Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Задачи данной работы:
рассмотреть налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права,
исследовать сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля ,исследовать сущность организации налогового контроля в РФ,
рассмотреть проблематику выездной налоговой проверки как составляющей налогового контроля, определить порядок проведения выездной налоговой проверки,рассмотреть основные проблемы налогового контроля и пути повышения его эффективности.

Содержание работы

Введение 3
Налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права. 5
Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля. 5
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Организация налогового контроля в РФ 13
1.3. Формы, методы и виды налогового контроля 22
ПРОБЛЕМАТИКА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 28
Камеральная проверка 28
Выездная налоговая проверка 30
Роль истребования документов при проведении выездной налоговой проверки 35
Анализ судебной практики, связанной с проведением выездной налоговой проверки 39
Оценка эффективности налогового контроля 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Файлы: 1 файл

Диплом Едыкова.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

сОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

Актуальность дипломной работы.

Налоговый контроль - это специализированный (только в отношении налогов и  сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит  не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений. Налоговый контроль как одна из функций государственного управления представляет собой систему наблюдения за финансово-хозяйственной деятельностью налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.

Налоговый контроль использует разнообразные  формы практической организации  для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является выездная налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок являются очень актуальными.

Если в организации прошла проверка, в результате которой начислили  большие суммы недоимки, пеней  и штрафов, не следует сразу же впадать в отчаяние. Практика показывает, что большой процент вынесенных по результатам проведения налоговых проверок решений можно оспорить. 

Настоящая судебная практика показывает, что суд при рассмотрении спора  между налогоплательщиком и налоговым  органом, в том числе и по вопросам относительно результатов налоговых  проверок, в большинстве случаев выносит решение в пользу налогоплательщика.

Любой налогоплательщик (организации, предприятия, учреждения),  должен знать  правила и порядок проведения проверок, оформления ее результатов, права и обязанности сторон (налогоплательщика  и   налогового (проверяющего) органа). Тогда ее проведение может и не оказаться таким неожиданным и непредвиденным, а результаты ее проведения такими "ужасающими" и совсем не такими, какими их нужно представить налоговому органу.

 Порядок проведения налоговых проверок определяется нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Знание его норм позволяет налогоплательщикам не только видеть ошибки инспекторов, но и эффективно защищать свои права, нарушенные вследствие таких ошибок.

Поэтому выбранная тема дипломной  работы, касающаяся инструмента государственного контроля, позволяющего наиболее полно и обстоятельно проверить правильность уплаты налогов и сборов, выявить предприятия, работающие в теневой экономике, актуальна в данный момент и будет актуальной в будущем.

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.

Задачи данной работы:

рассмотреть налоговый контроль в  системе государственного контроля и налогового права,

исследовать сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля ,исследовать сущность организации налогового контроля в РФ,

рассмотреть проблематику выездной налоговой  проверки как составляющей налогового контроля, определить порядок проведения  выездной налоговой проверки,рассмотреть основные проблемы налогового контроля и пути повышения его эффективности.

Объект исследования

Предмет исследования

Специфика налогового контроля

Методологическая база исследования

Специфика налогового контроля как  предмета исследования влечет необходимость  использования научных трудов как  юридического, так и экономического профиля. Структура дипломной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

 

 Налоговый контроль в системе  государственного контроля и налогового права.

Налоговый контроль, как  основная форма финансового контроля.

Финансовый  контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.1

Значение финансового контроля выражается в том, что при его  проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.

Финансовый контроль – это контроль за законностью действий в области образования и использования денежных средств государства и субъектов местного самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития страны и отдельных регионов.7

Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.

Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.

Конкретные формы и методы финансового  контроля позволяют обеспечить интересы и права  как государства и  его учреждений, так и всех других экономических субъектов; финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.

Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных учреждений, акционеров и внутренний контроль.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам.2 Поэтому  помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.

Основное содержание финансового  контроля в отношениях, регулируемых финансовым правом, заключается в проверке выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления, организациями и гражданами;

проверке правильности использования  государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями, организациями, находящихся в их хозяйственном  ведении или оперативном управлении денежных ресурсов (банковских ссуд, внебюджетных средств и других средств);

проверке соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств предприятиями, организациями, учреждениями;

выявлении внутренних резервов производства;

устранении и предупреждении нарушений  финансовой дисциплины. В случае их выявления в установленном порядке  принимаются меры воздействия к  организациям, должностным лицам  и гражданам, обеспечивается возмещение материального ущерба государству, организациям, гражданам.

