Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 06:26, курсовая работа
Перераспределительная деятельность государства охватывает широкий спектр отношений, включая не только налоговые, но и отношения по распределению и использованию финансовых ресурсов. Взятые вместе, данные совокупные отношения образуют систему финансовых отношений. Поэтому налоговые отношения есть совокупность отношений, являющихся частью финансовых отношений, которые, с одной стороны, выступают как обособленная часть совокупности, с другой - представляют собой неотъемлемую часть финансовых отношений, которые, по нашему мнению, имеют определяющее значение по отношению к налоговым отношениям.
k – число налогов.
Данный метод является объемным и предполагает использование данных по основным налогам и сборам, которые составляют почти 90% всех налоговых доходов региона. Этот метод применяется чаще всего в случаях недостатка данных для методов РНС. С учетом теневого оборота формула имеет вид:
Метод прямого счета скорректированный на коэффициент теневого оборота все же имеет меньшую точность по сравнению с методами РНС.
Различие состоит в том, что при оценке налогового потенциала используются не средние, а максимальные ставки. При анализе налогового потенциала, как и в предыдущем методе, не видно причин низкой собираемости налогов, но видна разница между фактическими начислениями и смоделированной ситуацией (когда по каждому виду налога берется не привычная шкала ставок, а максимальная ставка). Положительный результат может привести:
Налоговый потенциал региона может быть также рассчитан на основе валового регионального продукта (ВРП). ВРП – представляет собой суммарную стоимость товаров, работ и услуг, произведенных за данный период времени, с помощью экономических ресурсов региона. ВРП включает в себя и доходы, аккумулируемые внутри региона, независимо от места регистрации хозяйствующих субъектов и проживания работников.
На практике показатель ВРП
характеризуется преобладанием
доли доходов физических лиц –
населения рассматриваемого региона.
Так как большая часть
С целью преодоления
Устранение расхождений
между ВРП и совокупным объемом
налогооблагаемых ресурсов, сделает
возможным использование
Возможны несколько вариантов оценки налогового потенциала на основе этого показателя, простейшей из которых является средняя налоговая нагрузка на продукт.
Произведение средней эффективной налоговой ставки (), определяемой как отношение суммарных налоговых обязательств всех регионов к их совокупному продукту, на фактический валовой продукт региона даст оценку налогового потенциала этого региона:
где ТАi – оценка налоговых обязательств i-го региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности);
ВРПi – валовой региональный продукт i-го региона.
Под налоговыми обязательствами понимается совокупность фактических налоговых доходов региона и прироста накопленной задолженности перед бюджетом (недоимка и отсроченные платежи). Это показатель, характеризующий начисленные налоги предприятий региона (налоговые обязательства). Оценка налогового потенциала для начисленных налогов, в отличие от перечисленных в бюджет (собранных) позволяет не учитывать различие усилий регионов по сбору налогов, то есть выравнивать различие налоговых ставок.
Следует отметить, что использование такой оценки базируются на ряде допущений. Во-первых, предполагается постоянство налогового бремени на единицу добавленной стоимости для всех отраслей. Кроме того, такая оценка ставит регионы в неравные условия, так как является чувствительной к масштабу. Другими словами, больший (в экономическом смысле) регион входит в эту оценку с большим весом. Достоинством такого метода является то, что суммарная абсолютная ошибка прогноза будет равна нулю, то есть суммы оценок по регионам будут равны фактическим налоговым сборам. Это может быть удобно для бюджетного планирования, но надо иметь ввиду, что качество оценки (стандартная ошибка, погрешность) налогового потенциала будет неодинаковым по регионам. Для крупных в экономическом смысле регионов оценка будет более точной, чем для меньших регионов. Для оценки налогового потенциала регионов с целью межбюджетного выравнивания данный факт является существенным недостатком, что делает данный метод неприемлемым.
Налоговый потенциал является основой для формирования базы налоговых доходов бюджета, финансовый потенциал интегрирует как налоговую базу бюджета, так и базу формирования неналоговых доходов. Неналоговые доходы
представляют собой доходы от собственности и операций с ней, а также
возможности осуществления заимствования на финансовых рынках для
бюджетных целей, например, финансирование определенных программ или
текущее финансирование дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в отличие от налогового потенциала, финансовый потенциал в
значительной мере определяет инвестиционную привлекательность частного
сектора хозяйства региона
и перспективу его
Налоговый потенциал рассматривается как составляющая часть более общего
понятия финансового потенциала региона и представляет собой максимально
возможную расчетную сумму поступлений налогов и сборов в условиях
действующего Налогового Кодекса РФ.
