Налоговый потенциал Республики Бурятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2012 в 17:19, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является рассмотрение теоретических аспектов налога на прибыль организаций и оценка налогового потенциала в целом.
Задачами курсовой работы являются:
Определение и рассмотрения понятия налоговый потенциал;
Изучение общей теории по налогу на прибыль организаций;
Оценка налогового потенциала региона 03 на 2012-2013 года.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие, значение и сущность налогового потенциала в разрезе налога на прибыль организаций 6
1.1. Понятие налогового потенциала и его сущность 6
1.2. Краткая характеристика налога на прибыль организаций 11
Глава 2. Оценка налогового потенциала Республики Бурятия. 13
2.1. Методические аспекты оценки налогового потенциала региона. 13
2.2. Анализ оценки налогового потенциала региона 15
Заключение 20
Список использованной литературы 22

Файлы: 1 файл

Kurs.docx

— 65.22 Кб (Скачать файл)

- мера налогового потенциала  определяет ресурсы воспроизводства  собственности, экономического потенциала  в целом, а значит, и меру  налогового потенциала последующих  периодов.

1.2.Краткая  характеристика налога на прибыль  организаций

Налог на прибыль организаций - федеральный, прямой налог, взимаемый в Российской Федерации в соответствии с главой 25 НК РФ. Он играет важную роль в формировании доходной части бюджета. После НДС налог на прибыль организаций занимает второе место. Еще более значима его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, где он занимает первое место в их доходных источниках Колчин С.П. Налоги в Российской Федерации: ЮНИТИ, М., 2006.-254с.

Так как рассматриваемый  налог является прямым налогом, т.е. напрямую воздействует на экономический  потенциал налогоплательщика, то становятся понятными действия и устремления  государства по активному воздействию  на развитие экономики именно через  механизм его применения. Благодаря  непосредственной связи этого налога с размером полученного налогоплательщиком реального дохода через механизм предоставления или отмены льгот  и регулирования налоговой ставки государство ограничивает или стимулирует  ту или иную деятельность, инвестиционную активность в различных отраслях экономики и регионах. Значительную роль в регулировании экономики  играет устанавливаемая государством амортизационная политика, напрямую связанная именно с налогообложением прибыли организаций Александров  И.М. Налоги и налогообложение. М.,2005.С.89.

Налог на прибыль, взимаемый  с предприятий, объединений, организаций, учреждений, по существу, представляет собой плату хозяйствующего субъекта государству за использование экономического пространства, трудовых ресурсов, производственной, социальной и прочей инфраструктуры. Практически это одна из форм изъятия  государством части чистого дохода предприятий.

Налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия  на финансовое положение предприятий, повышающим (либо, наоборот, снижающим) их заинтересованность в развитии производства. Одновременно, как было сказано выше, налог на прибыль обеспечивает значительные поступления в государственный бюджет.

Это и объясняет важное значение оценки налогового потенциала данного налога. Величина начислений и собираемости по налогу на прибыль  может  показать политику государства  в рамках налогообложения, в конечном счете даже ее результаты.

 

 

 

 

Глава 2. Оценка налогового потенциала Республики Бурятия

2.1. Методические аспекты оценки налогового потенциала региона.

Современная Россия – это  огромная территория с административно  территориальным делением, в состав которой входит 83 региона, каждый из которых представляет собой целостную  территориальную часть народного  хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочные внутренние экономические связи. Одним из основных показателей, характеризующих экономические  связи региона, выступает налоговый  потенциал региона, оценка и расчет которого позволяет эффективно управлять  системой экономического развития региона.

Рассмотрение механизма  формирования и оценки налогового потенциала невозможно без исследования теоретико-методических основ, в частности, обоснования  экономической природы и сущности изучаемого процесса, выявления факторов, воздействующих на него, разработки понятийного  аппарата, формирования определения.

Поэтому формулирование четких и обоснованных определений, устранение разночтения в терминологии создают  основу для дальнейших научных исследований, обеспечивающих возможность формирования налогового потенциала.

