Налоговый потенциал региона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Предмет исследования - организационно-экономические отношения, возникающие в процессе формирования, измерения и использования налогового потенциала региона.
Задачи курсовой работы:
изучение специфики налоговой системы России на федеральном и региональных уровнях; выявление сущности понятия «налоговый потенциал»;

Файлы: 1 файл

налоговый потенциал Орловской обл.doc

— 364.00 Кб (Скачать файл)

Для оценки деятельности предлагается использовать по каждому этих направлений 4 основных критерия — результативность, активность, эффективность, интенсивность. Критерий результативности характеризует деятельность региональных налоговых органов по выполнению функций налогового администрирования, возложенных на них законодательством: организация в регионе процесса сбора налогов и налоговых платежей, контроль за соблюдением хозяйствующими субъектами налогового законодательства и правильностью исчисления и полноты внесения ими в соответствующие бюджеты налогов и иных обязательных платежей. Критерий активности позволяет оценить степень предпринятых региональными налоговыми органами усилий для выполнения задач по достижению стоящих перед ними целей. В части сбора налогов— это мероприятия по ликвидации имеющейся у хозяйствующих субъектов региона недоимки, в части контрольной работы — охват налоговым контролем состоящих на учете налогоплательщиков и уровень взыскания сумм налогов и сборов, доначисленных по результатам контрольной работы.

 

Таблица 3. – Система комплексной оценки деятельности региональных налоговых органов.

Критерий

Показатели

Деятельность по сбору налогов

Контрольная работа

Результативность

Динамика объёмов поступлений налогов и сборов

Динамика недоимки по сравнению

Сумма доначислений на 1 инспектора

Сума доначислений на 1 проведенную проверку

Отношение доначисленных по результатам контрольной работы сумм к начислениям, произведённым налоговыми плательщиками самостоятельно по налоговым деклорациям

Доля проверок с выявленными нарушениями в общем количестве выездных налоговых проверок

Активность

Уровень собираемости налогов и сборов

Объем поступлений налогов и сборов в результате мероприятий, предпринятых инспекциями по ликвидации недоимки

Периодичность выездных налоговых проверок

Доля налогоплательщиков, охваченных налоговым контролем, от общего числа состоящих на учёте

Процент взыскания налогов и сборов, доначисленных по результатам контрольной работы

Доля проверок с использованием информации из внешних источников в общем количестве проверок

Эффективность

Отношение годового объёма финансовых затрат на содержание инспекции к годовому объёму поступлений налогов и сборов

Отношение годового объёма заработной платы работников инспекции, осуществляющих налоговые проверки, к годовому объему доначислений по результатам контрольной работы

Интенсивность

Количество налогоплательщиков -недоимщиков, по отношению к которым необходимо принять меры по ликвидации недоимки, в расчете инспектор

 Количество налогоплательщиков, приходящихся на 1 инспектора 

Площадь территории, приходящаяся на 1 инспектора

Количество выездных проверок в расчёте на 1 инспектора отдела выездных проверок


 

 

Критерий эффективности позволяет оценить экономический эффект от вложения трудовых, материальных, финансовых затрат в организацию деятельности по налоговому администрированию, т. е. степень целесообразности содержания налогового органа.

Критерий интенсивности характеризует нагрузку инспекции в целом и каждого ее сотрудника в отдельности.

Предлагаемая методика комплексной оценки включает 8 групп показателей, образующих информационные подсистемы (таблица 3), и может быть использована органами налоговой администрации регионального уровня не только в целях оценки деятельности подведомственных налоговых органов, но и в целях выбора оптимального варианта территориальной организации и численного состава инспекций.

Приведенный в таблице перечень показателей не является исчерпывающим и при необходимости может быть дополнен: в частности, показатели активности — количеством налогоплательщиков, использующих для передачи отчетности телекоммуникационные каналы связи; показатели интенсивности — количеством налоговых деклараций, зарегистрированных средствами программного комплекса «Система электронной обработки данных — местный уровень». Более того, возможно расширение оцениваемых направлений деятельности. В частности, в связи с актуальностью задачи повышения качества обслуживания налогоплательщиков целесообразно выделить в отдельное направление работу с налогоплательщиками.

Данное направление может стать основой для разработки крайне необходимой объективной системы комплексной оценки деятельности налоговой службы [18].

 

Выводы и предложения

 

В данной работе была рассмотрена проблема налогового потенциала регионов.

Как такового понятия «налоговый потенциал» в законодательной практике не существует, однако под ним понимается важный бюджетообразующий показатель, показатель формирования доходной части бюджетов всех уровней.

Определение налогового потенциала региона может решить множество проблем и задач регионального уровня, указать направления деятельности по совершенствованию проблемных аспектов.

Налоговый  потенциал региона это максимально возможная сумма начисленных налогов и сборов с его территории в условиях действующего законодательства. Максимально возможная сумма начислений зависит от уровня собираемости налогов, эффективности мер по соблюдению налоговой дисциплины и предлагаемых мер по стимулированию деловой активности налогоплательщиков.

Важным условием эффективного потенциала является допустимая норма задолженности. В связи с этим возникает необходимость контроля над задолженностью по региональным налогам, ведь именно она основная проблема полноценного использования потенциала региона.

В данной работе мной было предложено развитие в направлении контроля как за самой задолженностью, так и за органами налоговой службы.

 

 

Список литературы

 

Законодательные акты:

1. Конституция Российской  Федерации М., 2004г.

2. Налоговый кодекс Российской  Федерации М., 2005г.

