушения, связанные с неисполнением  обязанностей в связи учетом  в налоговых органах (ст. 116-118 НК  РФ);

- нарушения, связанные с несоблюдением  порядка ведения учёта объектов  налогообложения, доходов и расходов  и представлением в налоговые  органы налоговых деклараций (ст. 119-120 НК РФ);

- нарушения, связанные с неисполнением  обязанностей по уплате, удержанию  или перечислению налогов и  сборов (ст. 122, 123 НК РФ);

- нарушения, связанные с воспрепятствованием  законной деятельности органов  налогового администрирования (ст. 125-126, 128-129 НК РФ).

К налоговым  правонарушениям первой группы в  первую очередь относится неисполнение налогоплательщиками обязанностей, возникающих в связи с постановкой  на налоговый учёт, таким как: нарушение  налогоплательщиком установленного срока  подачи заявления о постановке на учёт в налоговом, ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет, нарушение  срока представления сведений об открытии или закрытии счёта в 6анке.

К налоговым  правонарушениям второй группы, прежде всего, относится непредставление  налогоплательщиком или его законным представителем в установленный  законодательством о налогах  и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту  учёта, грубое нарушение организацией правил учёта доходов (расходов) или  объектов налогообложения.

К третьей  группе налоговых правонарушений относится  неуплата или неполная уплата сумм налога, невыполнение налоговым агентом  обязанности по удержанию или  перечислению налогов.

Наконец, к  четвертой группе налоговых правонарушений относятся те из них, которые связаны  с воспрепятствованием законной деятельности органов налогового администрирования: несоблюдение порядка владения, пользования  или распоряжения имуществом, на которое  наложен арест, непредставление  в установленный срок налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговые  органы документов или иных сведении, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах, неявка либо уклонение от явки без уважительных причин свидетеля, вызываемого по делу о налоговом правонарушении, отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки.

Помимо собственно налоговых правонарушений выделяются и их разновидности - нарушения банками  обязанностей, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах. Основная их отличительная особенность заключается  в том, что субъектами правонарушений являются исключительно банки, а  объективная сторона выражается в неисполнении ими отдельных публичных обязанностей по содействию органам налогового администрирования.

В свою очередь  все эти нарушения законодательства о налогах и сборах по характеру  и содержанию противоправных деяний также условно можно подразделить на три группы:

- нарушения банками обязанностей, связанных с учетом налогоплательщиков (ст. 132 НК РФ);

- нарушения банками обязанностей  по исполнению поручений на  перечисление налогов и сборов  и решений налоговых органов,  принятых в отношении счетов  налогоплательщиков (ст. 133-135 НК РФ);

- нарушения банками обязанностей  по предоставлению сведений о  финансово-хозяйственной деятельности  налогоплательщиков (ст. 135 НК РФ).

Понятие и виды ответственности  за совершение налогового правонарушения

 

Налогоплательщик  несет ответственность в соответствии с законодательством за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных  на него обязанностей (п. 4 ст. 23 НК РФ). Ответственность  за нарушения законодательства о  налогах и сборах обладает всеми  признаками юридической ответственности.

 

В первую очередь  она связана с государственным  принуждением, которое выступает  её содержанием. Такое принуждение  от имени государства осуществляют органы налогового администрирования  и органы внутренних дел.

Ответственность за нарушение законодательства о  налогах и сборах характеризуется  также определёнными лишениями, которые обязан претерпеть виновный. Это является её объективным свойством. Такие лишения заключаются в  применении к нарушителю законодательства о налогах и сборах соответствующих  санкций, которые и являются мерой  ответственности.

В соответствии со способом, каким они служат охране правопорядка, санкции подразделяются на правовосстановительные и штрафные (карательные). Санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, которые заключаются во взыскании пени за просрочку уплаты налогов, являются правовосстановительными, а те санкции, которые предполагают взыскание штрафов - штрафными (карательными). За нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки налоговых преступлений, наряду со штрафами, предусматриваются и другие более строгие наказания вплоть до лишения свободы.

Кроме того, такая ответственность наступает  только за совершенное нарушение  законодательства о налогах и  сборах, которое выступает в качестве её основания. Ими могут являться:

- налоговые правонарушения;

- нарушения законодательства о  налогах и сборах, содержащие  признаки административных правонарушений (налоговые проступки);

- преступления, связанные с нарушением  законодательства о налогах и  сборах (налоговые преступления).

К существенным признакам ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах относится и процессуальная форма её реализации. Это означает, что привлечение к ответственности  осуществляется в строгом соответствии с процедурами, предусмотренными законодательством. В зависимости от основания ответственности  это могут быть процедуры, предусмотренные:

- законодательством о налогах  и сборах (производство по делам  о налоговых правонарушениях);

- законодательством об административных  правонарушениях (производство по  делам об административных правонарушениях);

- уголовно-процессуальным законодательством  (производство предварительного  расследования).

С учетом изложенного, ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах можно определить как обязанность лица, нарушившего  законодательство о налогах и  сборах, претерпеть лишения имущественного или личного характера в результате применения к нему государством, в  лице соответствующих органов налоговых  и иных санкций.

Информация о работе Налоговый контроль и формы его осуществления