Анализ существующих подходов к трактовке категории «налоговый потенциал» позволил выделить два направления.

Во-первых, в широком смысле, согласно которому под налоговым  потенциалом понимается совокупный объем налогооблагаемых ресурсов территории.

Во-вторых, в узком или  практическом, под налоговым потенциалом  понимают максимально возможную  сумму поступлений налогов и  сборов, исчисленных в условиях действующего законодательства.

Важным моментом при оценке налогового потенциала является определение  функций.

Основная функция налогового потенциала, как в прочем и у  налогов, фискальная. В настоящее  время основным направлением налоговой  политики является обеспечение мобилизации  денежных средств в бюджет. Для  обеспечения постоянного и стабильного  поступления денежных средств в  бюджет необходимо применять основной инструментарий налоговой системы: налоговый контроль, налоговое администрирование, налоговое планирование и прогнозирование, изъятие денежных средств в бюджет. Таким образом, категорией оценки применения фискальной политикой инструментария, необходимого для изъятия части  добавленной стоимости народного  хозяйства, можно считать налоговый потенциал.

Величина налогового потенциала территории зависит от влияния множества  факторов – субъективных и объективных. К объективным факторам относятся  действующее в настоящее время  законодательство о налогах и  сборах, степень развитости экономики  региона, его отраслевая структура, уровень и динамика, существующих на данной территории, цен, объем и  структура экспорта и импорта  и т.д.

К субъективным можно отнести  состояние региональной налоговой  политики, количество предоставляемых  льгот, отсрочек и др. 
С учетом изложенного, на оценку налогового потенциала влияет социально-экономическое развитие региона, позволяющее совершенствовать процессы прогнозирования налоговых поступлений по уровням бюджетной системы путем непрерывного мониторинга происходящих изменений, сравнивая налоговые возможности.

Для оценки налогового потенциала необходимо провести всесторонний анализ налогообложения, динамики и мониторинга  налоговых поступлений в целом, в разрезе по категориям и видам  экономической деятельности налогоплательщиков и прогнозных показателях социально-экономического развития региона.

Существует множество  методик оценки налогового потенциала, самыми популярными из них могут  считаться:

- аддитивный метод (построение репрезентативной налоговой системы – РНС), включающий расчетный метод РНС и регрессионный метод РНС;

- метод прямого счета;

- метод основанный на  ВРП (валового регионального продукта);

В данной работе представляется приблизительный расчет налогового потенциала Республики Бурятия на 2012 и 2013 года с применением метода основанном на валовом региональном продукте и  методе прямого счета.

2.2. Анализ оценки налогового потенциала региона

ВРП – представляет собой  суммарную стоимость товаров, работ  и услуг, произведенных за данный период времени, с помощью экономических  ресурсов региона. ВРП включает в  себя и доходы, аккумулируемые внутри региона, независимо от места регистрации  хозяйствующих субъектов и проживания работников.

Формула расчета выглядит следующим образом:

  

где

 – оценка налоговых обязательств -го региона (налоговые поступления плюс прирост задолженности).

 – валовой региональный продукт  -го региона.

  • - средняя эффективная налоговая ставка для данного региона.

Исходные данные о величине валового регионального продукта (млрд.руб)*:

- за 2009 год ВРП=127,0;

- за 2010 год ВРП= 145,5;

- за 2011 год ВРП=159,9;

- за 2012 год ВРП= 195,9;

- за 2013 год ВРП = 200,5.

* «Прогноз  социально-экономического  развития Республики Бурятия  на 2012 и плановый периоды 2013 и  2014 годов» №513 от 04.10. 2011.

  • - средняя эффективная налоговая ставка для данного региона составляет  примерно 14,6 % по состоянию на 2008 год.