3. Федеральный Закон Российской  Федерации Об основах налоговой системы в РФ.

4. Федеральный закон «О  бюджете РФ на 2000г.» М.- «Мир», 2001

Учебно-методическая литература:

5. Докальская В.К. Совершенствование социально-экономического развития регионов: теория и методология. Монография. – Орёл: Изд-во ОРАГС, 2009. – с.264.

6. Кадочников П., И.Трунин, Синельников-Мурылев С.,Луговой О. Оценка налогового потенциала  и расходных потребностей субъектов  РФ.-М.-ИППП,2001;

7. Кадочников П., Луговой  О. Моделирование динамики налоговых  поступлений и оценка налогового  потенциала территорий-М.:ИППП, 2001г.;

8. Кучеров И.И. Налоговое  право России: Курс лекций. - М.: Учебно-консультационный  центр ЮрИнфоР, 2005

9. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Практикум. - М.: ИНФРА-М, 2004

10. Налоги, налогообложение  и налоговое законодательство / Под  ред. Е.Н. Евстигнеева. СПб.: Питер, 2000

11. Окунева Л.П. Налоги  и налогообложение в России: Учебник. - М.: Финстатинформ, 2003

12. Трунин И.В. Оценка межрегиональных различий в обоснованных бюджетных потребностях субъектов РФ.- М.:ИППП, 2001г.;

13. Трунин И.В. оценка налогового  потенциала субъектов Федерации  и разработка методики распределения  Фонда финансовой поддержки регионов на 2000г. -М.:ИППП, 2004г. ;

Статьи:

14. Андреева А. Современные  проблемы взаимодействий бюджетов  в РФ. // Федерализм, 2003 10

15. Бирючев О.И. О некоторых  вопросах оптимизации налогообложения // Финансы. 2005. – 2

16. Бирюков А.Г. К оценке бюджетной обеспеченности регионов// Финансы,№4,2006.и т.д.

17. Богачева О.В. Налоговый  потенциал и региональные счета //Финансы, №2-3,2005;

18. Гордеев А.В., Методика  комплексной оценки деятельности  региональных налоговых органов// Налоговая политика и практика. – 2006. - № 10

19. Истомина Н.А., Одинокова  Т.Д. Оценка налогового потенциала  по бюджетообразующим налогам//Налоговая  политика и практика.- 2008. - № 1

20. Мешков Р.А., Механизм  регулирования налоговой задолженности: формы реализации и показатели  эффективности//Налоговая политика и практика. – 2008. - № 11

Электронные ресурсы:

21. http://www.r57.nalog.ru

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Утверждаю

Руководитель

Федеральной налоговой службы

А.Э.Сердюков

09.12.2004 г.

 

Положение

об Управлении Федеральной налоговой службы по Орловской области

 

I. Общие положения

1.Управление Федеральной  налоговой службы по Орловской  области (далее - Управление) является  территориальным органом Федеральной  налоговой службы (далее - ФНС России) и входит в единую централизованную  систему налоговых органов.

Управление находится в непосредственном подчинении ФНС России и ей подконтрольно.

2.Управление имеет сокращенное  наименование: УФНС России по  Орловской области.

3.Управление является  территориальным органом, осуществляющим  функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.

4. Управление является  уполномоченным территориальным  органом, осуществляющим государственную  регистрацию юридических лиц, физических  лиц в качестве индивидуальных  предпринимателей, крестьянских (фермерских) хозяйств, по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

5. Управление в своей  деятельности руководствуется Конституцией  Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации, правовыми актами ФНС России, нормативными правовыми актами органов власти Орловской области и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов, настоящим Положением.

6. Управление осуществляет свою деятельность во взаимодействии территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти Орловской области, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

7. Управление осуществляет  следующие полномочия в установленной  сфере деятельности:

7.1. Осуществляет контроль  и надзор за:

7.1.1. соблюдением законодательства  о налогах и сборах, а также  принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчислен полнотой и своевременностью внесения налогов и сборов, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей;

7.1.2. представлением деклараций  об объемах, производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции;

7.1.3. выделением квот на  закупку этилового спирта, а также  использованием полученного по выделенным квотам спирта;

7.1.4. фактическими объемами  производства и реализации этилового  спирта, алкогольной и спиртосодержащей  продукции;

7.1.5. осуществлением валютных  операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями;

7.1.6. соблюдением требований  к контрольно-кассовой технике, порядком  и условиями ее регистрации  и применения;

7.1.7. полнотой учета выручки  денежных средств в организациях  и у индивидуальных предпринимателей;

7.1.8. проведением лотерей, в том числе за целевым использованием выручки от проведения лотерей.

7.2. Выдает в установленном  порядке лицензии на:

7.2.1. закупку, хранение и  поставки алкогольной и спиртосодержащей  пищевой продукции;

7.2.2. хранение алкогольной  и спиртосодержащей пищевой продукции;

7.2.3. производство, хранение  и поставки спиртосодержащей  непищевой продукции с производственной  мощностью указанного производства  в пересчете на абсолютный  алкоголь менее 50 тысяч декалитров  в год.

7.3. Осуществляет:

7.3.1. государственную регистрацию юридических лиц, в отношении которых федеральными законами установлен специальный порядок регистрации;

7.3.2. пломбирование в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих  алкогольную продукцию, - приборов учета объемов этой продукции.

7.4. Регистрирует в установленном  порядке контрольно-кассовую технику  используемую организациями и  индивидуальными предпринимателями  соответствии с законодательством  Российской Федерации.

Информация о работе Налоговый потенциал региона