За 2011 год в консолидированный бюджет Республики Бурятия поступило доходов 44 754 326,8 тыс. рублей, в том числе налоговых и неналоговых доходов 22 067 598,9 тыс. рублей, безвозмездных поступлений 22 686 727,9 тыс. рублей. Рост доходов к уровню 2010 года составил 14,2%.
Положительная динамика налоговых поступлений в 2011 году обусловлена ростом основных экономических показателей, объемов производства и реализации в базовых отраслях экономики. Улучшение финансового состояния организаций, рост прибыли организаций в 1,8 раза, увеличение фонда заработной платы на 10,4%, рост объемов промышленного производства на 12,9% обеспечили прирост налоговых доходов в отчетном году на 21,8% к уровню 2010 года.
Увеличились объемы поступлений по всем основным доходообразующим источникам - налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, акцизам, налогу на имущество организаций, налогу на добычу полезных ископаемых.
Наиболее значительный темп роста в 2011 году наблюдается по налогу на прибыль организаций и налогу на добычу полезных ископаемых - 163,5% и 131,6% соответственно, что обусловлено увеличением платежей от крупнейших плательщиков, благоприятной ценовой конъюнктурой в золотодобывающей отрасли.
Исполнение консолидированного бюджета Республики Бурятия за 2011 год в сравнении с 2010 годом представлено в следующей таблице:
Показатели |
Факт 2010 г. |
План 2011 г. |
Факт 2011 г. |
% исполнения годового плана |
Темп роста к 2010 году, % |
Доходы бюджета - ИТОГО |
39 198 141,7 |
42 731 535,1 |
44 754 326,8 |
104,7% |
114,2% |
Налоговые и неналоговые доходы |
18 426 499,6 |
21 589 822,9 |
22 067 598,9 |
102,2% |
119,8% |
Налоговые доходы: |
16 698 043,6 |
19 978 400,2 |
20 346 054,9 |
101,8% |
121,8% |
Налог на прибыль организаций |
3 482 332,7 |
5 746 645,1 |
5 694 149,7 |
99,1% |
163,5% |
Налог на доходы физических лиц |
8 037 456,9 |
8 509 584,4 |
8 750 687,7 |
102,8% |
108,9% |
Акцизы |
1 813 398,5 |
2 017 726,9 |
2 118 342,2 |
105,0% |
116,8% |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
664 580,0 |
760 525,0 |
789 462,9 |
103,8% |
118,8% |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
408 317,3 |
446 051,4 |
452 195,4 |
101,4% |
110,7% |
Единый сельскохозяйственный налог |
4 568,6 |
6 024,5 |
7 628,2 |
126,6% |
167,0% |
Налог на имущество физических лиц |
20 125,1 |
9 836,1 |
9 988,9 |
101,6% |
49,6% |
Налог на имущество организаций |
956 089,8 |
1 085 887,3 |
1 091 600,2 |
100,5% |
114,2% |
Транспортный налог |
178 296,3 |
185 375,0 |
192 195,2 |
103,7% |
107,8% |
Земельный налог |
518 885,7 |
520 483,8 |
525 659,2 |
101,0% |
101,3% |
Налог на добычу полезных ископаемых |
324 533,9 |
416 847,6 |
427 094,6 |
102,5% |
131,6% |
Прочие налоговые доходы |
289 458,8 |
273 413,0 |
287 050,8 |
105,0 % |
99,2% |
Неналоговые доходы |
1 728 456,0 |
1 611 422,7 |
1 721 544,0 |
106,8% |
99,6% |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
413 137,2 |
441 286,0 |
463 145,2 |
105,0% |
112,1% |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
154 880,9 |
115 229,6 |
127 040,1 |
110,2% |
82,0% |
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства |
700 992,8 |
507 038,6 |
512 277,0 |
101,0% |
73,1% |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
290 714,0 |
360 891,7 |
421 019,9 |
116,7% |
144,8% |
Административные платежи и сборы |
176,2 |
117,2 |
156,8 |
133,8% |
89,0% |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
121 925,0 |
131 820,7 |
142 413,8 |
108,0% |
116,8% |
Прочие неналоговые доходы |
46 629,9 |
55 038,9 |
55 491,2 |
100,8% |
119,0% |
Безвозмездные поступления |
20 771 642,1 |
21 141 712,3 |
22 686 727,9 |
107,3% |
109,2% |
Дотации |
12 267 312,3 |
11 207 136,4 |
11 835 787,4 |
105,6% |
96,5% |
Субсидии |
4 224 482,8 |
6 124 160,7 |
6 960 271,3 |
113,7% |
164,8% |
Субвенции |
3 994 560,0 |
2 425 773,6 |
2 508 477,4 |
103,4% |
62,8% |
Иные межбюджетные трансферты |
