Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 17:12, курсовая работа
Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.
Задачи курсовой работы:
изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;
Для оценки деятельности предлагается использовать по каждому этих направлений 4 основных критерия — результативность, активность, эффективность, интенсивность. Критерий результативности характеризует деятельность региональных налоговых органов по выполнению функций налогового администрирования, возложенных на них законодательством: организация в регионе процесса сбора налогов и налоговых платежей, контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильностью исчисления и полноты внесения ими в соответствующие бюджеты налогов и иных обязательных платежей. Критерий активности позволяет оценить степень предпринятых региональными налоговыми органами усилий для выполнения задач по достижению стоящих перед ними целей. В части сбора налогов— это мероприятия по ликвидации имеющейся у хозяйствующих субъектов региона недоимки, в части контрольной работы — охват налоговым контролем состоящих на учете налогоплательщиков и уровень взыскания сумм налогов и сборов, доначисленных по результатам контрольной работы.
Таблица 3. – Система комплексной оценки деятельности региональных налоговых органов.
Критерий |
Показатели | |
Деятельность по сбору налогов |
Контрольная работа | |
Результативность |
Динамика объёмов поступлений налогов и сборов Динамика недоимки по сравнению |
Сумма доначислений на 1 инспектора Сума доначислений на 1 проведенную проверку Отношение доначисленных по результатам контрольной работы сумм к начислениям, произведённым налоговыми плательщиками самостоятельно по налоговым деклорациям Доля проверок с выявленными нарушениями в общем количестве выездных налоговых проверок |
Активность |
Уровень собираемости налогов и сборов Объем поступлений налогов и сборов в результате мероприятий, предпринятых инспекциями по ликвидации недоимки |
Периодичность выездных налоговых проверок Доля налогоплательщиков, охваченных налоговым контролем, от общего числа состоящих на учёте Процент взыскания налогов и сборов, доначисленных по результатам контрольной работы Доля проверок с использованием информации из внешних источников в общем количестве проверок |
Эффективность |
Отношение годового объёма финансовых затрат на содержание инспекции к годовому объёму поступлений налогов и сборов |
Отношение годового объёма заработной платы работников инспекции, осуществляющих налоговые проверки, к годовому объему доначислений по результатам контрольной работы |
Интенсивность |
Количество налогоплательщиков -недоимщиков, по отношению к которым необходимо принять меры по ликвидации недоимки, в расчете инспектор |
Количество Площадь территории, приходящаяся на 1 инспектора Количество выездных проверок в расчёте на 1 инспектора отдела выездных проверок |
Критерий эффективности позволяет оценить экономический эффект от вложения трудовых, материальных, финансовых затрат в организацию деятельности по налоговому администрированию, т. е. степень целесообразности содержания налогового органа.
Критерий интенсивности характеризует нагрузку инспекции в целом и каждого ее сотрудника в отдельности.
Предлагаемая методика комплексной оценки включает 8 групп показателей, образующих информационные подсистемы (таблица 3), и может быть использована органами налоговой администрации регионального уровня не только в целях оценки деятельности подведомственных налоговых органов, но и в целях выбора оптимального варианта территориальной организации и численного состава инспекций.
Приведенный в таблице перечень показателей не является исчерпывающим и при необходимости может быть дополнен: в частности, показатели активности — количеством налогоплательщиков, использующих для передачи отчетности телекоммуникационные каналы связи; показатели интенсивности — количеством налоговых деклараций, зарегистрированных средствами программного комплекса «Система электронной обработки данных — местный уровень». Более того, возможно расширение оцениваемых направлений деятельности. В частности, в связи с актуальностью задачи повышения качества обслуживания налогоплательщиков целесообразно выделить в отдельное направление работу с налогоплательщиками.
Данное направление может стать основой для разработки крайне необходимой объективной системы комплексной оценки деятельности налоговой службы [18].
Выводы и предложения
В данной работе была рассмотрена проблема налогового потенциала регионов.
Как такового понятия «налоговый потенциал» в законодательной практике не существует, однако под ним понимается важный бюджетообразующий показатель, показатель формирования доходной части бюджетов всех уровней.
Определение налогового потенциала региона может решить множество проблем и задач регионального уровня, указать направления деятельности по совершенствованию проблемных аспектов.
Налоговый потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.
Важным условием эффективного потенциала является допустимая норма задолженности. В связи с этим возникает необходимость контроля над задолженностью по региональным налогам, ведь именно она основная проблема полноценного использования потенциала региона.
В данной работе мной было предложено развитие в направлении контроля как за самой задолженностью, так и за органами налоговой службы.
Список литературы
Законодательные акты:
1. Конституция Российской Федерации М., 2004г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации М., 2005г.
3. Федеральный Закон Российской Федерации Об основах налоговой системы в РФ.
4. Федеральный закон «О бюджете РФ на 2000г.» М.- «Мир», 2001
Учебно-методическая литература:
5. Докальская В.К. Совершенствование социально-экономического развития регионов: теория и методология. Монография. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2009. – с.264.
6. Кадочников П., И.Трунин,
Синельников-Мурылев С.,
7. Кадочников П., Луговой
О. Моделирование динамики
8. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный центр ЮрИнфоР, 2005
9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2004
10. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000
11. Окунева Л.П. Налоги и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2003
12. Трунин И.В. Оценка межрегиональных различий в обоснованных бюджетных потребностях субъектов РФ.- М.:ИППП, 2001г.;
13. Трунин И.В. оценка налогового
потенциала субъектов
Статьи:
14. Андреева А. Современные
проблемы взаимодействий
15. Бирючев О.И. О некоторых
вопросах оптимизации
16. Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов// Финансы,№4,2006.и т.д.
17. Богачева О.В. Налоговый потенциал и региональные счета //Финансы, №2-3,2005;
18. Гордеев А.В., Методика
комплексной оценки
19. Истомина Н.А., Одинокова
Т.Д. Оценка налогового потенциала
по бюджетообразующим налогам//
20. Мешков Р.А., Механизм
регулирования налоговой
Электронные ресурсы:
21. http://www.r57.nalog.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Утверждаю
Руководитель
Федеральной налоговой службы
А.Э.Сердюков
09.12.2004 г.
Положение
об Управлении Федеральной налоговой службы по Орловской области
I. Общие положения
1.Управление Федеральной
налоговой службы по Орловской
области (далее - Управление) является
территориальным органом
Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.
2.Управление имеет
3.Управление является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
4. Управление является
уполномоченным
5. Управление в своей
деятельности руководствуется
6. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.
II. Полномочия
7. Управление осуществляет
следующие полномочия в
7.1. Осуществляет контроль и надзор за:
7.1.1. соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчислен полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;
7.1.2. представлением деклараций об объемах, производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
7.1.3. выделением квот на закупку этилового спирта, а также использованием полученного по выделенным квотам спирта;
7.1.4. фактическими объемами
производства и реализации
7.1.5. осуществлением валютных
операций резидентами и
7.1.6. соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядком и условиями ее регистрации и применения;
7.1.7. полнотой учета выручки
денежных средств в
7.1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.
7.2. Выдает в установленном порядке лицензии на:
7.2.1. закупку, хранение и
поставки алкогольной и
7.2.2. хранение алкогольной
и спиртосодержащей пищевой про
7.2.3. производство, хранение
и поставки спиртосодержащей
непищевой продукции с
7.3. Осуществляет:
7.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;
7.3.2. пломбирование в организациях,
осуществляющих производство
7.4. Регистрирует в установленном
порядке контрольно-кассовую