Налоговый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма применения действующих форм и методов налогового контроля, оценка их эффективности, определение путей совершенствования контрольной работы налоговых органов.
Задачи данной работы:
рассмотреть налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права,
исследовать сущность налогового контроля как составляющей финансового контроля ,исследовать сущность организации налогового контроля в РФ,
рассмотреть проблематику выездной налоговой проверки как составляющей налогового контроля, определить порядок проведения выездной налоговой проверки,рассмотреть основные проблемы налогового контроля и пути повышения его эффективности.

Содержание работы

Введение 3
Налоговый контроль в системе государственного контроля и налогового права. 5
Налоговый контроль, как основная форма финансового контроля. 5
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в стране контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе специальными контрольными органами при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан. 5
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Организация налогового контроля в РФ 13
1.3. Формы, методы и виды налогового контроля 22
ПРОБЛЕМАТИКА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ 28
Камеральная проверка 28
Выездная налоговая проверка 30
Роль истребования документов при проведении выездной налоговой проверки 35
Анализ судебной практики, связанной с проведением выездной налоговой проверки 39
Оценка эффективности налогового контроля 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49

Файлы: 1 файл

Диплом Едыкова.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Детализация результатов выездных проверок организаций (без ликвидируемых  и использующих спецрежимы)

 

 

 

ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

 


 

 

 

 

Детализация результатов выездных проверок крупнейших налогоплательщиков

 

ПО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура выездных проверок организаций, проведенных по Российской Федерации

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обеспечение рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых  проверок является основной проблемой, без принципиального решения  которой невозможен качественный контроль за сферой малого предпринимательства. Такое внимание к малым предприятиям отнюдь не случайно. Так, если относительно крупных налогоплательщиков проблема отбора вообще не стоит, ибо такие налогоплательщики должны периодически отбираться для проверок исходя из единственного критерия отбора - значения налоговых  поступлений для формирования доходной части бюджета, то налоговый контроль в отношении малых предприятий  без применения системы целенаправленного отбора будет в большей степени напоминать стрельбу из пушек по воробьям.

Лишь применение высокоэффективной  системы отбора позволит обеспечить максимальную концентрацию усилий налоговых  органов на проверках тех категорий  налогоплательщиков, вероятность обнаружения  нарушений у которых представляется наиболее реальной.

Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговых органов  является совершенствование действующих  процедур контрольных проверок. Необходимыми признаками любой действенной системы  налогового контроля являются:

-наличие эффективной системы  отбора налогоплательщиков для  проведения выездных проверок, дающей  возможность выбрать наиболее  оптимальное направление использования  ограниченных кадровых и материальных  ресурсов налоговой инспекции,  добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств,  за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

-применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

-использование системы оценки  работы налоговых инспекторов,  позволяющей объективно учесть  результаты деятельности каждого  из них, эффективно распределить  нагрузку при планировании контрольной работы;

-увеличения размеров наказания  за налоговые правонарушения.

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает  особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Приоритетными для выездных проверок являются следующие категории предприятий27:

-организации допустившие значительное  изменение финансово-хозяйственных  показателей, отрицательно повлиявшие на финансовый результат;

-налогоплательщики, допустившие убытки от финансово-хозяйственной деятельности на протяжении ряда отчетных периодов;

-налогоплательщики, у которых  выявлены нарушения  налогового  законодательства по результатам  предыдущей проверки, повлекшей  начисления финансовых санкций;

-плательщики, пользующиеся налоговыми  льготами по бюджетам различных  уровней;

-предприятия представляющие нулевой  баланс;

-налогоплательщики, уклоняющиеся  от представления отчетности;

-налогоплательщики, имеющие более  трех расчетных, текущих и других счетов, а также валютные счета;

-предприятия, осуществляющие внешнеэкономическую  деятельность по поступившим  сведениям таможенных органов  об экспортно-импортных операциях,  а также банков по средствам,  осуществленным по предоплате  и не возвращенным в течение 180 дней в случае непоставки импортных товаров;

-организации, предложенные к  проверке структурными подразделениями  инспекции при наличии фактов, вызывающих подозрение в отношении  достоверности бухгалтерской отчетов  и налоговых расчетов, а также  предприятия, допускающие нарушения законодательства применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, порядка ведения кассовых операций и условий работы с денежной наличностью;

Однако в настоящий момент имеется достаточное количество примеров, когда в ряде налоговых органов используются самостоятельно разработанные автоматизированные системы отбора, применение которых даже на имеющейся далеко не самой совершенной технической базе приносит весьма ощутимые результаты.

Процесс автоматизации указанного анализа имеет большую актуальность прежде всего в отношении малых предприятий, когда ограниченное число работников налогового органа, проводящих камеральную налоговую проверку значительного числа малых предприятий, должны не только качественно провести в установленные сроки данную проверку, но и отобрать для выездной налоговой проверки именно те малые предприятия, проверка которых могла бы принести максимальные доначисления в бюджет при минимальных затратах рабочего времени.

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами налоговой полиции. Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок9

Также одной из действенной формой налогового контроля являются перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течении года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета.

