Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организаций и оценка налогового потенциала в целом.
Задачами курсовой работы являются:
Определение и рассмотрения понятия налоговый потенциал;
Изучение общей теории по налогу на прибыль организаций;
Оценка налогового потенциала региона 03 на 2012-2013 года.
Введение 3
Глава 1. Понятие, значение и сущность налогового потенциала в разрезе налога на прибыль организаций 6
1.1. Понятие налогового потенциала и его сущность 6
1.2. Краткая характеристика налога на прибыль организаций 11
Глава 2. Оценка налогового потенциала Республики Бурятия. 13
2.1. Методические аспекты оценки налогового потенциала региона. 13
2.2. Анализ оценки налогового потенциала региона 15
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Понятие, значение и сущность налогового потенциала в разрезе налога на прибыль организаций 6
1.1. Понятие налогового потенциала и его сущность 6
1.2. Краткая характеристика налога на прибыль организаций 11
Глава 2. Оценка налогового потенциала Республики Бурятия. 13
2.1. Методические аспекты оценки налогового потенциала региона. 13
2.2. Анализ оценки налогового потенциала региона 15
Заключение 20
Список использованной литературы 22
Как известно, большую доходную
часть бюджета Российской Федерации
составляют налоговые поступления.
В этой связи приобретает огромное
значение оценка налогового потенциала
как всей страны в целом, так и
ее регионов. Она позволит приблизительно
измерить в каких объемах и
в какое время налоговые
От точности оценки налогового потенциала зависит планирование бюджета и на федеральном, и на региональном и на местном уровнях.
Так же можно говорить и о поступлениях в бюджеты конкретного вида налогов.
В данной работе будет рассмотрена оценка налогового потенциала налога на прибыль организации на региональном уровне. Выбор обусловлен следующими факторами: налог на прибыль имеет двоякое значение: фискальное и регулирующее. Во-первых, налог является важным доходом бюджета, во-вторых, налог на прибыль играет роль экономического инструмента регулирования экономики. Государство, лишенное собственности, не может управлять производственным процессом административными методами. Спущенные сверху директивные указания, не подкрепленные экономическими стимулами, вряд ли будут выполняться частными предприятиями, акционерными обществами, деятельность которых определяется в первую очередь требованиям рынка и законом стоимости. В связи с этим управление хозяйственными процессами возможно лишь экономическими методами, и, прежде всего, набором элементов налогообложения прибыли: ставками, расчетом объекта обложения, льготами и санкциями. Изменяя обложение прибыли юридических лиц этими методами, государство способно оказать серьезное давление на динамику производства: стимулировать его развитие либо сдерживать движение вперед. Действующий налог на прибыль предприятий и организаций в России регулирующую роль выполняет слабо в силу неустойчивой экономической ситуации в стране, а также существования слабой налогооблагаемой базы. Налог на прибыль предприятий и организаций действует на всей территории страны.
Налог на прибыль организаций - федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Так как рассматриваемый налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления государства по активному воздействию на развитие экономики именно через механизм его применения. Благодаря непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций.
Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организаций и оценка налогового потенциала в целом.
Задачами курсовой работы являются:
Термин "потенциал", согласно толковому словарю русского языка, означает "совокупность средств, возможностей, необходимых для чего-либо". Исходя из данного значения, можно говорить о налоговом потенциале как о "налоговой возможности", т.е. о некоторой условной, в принципе достижимой сумме налоговых сборов. В мировой практике используется несколько похожий термин - tax capacity, означающий налогоспособность, или "способность базы налогообложения в пределах какой-либо административной единицы приносить доходы в виде налоговых поступлений.
В бюджетном законодательстве современной России (ст. ст. 131, 138, 142.1 БК РФ) под налоговым потенциалом подразумевается совокупность объектов налогообложения в рамках действующей налоговой системы, расположенных на территории субъекта, т.е. налоговая база.
Вместе с тем Методика распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации содержит показатель "индекс налогового потенциала" и определяет его как "относительную (по сравнению со средним по Российской Федерации уровнем) оценку налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, определяемую с учетом уровня развития и структуры экономики субъекта Российской Федерации" .
Методическими рекомендациями субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям по регулированию межбюджетных отношений, утвержденными Приказом Минфина России от 27 августа 2004 г. , предусматривается, что расчетные налоговые доходы - налоговый потенциал - являются оценкой налоговых доходов, которые могут быть собраны в бюджет муниципального образования из налоговых источников, закрепленных за бюджетом муниципального образования.
В современной отечественной теории можно выделить три подхода к толкованию понятия "налоговый потенциал":
1. Ресурсный (налоговый потенциал в "широком" смысле).
2. Фискальный (налоговый потенциал в "узком" смысле).
3. Межбюджетный.
Два первых подхода являются
концептуальными и
Н.Д. Матрусов определяет налоговый
потенциал в "широком" смысле -
как "...совокупность финансовых ресурсов,
которая может быть эффективно мобилизована
через налогообложение в
В связи с этим при решении
масштабных задач, связанных с совершенствованием
налоговой системы и
В теории фискального подхода
под налоговым потенциалом
При обращении к слагаемости
налогового потенциала исходят из приоритетов
фискального подхода, а именно либо
из совокупности налоговых баз, либо
как суммы налоговых
В данном контексте налоговые
поступления являются продуктом
двух основных факторов: налоговой
базы и налоговой ставки. Первый
во многом зависит от налогооблагаемой
базы, второй - от уровня налоговых ставок
и благосостояния (платежеспособности)
общества. Таким образом, налоговый
потенциал представляет собой ресурсы,
которые подлежат аккумулированию
в бюджет через налоговые платежи,
т.е. финансовые ресурсы, которые через
систему налогообложения и в
соответствии с действующим
Н.Д. Матрусов определяет налоговый
потенциал в "узком" смысле как
"...финансовые ресурсы, которые подлежат
аккумулированию в бюджет через
налоговые платежи в
Другим подходом к сущности
налогового потенциала территории является
подход, обосновывающий его определение
с позиции формирования доходной
части бюджета и выравнивания
межрегиональной асимметрии (межбюджетный
подход). Если занять позицию конечного
получателя налоговых поступлений,
то налоговый потенциал обернется
потенциальным бюджетным
Одним из сторонников межбюджетного
подхода является, в частности, С.Н.
Хурсевич. Данная позиция строится
на утверждении, что в целях усиления
стимулирующей роли нормативов отчислений
в бюджеты различных уровней
расчет их уровня необходимо осуществлять
в привязке к величине налогового
потенциала территорий, принимаемого
в качестве основополагающего параметра
оценки бюджетной обеспеченности различных
типов территориальных
В обобщенном виде суть позиции
заключается в переходе от традиционных
методов планирования бюджетных
доходов "от достигнутого уровня"
к оценке финансовых возможностей территорий
и их учете в системе
Исследователи, использующие
налоговый потенциал регионов для
целей межбюджетного
В результате налоговые доходы
рассматриваются и как
Исходя, из вышеизложенного налоговый потенциал необходимо прежде всего определить в качественном отношении, а потом уже обращаться к его количественной определенности.
В качественном аспекте налоговый потенциал представляет собой систему экономических отношений, которая сформирована следующими характеристиками:
- налоговый потенциал
существует в экономическом
- налоговый потенциал
есть способность какой-то
- налоговый потенциал
представляет собой составную
часть финансового потенциала
совокупности объектов