Налоговый потенциал Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:26, курсовая работа

Описание работы

Перераспределительная деятельность государства охватывает широкий спектр отношений, включая не только налоговые, но и отношения по распределению и использованию финансовых ресурсов. Взятые вместе, данные совокупные отношения образуют систему финансовых отношений. Поэтому налоговые отношения есть совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений, которые, с одной стороны, выступают как обособленная часть совокупности, с другой - представляют собой неотъемлемую часть финансовых отношений, которые, по нашему мнению, имеют определяющее значение по отношению к налоговым отношениям.

Файлы: 1 файл

Сущность налогового потенциала.docx

— 103.21 Кб (Скачать файл)

Глава 1.

 

    1. Сущность налогового потенциала.

Природа, характер и механизм функционирования налоговых отношений являются предметом исследования зарубежных и отечественных ученых-экономистов всех времен, так как именно в них заложены возможности любой экономики при их государственном регулировании.

Издавна проблема построения рациональных налоговых отношений остается одной из самых актуальных. Это относительно новая научная категория, получившая свое современное обоснование на рубеже XX-XXI столетий.

Перераспределительная деятельность государства охватывает широкий спектр отношений, включая не только налоговые, но и отношения по распределению и использованию финансовых ресурсов. Взятые вместе, данные совокупные отношения образуют систему финансовых отношений. Поэтому налоговые отношения есть совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений, которые, с одной стороны, выступают как обособленная часть совокупности, с другой - представляют собой неотъемлемую часть финансовых отношений, которые, по нашему мнению, имеют определяющее значение по отношению к налоговым отношениям.

Налоговые отношения - это часть финансовых отношений, которые складываются в обществе при перераспределении созданной стоимости и формировании доходной части бюджета государства в части всех видов налогов и сборов.

При раскрытии вопроса о сущности налоговых отношений особое значение имеют конкретные формы налогов, и становится принципиально важным установление налоговой базы, ставки, сроков внесения, льгот, способов исчисления и прочих элементов налога, определяющих взаимоотношения между налогоплательщиком и государством.

Каждая форма налога предполагает своего специфического налогоплательщика, что гарантирует стабильность налоговых поступлений, является своеобразной страховкой для государства в случае внезапного свертывания хозяйственной деятельности одной группы налогоплательщиков в результате неблагоприятной рыночно обстановки, погодных условий и т.п. Кроме того, это расширяет возможность по-разному воздействовать на различные субъекты налоговых отношений, дифференцированно закрепляя за ними различные объекты налогообложения (доход, имущество, транспортные средства и др.), варьируя ставками, сроками взимания налогов и т.п.

Так налоговой системе придается не только фискальная, но и регулирующая функция. Между государством и субъектами налоговых отношений возникают сложные отношения по поводу объектов налогообложения, которые должны регулироваться налоговой политикой.

Чтобы проводить эффективную налоговую политику и эффективно воздействовать на субъекты налоговых отношений, необходимо выбрать предпочтительную базу налогообложения. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения, служащую технической основой для расчета величины налога. В качестве налоговой базы могут выступать валовая продукция предприятия, добавленная стоимость, доход физического лица, прибыль компании, рабочий объем двигателя транспортного средства в кубических сантиметрах, площадь или цена земли, стоимость основного и оборотного капитала и т.д.

Множественность потенциальных  баз для начисления налогов позволяет государству регулировать отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления. Существовало множество проектов, авторы которых предлагали использовать только одну  базу для исчисления налога, но наличие только одной базы для налогообложения затрудняет одновременное регулирование таких видов доходов, как рента, монопольная прибыль и т.д. Поэтому для бесперебойного снабжения бюджета средствами, т.е. выполнения фискальной функции, в качестве налоговой базы должны выступать многие величины.

Следует отметить необходимость нахождения баланса между интересами всех субъектов налоговых отношений, нахождение которого возможно только лишь при соблюдении всех признанных в государстве приоритетных направлений налоговой политики.