Практика показала, что весьма полезным в работе налоговых инспекций является проведение рейдов в вечернее и ночное время, также значительно увеличивается результативность контроля при применении перекрестных проверок, сущность которых состоит в выезде сотрудников отделов одной налоговой инспекции на территорию другой инспекции.

Как показывает анализ практики контрольной  работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое  распространение факты уклонения  налогоплательщиков от уплаты налогов  посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы. Особая сложность работы с данной категорией плательщиков связана с отсутствием эффективных механизмов борьбы с подобными явлениями. Не имея достаточного времени и кадровых ресурсов, необходимых для фактического восстановления бухгалтерского учета, сотрудники налоговой инспекции вынуждены брать за основу для исчисления налоговых обязательств налогоплательщика данные, декларированные в налоговых расчетах и вытекающие из бухгалтерской документации, даже в тех случаях, когда анализ иной имеющейся информации дает основания сделать вывод, что указанные документы искажаются. Действующее законодательство практически не представляет налоговым органам права производить исчисления налогооблагаемой базы на основании использования каких-либо иных сведений о налогоплательщиках помимо тех, которые содержатся в бухгалтерской отчетности и в налоговых декларациях.

В данном случае можно было бы использовать, широко распространенные в развитых странах, так называемые, косвенные методы исчисления налогооблагаемой базы. Наиболее распространенными из них являются следующие:

Но в конце надо отметить, что  никакое совершенствование форм не даст положительных результатов, если налоговый инспектор не будет постоянно совершенствовать свои знания в области налогообложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в  социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса. Однако в нашей стране на данном этапе реформирования государственного устройства и налоговой системы исполнение этой обязанности налогоплательщика по уплате налогов оставляет желать лучшего.

По оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствует четыре основных мотива уклонения то уплаты: моральные, политические, экономические и технические.

Одной из главных причин уклонения  от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и чем оно неустойчивее, тем сильнее намерение скрыть налоги.

Еще одна из причин уклонения от налогов - сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

На мой взгляд, сейчас в первую очередь необходимо совершенствовать законодательную базу, регулирующую организацию и осуществление налогового контроля. При этом надо взять самое лучшее и подходящее для наших условий из зарубежного опыта в этой области.

Налоговый контроль в России осуществляется в трех формах: предварительный, текущий  и последующий, используются при этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

Необходимость совершенствования форм и методов налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

В результате проделанной работы можно  отметить, что важнейшим фактором повышения эффективности контрольной  работы налоговой инспекции является совершенствование действующих процедур налогового контроля:

-системы отбора налогоплательщиков  для проведения проверок;

-использование системы оценки  работы налоговых инспекторов;

-форм и методов налоговых  проверок.

Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

Совершенствование форм и методов  налогового контроля должно происходить  по следующим направлениям:

-увеличение количества совместных  проверок с органами федеральной службы налоговой полиции;

-повторные проверки предприятий,  допустивших сокрытие налогов  в крупных размерах;

-проведение перекрестных проверок;

-использование косвенных методов  исчисления налогооблагаемой базы  при наличии законодательных  норм.

Как показывает анализ зарубежного  опыта, применение косвенных методов  является общепринятой в мировой  практике. Например, в Германии законодательство прямо санкционирует применение указанных методов, а существующая в этой стране судебная практика свидетельствует о безоговорочном признании судами доказательств размера налогооблагаемой базы, основанных на применении косвенных методов исчисления.

Наиболее распространенными из них являются следующие:

-метод общего сопоставления  имущества. Методика исчисления  налогооблагаемого дохода данным  методом подразделяется на две  части:

1) учет изменения имущественного  положения за отчетный период;

2) учет произведенного и личного  потребления за отчетный период.

Сумма имущественного прироста, с  одной стороны, и производственного  и личного потребления, с другой, сопоставляются с декларированными доходами за отчетный период. На основании  прироста имущества неизвестного происхождения делается вывод о том, что он стал следствием незадекларированных доходов за отчетный период;

-метод, основанный на анализе  производственных запасов. Используя  данный метод, можно дать оценку  достоверности отраженного в отчетности объекта продаж с затратами на производство.

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления  улучшения контрольной работы налоговой  инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята 12 декабря 1993 года (с изм., внесенными Указами Президента РФ от 25.07.2003 N 841)
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть первая. 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года (в ред. Федеральных Законов РФ от 27.07.2006 N 138-ФЗ)
  3. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть вторая. 26 января 1996 года N 14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года (в ред. Федеральных Законов РФ от 02.02.2006 N 19-ФЗ)
  4. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть третья. Федеральный закон от 26 ноября 2001 года N 146-ФЗ. Принят Государственной Думой 1 ноября 2001 года (в ред. Федеральных законов от 03.06.2006 N 73-ФЗ)
  5. Налоговый кодекс РФ от 01.01.2007
  6. Бюджетный кодекс РФ. Текст с изменениями и дополнениями 2007 г. Издательство: Эксмо-Пресс, 2007 г. 224 с.

Информация о работе Налоговый контроль