244 056,3 |
1 175 768,7 |
1 205 356,4 |
102,5% |
493,9% |
Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы |
20 746,7 |
||||
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций |
435 010,1 |
287 570,6 |
244 933,8 |
85,2% |
56,3% |
Прочие безвозмездные поступления |
7 341,5 |
29 926,3 |
29 926,3 |
100,0% |
407,6% |
Доходы бюджетов субъектов Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет |
62 699,3 |
24 613,4 |
23 515,5 |
95,5% |
37,5% |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации |
-484 566,9 |
-133 237,4 |
-121 540,3 |
91,2% |
25,1% |
Поступление налогов,
сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской
Федерации
по видам1)
млрд.рублей
2011г. |
В % к | |||||
консолиди- |
в том числе |
консолиди- |
в том числе | |||
феде-ральный бюджет |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде- |
консолиди-рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
9719,6 |
4480,5 |
5239,1 |
126,8 |
141,1 |
116,7 |
из них: |
2270,3 |
342,6 |
1927,7 |
127,9 |
134,3 |
126,9 |
налог на доходы физических лиц |
1994,9 |
- |
1994,9 |
111,5 |
- |
111,5 |
налог на добавленную стоимость |
1844,9 |
1844,9 |
- |
133,3 |
133,3 |
- |
из него налог на добавленную |
1753,2 |
1753,2 |
- |
131,9 |
131,9 |
- |
акцизы по подакцизным
товарам |
603,9 |
231,8 |
372,1 |
136,8 |
в 2,0 р. |
113,6 |
налоги на имущество |
678,0 |
- |
678,0 |
107,9 |
- |
107,9 |
налоги, сборы и регулярные
платежи |
2085,0 |
2046,9 |
38,1 |
144,7 |
145,3 |
117,4 |
из них налог на добычу |
2042,5 |
2007,6 |
35,0 |
145,2 |
145,8 |
117,9 |
1) По данным ФНС России |
Динамика поступления налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2008 – 2011гг., млрд. рублей
Оценка налогового потенциала Республики Бурятия на основе валового регионального продукта
производится в два этапа. На первом этапе рассчитывается средняя эффективная налоговая ставка,
определяемая делением совокупных налоговых обязательств региона к совокупному продукту на фак-
тический валовой региональный продукт. В качестве налоговых обязательств принимается объем
начисленных налогов предприятиям региона, оцениваемый по величине фактических налоговых дохо-
дов региона и прироста накопленной задолженности перед бюджетом (недоимка и отсроченные плате-
жи). Расчеты за 2008-2010 гг. по Республике Бурятия позволили установить среднюю эффективную
налоговую ставку на уровне 0,271. Это означает, что величина эффективной ставки налогообложения
единицы добавленной стоимости в среднем по республике составляет 27,1%.
Регрессионное уравнение (1) показывает зависимость налогового потенциала от валового регио-
нального продукта и численности жителей региона:
НП = (-701,67 + 0,271× ВРПi) ×Чнi (1)
где НП – оценка налогового потенциала Республики Бурятия, оцениваемая по величине налоговых до-
ходов и приросту задолженности в бюджетную систему РФ;
ВРПi – валовой региональный продукт Республики Бурятия в i -м году;
Чнi – численность населения Республики Бурятия в i -м году.
Год
Валовой региональный продукт РБ., млн.руб |
Численность населения РБ |
Оценка налогового потенциала РБ, млн. руб | |
2008 |
136374.0 |
959 892 |
34801,54 |
2009 |
124610.3 |
960 742 |
31769,55 |
2010 |
124738.5 |
972 021 |
32176,29 |
2011 |
137068,7 |
971 538 |
35406,68 |
Оценка налогового потенциала на основе метода репрезентативной налоговой системы произво-
дилась в отдельности для основных бюджетообразующих налогов, формирующих более 90% всех нало-
гов и сборов, зачисляемых в консолидированный бюджет РФ по РБ. В число бюджетообразующих нало-
гов входят: налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, акцизы по подакцизным
товарам, налоги и сборы за пользование природными ресурсами, налог на добычу полезных ископае-
мых. Структура бюджетообразующих налогов в динамике последних лет показана на рисунке 3.
Значительная часть всех налогов и сборов, зачисляемых в консолидированный бюджет России в