Налоговые отношения как  теоретическая и имеющая широкое значение категория находятся в зависимости от существования базовой категории “налоги”, которая, в свою очередь, обусловливает появление в современной экономике новых категорий. К таким категориям следует отнести “налоговый потенциал”, исследованию которого стали посвящать свои работы специалисты и практики не многим более двух десятков лет назад, определяя его как:

    • налоговый потенциал - определяет бюджетные возможности государства, что свидетельствует о его взаимосвязи с экономическим потенциалом, а точнее, налоговый потенциал следует считать функциональной производной от экономического потенциала;
    • налоговый потенциал - объекты обложения, сгруппированные по национальному, территориальному, отраслевому или иному признаку.

В экономической литературе можно встретить понятия: стратегический налоговый потенциал и функциональный (тактический) налоговый потенциал. Под стратегическим налоговым потенциалом (СНП) понимается потенциальная способность системы налогообложения обеспечивать постоянный рост общенациональных, преимущественно социальных потребностей (потребностей экономики государственного сектора), качественная и количественная оценка которой базируется на платежеспособности субъектов экономической деятельности по завершении полного цикла кругооборота средств и удовлетворения ими своих инвестиционных потребностей. В практическом плане стратегический налоговый потенциал может рассматриваться как прогнозируемый объем совокупного финансового результата, созданный в производстве и приращенный в обращении после вычета стоимости совокупных затрат по его извлечению. Под функциональным налоговым потенциалом (ФНП) понимается совокупное представление прогнозируемого объема налоговых поступлений из расчета качественных и количественных оценок, характеризующих состояние налоговой среды (т.е. сферы распространения государственно-властных полномочий по установлению и сбору налогов, определяемой в конституции государства и регламентируемой положениями налогового законодательства), стратегического налогового потенциала и всех сопутствующих уточнений элементов налоговых обязательств (налоговых ставок, льгот и пр.) при разработке налоговых бюджетов (планирование совокупной суммы налоговых поступлений) на каждый финансовый год.

Все указанные величины связаны  между собой соотношением:

 

ЭП - ИНВ - ПП = СНП ≥ФНП,

 

где ЭП - экономический потенциал;

ИНВ - инвестиции;

ПП - производственное потребление;

СНП - стратегический налоговый  потенциал;

ФНП - функциональный налоговый  потенциал.

Генезис налоговых теорий доказывает, что от достоверности научно-экономического обоснования логической структуры налогового потенциала, причинно-следственных связей его элементов зависит экономическое положение государства и, как следствие, благосостояние каждого его гражданина. В современной экономической литературе много внимания уделяется показателям налоговой нагрузки экономических субъектов и дискутируется содержание понятия “совокупная налоговая нагрузка” (СНН).

Оценка (estimate) трактуется как «… результат определения и анализа качественных и количественных характеристик управляемого объекта, а также процесса управления производственно-хозяйственной деятельностью.»

В современной экономической литературе можно встретить разные подходы к определению категории "оценка", в частности, как определение цены какого-либо объекта; как соотнесение какого-либо объекта с принятым критерием, нормой, эталоном и др. Разные науки (бухгалтерский учет, статистика, математика, эконометрия и др.) имеют богатый арсенал методов и способов оценки.

Например, можно отметить количественное определение параметров моделей с помощью статистических операций над данными, что достигается  использованием различных формул, выполняющих  роль оценочных функций. Эти формулы  преобразуют результаты наблюдений в оценки конкретных параметров.

Под оценкой налогового потенциала следует понимать совокупный объем  финансовых ресурсов, которые могут  быть мобилизованы через действующую систему налогообложения в действующем правовом поле посредством реализации избранной для хозяйственного комплекса (территории, отрасли, организации и т.д.) налоговой политики.

Оценка налогового потенциала крупнейшего налогоплательщика важна с одной стороны для определения финансовых возможностей реализации поставленных государственных задач, а с другой стороны – для выбора умной государственной политики, направленной на наращивание налогового потенциала крупнейших налогоплательщиков.

 

    1.   Методы оценки налогового потенциала.

В разных странах с многоуровневым бюджетным устройством используются различные методы. Причем в рамках одного метода возможны вариации в его реализации, имеющие свои достоинства и недостатки и влияющие, в конечном итоге, на оценку налогового потенциала. Поэтому выбор метода и разработка методики его реализации должны основываться на предъявляемых к налоговому потенциалу требованиях. Рассмотрим каждый из представленных методов более подробно.