Государственный финансовый контроль основывается на Конституции РФ, Гражданском, Налоговом и Бюджетном кодексах РФ, федеральных законах, законодательных  актах субъектов Федерации и  органов местного самоуправления.

Финансовый контроль включает1

налоговый контроль;

бюджетно-финансовый контроль;

таможенный и валютный контроль;

ведомственный и внутрихозяйственный  контроль.

Налоговый контроль – это проверки по выполнению хозяйствующими субъектами и физическими лицами своих  обязательств перед государством.

Бюджетно-финансовый контроль обеспечивает мобилизацию доходов бюджетов всех уровней, проверку целесообразности и  законности расходования средств бюджета.

Таможенный и валютный контроль обеспечивает экономическую безопасность страны.

Ведомственный и внутрихозяйственный  контроль осуществляется в целях  повышения эффективности деятельности предприятия, способствует выявлению  внутренних резервов, росту прибыли, предупреждению нарушений гражданского и налогового законодательства.

Налоговый контроль следует рассматривать  как функциональный элемент и  основную форму налогового администрирования. Он имеет все черты, присущие финансовому  контролю, и одновременно обладает специфическими чертами, что проявляется  в более узкой сфере действия.

Налоговый контроль имеет государственный  властный характер, он проявляется  при осуществлении субъектами налогового контроля функций по контролю за исчислением  и уплатой юридическими и физическими  лицами налогов и других обязательных платежей в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами. Особенностью является то, что субъектам налогового контроля предоставлено право внесудебного рассмотрения  дел о применении финансовых и административных санкций. Государственный властный характер налогового контроля обусловлен спецификой налоговых правонарушений, основанных на фискальной функции налогов, а также нежеланием налогоплательщиков уплачивать налоги. В условиях недостаточно развитой организации налогового контроля, несовершенства налогового законодательства властность порождает жалобы налогоплательщиков на решения налоговых органов, неприятие действующей налоговой системы.

Особая роль налогового контроля заключается  в необходимости стабилизации финансовой системы, устойчивого поступления  бюджетных доходов, соблюдения налоговой дисциплины как условия качественного выполнения обязательств перед государством физическими и юридическими лицами.3

Налоговый контроль можно рассматривать  в организационном, методическом и  техническом аспектах. Первый из них представляет собой выбор форм контроля, состав его субъектов и объектов; второй аспект охватывает методы осуществления контрольных действий; третий - совокупность приемов проверки, их последовательности и взаимоувязки.

Объект налогового контроля можно определить как разновидность денежных отношений публичного характера, возникающих в процессе взимания налогов и сборов и привлечения нарушителей налогового законодательства к ответственности. Что же касается отношений по введению налогов и сборов, обжалованию актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц, то они являются объектом судебного контроля или прокурорского надзора.

Предметом налогового контроля, в  первую очередь, является своевременность  и полнота исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязанностей по отношению к государству или муниципальному образованию.

Субъектами налогового контроля в  РФ являются органы налоговой службы ,, милиции, осуществляющие непосредственно оперативный контроль за поступлением налогов и других обязательных платежей в доход государства. Непосредственное отношение к контролю за поступлением налогов в отдельных случаях имеют финансовые органы (предоставление отсрочек по текущим налоговым платежам), органы Федерального казначейства (распределение налоговых платежей по уровням бюджетной системы; проверки банковских учреждений по соблюдению очередности зачисления платежей в бюджет), банковские органы (заполнение платежно-расчетных документов), органы внутренних дел, Федеральная служба безопасности, таможенные органы, страховые органы, органы государственных внебюджетных фондов, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству, антимонопольный комитет и т.д.4 Поэтому особенно важным в настоящее время  является вопрос не только о взаимодействии перечисленных организаций, но и разграничение функций, ответственности за исполнение обязанностей, связанных с налоговым контролем.

Субъекты налогового контроля, взаимодействуя с другими органами управления, способствуют реализации решений центральных  и местных органов власти, направленных на организацию и становление рыночных отношений (например, некоторые вопросы приватизации государственного имущества; осуществление процедуры банкротств; становление цивилизованных отношений государства с лицами, занятыми в сфере предпринимательства; лицензирование предпринимательской деятельности; инициирование ликвидации и снятие с учета в налоговых органах предприятий, которые длительное время не представляют отчетность и не уплачивают налоги и др.)2

Информация о работе Налоговый контроль