Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:42, курсовая работа
Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Задачи данной работы:
рассмотреть налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права,
исследовать сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля ,исследовать сущность организации налогового контроля в РФ,
рассмотреть проблематику выездной налоговой проверки как составляющей налогового контроля, определить порядок проведения выездной налоговой проверки,рассмотреть основные проблемы налогового контроля и пути повышения его эффективности.
Введение 3
Налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права. 5
Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля. 5
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Организация налогового контроля в РФ 13
1.3. Формы, методы и виды налогового контроля 22
ПРОБЛЕМАТИКА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 28
Камеральная проверка 28
Выездная налоговая проверка 30
Роль истребования документов при проведении выездной налоговой проверки 35
Анализ судебной практики, связанной с проведением выездной налоговой проверки 39
Оценка эффективности налогового контроля 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
-правильность применения цен на товары (работы, услуги) для целей налогообложения по сделкам между взаимозависимыми лицами, по товарообменным операциям, при совершении внешнеторговых сделок;
-обоснованность применения
Проверка каждого отдельного учетного документа включает в себя23:
-формальную проверку;
-арифметическую проверку;
-правовую проверку.
Акт проверки передается налогоплательщику или его представителю. Налогоплательщик может представить свои возражения, которые должны быть обоснованы и документально подтверждены. Причем обжалование действий налоговых органов может осуществляться в вышестоящем налоговом органе и/или в суде
Истребование документов налогоплательщика - должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.(см. Приложение 1)
Должностное лицо налогового органа, проводящее выездную налоговую проверку, вправе потребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы.
Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных должным образом копий. В случае такого отказа должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов.
Выемка документов или предметов24
Выемка документов и предметов производится на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку.
Основанием для производства данного процессуального действия являются:
-наличие у осуществляющих
-отказ налогоплательщика (
-непредставление налогоплатель
Не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время. Ночным же временем является время с 22.00 до 6.00.
Выемка документов и предметов
производится в присутствии понятых
и лиц, у которых производится
выемка документов и предметов. В
необходимых случаях для
Например, в ходе выездной налоговой проверки деятельности туристической фирмы "Алые паруса" возникла необходимость изъять авансовые отчеты за 2001 год.
При этом налоговые органы произвели
изъятие без понятых. Таким образом,
в этой ситуации нельзя утверждать,
что изъятые документы принадле
И все же изъятые документы могут быть доказательной базой. Ведь они обладают отличительными признаками организации: печатями, подписями и т. д.
До начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности. Должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно выдать их, а в случае отказа производит выемку принудительно. Не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки. При отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемки документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов.
О производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол, в котором перечисляются и описываются все изъятые документы и предметы. В случае необходимости к протоколу прилагается опись с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности стоимости предметов. Налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) имеет право при выемки документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в протокол.
В тех случаях, когда для проведения
контрольных мероприятий
Копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.25
Однако на практике налоговые органы
часто принимают у
В соответствии с пунктом 1 статьи 82 Налогового кодекса РФ налоговая проверка является одной из форм налогового контроля. Налоговым кодексом РФ предусмотрено два основных вида налоговых проверок : камеральная и выездная. Объем полномочий налогового органа и ограничений на проведение тех или иных процессуальных действий напрямую зависит от вида налоговой проверки. Процедура налоговой проверки жестко регламентирована нормами Налогового кодекса РФ, а инспекторы далеко не всегда строго ее придерживаются.
Допрос свидетелей1:
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Например, как свидетель может быть опрошен специалист, привлекаемый в ходе проверки. Однако не могут допрашиваться в качестве свидетеля:
-лица, которые в силу малолетнего возраста, своих физических или психических недостатков не способны правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля;
-лица, которые получили информацию,
необходимую для проведения нал
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, разрешается не свидетельствовать против себя или членов семьи.
Показания свидетеля заносятся в протокол.
Привлечение экспертов и специалистов:
В необходимых случаях при
Экспертиза назначается
При назначении и производстве экспертизы проверяемое лицо имеет право:
-заявить отвод эксперту;
-просить о назначении
-представить дополнительные
-присутствовать с разрешения
должностного лица налогового
органа при производстве
-знакомиться с заключением
В процессе работы эксперт имеет
право знакомиться с
Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении эксперта излагаются проведенные им исследования, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы26.
Могут быть назначены дополнительная и повторная экспертизы.
Дополнительная экспертиза назначается в случае недостаточной ясности или полноты заключения и поручается тому же или другому эксперту.
Повторная экспертиза назначается в случае необоснованности заключения эксперта или сомнений в его правильности и поручается другому эксперту.
Кроме того, при проведении выездной налоговой проверки может быть привлечен специалист, обладающий специальными знаниями и навыками, не заинтересованный в исходе дела. Специалист, также как и эксперт, привлекается на договорной основе.
В ходе налогового контроля, в том
числе после проведенных
За совершенные в налоговой сфере противоправные деяния может наступить уголовная, административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная и дисциплинарная ответственность. Причем для физического лица возможно наступление всех перечисленных видов ответственности, а для юридического - только административная (частично), гражданская и материальная.
Для определения направлений
Результаты экспертных опросов налогоплательщиков и работников контролирующих органов, позволили определить основные причины уклонения от уплаты налогов. В ходе опроса мнения налогоплательщиков сложились следующим образом:
-если не будешь уклоняться, то
прибыльную деятельность
-налогоплательщики не желают отдавать свои деньги, не видя реальной отдачи от государства (65,9 %);
-никто не желает ухудшать свое материальное положение (32,9 %);
-наличие законодательных
-сложность налогового
-налогоплательщики не желают афишировать своё имущественное положение, когда кругом разгул преступности (16,5%).
Таким образом, для повышения эффективности налогового контроля, сокращения продолжительности выездных налоговых проверок на время разбирательств в судах, где противоборствующими сторонами выступают налоговые органы и налогоплательщики, представительным органам власти следует пересмотреть множество норм Налогового Кодекса РФ.
Среди проблем налогового контроля
хотелось бы отметить проблемы, возникающие
при проверках малых
Сфера малого бизнеса относится к числу тех сфер предпринимательской деятельности, которые наименее поддаются налоговому контролю. Если финансовые потоки организации, являющейся крупным налогоплательщиком, всегда находятся под пристальным вниманием налоговых органов, а текущие налоговые платежи являются объектом постоянного мониторинга, то в отношении малых предприятий налоговый контроль объективно не может носить столь глобального всеобъемлющего характера.
Как показывает анализ, именно предприятия сферы малого предпринимательства наиболее подвержены налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как непостановка на учет в налоговых органах, уклонение от сдачи налоговой отчетности, неоприходование денежной выручки, фальсификация данных бухгалтерского учета или его полное отсутствие. В связи с этим усиление налогового контроля за этой сферой деятельности будет способствовать обеспечению дополнительного притока налоговых поступлений в бюджет, в том числе со стороны крупнейших налогоплательщиков, так как некоторые из них применяют сложные схемы ухода от налогообложения посредством создания подставных фирм - малых предприятий, через которые посредством механизма манипулирования ценами и иных схем уводятся из-под налогообложения многие миллиарды рублей налогооблагаемой прибыли.