Метод репрезентативной налоговой  системы (РНС) – это метод, который  базируется на прогнозировании потенциально возможных налоговых поступлений  в бюджет региона при средних  налоговых ставках по стране, соответствующих  налоговым базам.

Для расчета методом РНС  необходимы следующие источники:

    • Налоговый кодекс Российской Федерации;
    • информация о поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему региона;
    • информация о налоговой базе и структуре начислений по налогам, зачисляемым в консолидированный бюджет субъекта.

Для расчета налогового потенциала достаточно данных за один период.

Для анализа показателя в  динамике требуются данные за предшествующие периоды.

Как мера налогового потенциала регионов, суть данного метода, состоит   в расчете фактической суммы бюджетных платежей, которые возможно будут собраны в регионе, если налоговые усилия будут на среднем уровне, а состав налогов и ставка налогообложения будет одинаковой во всех регионах.

Государство в лице налоговых  органов предоставляет данные о  размере налоговой базы в каждом отдельном регионе. Результатом  оценки налогового потенциала региона  методом РНС является определение  объема потенциально возможных налоговых  доходов, при условии, что на территории региона применяется репрезентативная налоговая система. Необходимо отметить, что налоговый потенциал можно  прогнозировать отдельно по каждому  виду налоговых доходов в соответствии с установленной налоговой базой и налоговой ставкой. Согласно вышеизложенному, основой метода РНС можно считать оценку возможностей властей региона обеспечить поступление налоговых платежей в бюджет, начисленных на налогооблагаемую базу налоговыми органами.

РНС определяет величину налогового потенциала как сумму поступающих  в бюджет налоговых платежей. В  данном случае предполагается, что  налоговая нагрузка, то есть ставки налогообложения и состав налогов, будет установлена на среднем  уровне во всех регионах. В связи  с этим возникает необходимость  сбора сведений о налогах по всем регионам. Владея данными о налогах  и сборах, собранных фактически в  регионе и данные о базах налогообложения, представляется возможным произвести расчет объема налоговых поступлений  по региону. Мерой налогового потенциала региона можно считать найденную  величину объема налоговых поступлений  по региону.

Для расчета налогового потенциала по методу РНС используется следующая  формула:

 

 

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона страны;

НБk – налоговая база k-го налогового дохода i-го региона страны; 
НСk – репрезентативная (средняя) ставка налогообложения по k-му налоговому доходу i-го региона страны.

Важно отметить, что огромный объем скрытого «теневого» оборота  серьезно воздействует на степень достоверности  оценки. Проблема легализации «теневого» оборота актуальна на сегодняшний  день, поэтому является одной из перспективных направлений для  совершенствования системы налогового законодательства.

 

 

где Кto – корректирующий коэффициент теневого оборота в i-том регионе страны. 

Одной из главных задач  методики оценки налогового потенциала и распределения финансовой помощи состоит в том, что она не должна создавать стимулы для выбора региональными властями определенных стратегий поведения в отношения  уровней налогообложения и бюджетных  расходов. В литературе по проблемам  оценки налогового потенциала выделяются три вида стимулов: стимулы по применению налоговых ставок, стимулы по оказанию влияния на налоговые базы и стимулы  по принятию стратегии недобросовестного  поведения (moral hazard). С одной стороны, объем финансовой помощи региону в рамках эффективно построенной системы межбюджетного выравнивания не должен находиться в зависимости от изменения каким-либо регионом собственных налоговых ставок. С другой стороны, эффективно построенная система межбюджетных трансфертов должна принимать во внимание увеличение налоговой базы в регионах (путем соответствующего снижения размеров финансовой помощи), что может создать отрицательные стимулы к развитию собственной налоговой базы.

Главным недостатком данного  метода является его высокий уровень  трудоемкости, что обусловлено очень  большим объемом данных.

Положительный результат  может привести:

    • к более рациональному расчету некоторых налогов;
    • увеличению собираемости налогов.

Схожим с расчетным  методом РНС является метод прямого  счета, в основе которого лежит исчисленная  сумма по каждому виду налога.

Согласно данному методу налоговый потенциал региона  рассчитывается по формуле:

 

 

где НПРi – налоговый потенциал i-го региона;

НБНk -  налоговая база k-го налога;

Rk – предельная ставка k-го налога;

Информация о работе Налоговый потенциал Республики Бурятия