Таким образом, исходя из формулы  можно предположить что:

За 2009 год :

НПРБ =127,0 ×0,146 = 20,32 млрд.руб;

За 2010 год:

НПРБ = 145,5 ×0,146 = 21,243 млрд.руб;

За 2011 год:

НПРБ = 159,9 ×0,146 = 23,345  млрд.руб;

За 2012 год:

НПРБ =  195,9 × 0,146 = 28,60 млрд.руб;

За 2013 год:

НПРБ =  200,5× 0,146 = 29,279 млрд.руб.

Фактические же поступления  в консолидированный бюджет РФ составили :

- за 2009 год 3 077 760 млн. руб;

- за 2010 год 3125 769,8 млн. руб;

- за 2011 год 3 932 056 млн.руб.

Рис. 1. График показателей  налогового потенциала рассчитанного  по методу ВРП и  фактических поступлений в консолидированный бюджет (млн.руб)

Такие значительные различия  между рассчитанными и фактическими показателями говорят о том, что  данный метод оценки налогового потенциала как страны в целом, так и ее региона  не является удовлетворительным.

Это обусловлено тем, что  особенности структуры российских налогов вносят коррективы в ВРП, как в меру налогового потенциала в виде недостатков. Они проявляются, к примеру, в том, что налог на прибыль организаций в настоящее время в нашей стране уплачивается по месту регистрации предприятия. На наш взгляд целесообразно уплачивать его по месту осуществления хозяйственной деятельности, то есть не генерировать доходы предприятий на одной территории (территории, на которой зарегистрированы предприятия), а перераспределять по всем регионам, в которых ведется предпринимательская деятельность организации. Для этого возможно использование формул, учитывающих местонахождение производственных мощностей и маркетингово-территориальную структуру продаж. К тому же в данном случае не учитывается теневой оборот экономики, поступления федеральных налогов и сборов, трансферты и еще великое множество других факторов. Это является крупным недостатком и применять его на практике в отношении налога на прибыль организации не представляется возможным.

Данный метод будет  наиболее полезен при оценке налогового потенциала налога на доходы физических лиц или налога на добавленную  стоимость.

Теперь попробуем оценить  налоговый потенциал региона  с помощью метода прямого счета.

Данный метод представляется схожим с расчетным методом РНС, в основе которого лежит исчисленная сумма по каждому виду налога.

Согласно данному методу налоговый потенциал региона  рассчитывается по формуле: 

,                                                   (5) 
где:   НПРi – налоговый потенциал i-го региона;

 НБНk - налоговая база k-го налога;

Rk – предельная ставка k-го налога; 
k – число налогов.

Данный метод является объемным и предполагает использование  данных по основным налогам и сборам, которые составляют почти 90% всех налоговых  доходов региона. Этот метод применяется  чаще всего в случаях недостатка данных для методов РНС.

Итак, R, в данном случае, будет равняться 24%.

Налоговая база представлена следующими величинами (млн.руб):

За 2008 год - 4 574 760(см. Приложение 1), за 2009 год – 4 150 755(см.Приложение 2), за 2010 год – 2 628 972(см.Приложение 3), за 2011 год – 4 054 436(см.Приложение 4).

Таким образом налоговый  потенциал региона будет оцениваться:

- На 2009 год НПРБ = 4 574 760 × 0,24 = 1 097 88,3 млн.руб;

- На 2010 год НПРБ = 4 150 755 × 0,24 = 996 181, 2 млн.руб;

- На 2011 год НПРБ = 2 628 972 × 0,24 = 630 953,28 млн.руб;

- На 2012 год НПРБ = 4 054 436 × 0,24 = 973 064,64 млн.руб.

Фактические же поступления  в консолидированный бюджет РФ составили :

- за 2009 год 3 077 760 млн. руб;

- за 2010 год 3125 769,8 млн. руб;

- за 2011 год 3 932 056 млн.руб.

Рис. 2. График показателей  по лученных по методу прямого счета  и фактических поступлений в  консолидированный бюджет .

Как видно из полученных показателей, полученные суммы вновь  отличаются от фактических, обусловлено  тем, что данный метод, хоть является более «привлекательным» для  оценки налогового потенциала по налогу на прибыль организаций, по сравнению  с методом основанным на валовом  региональном продукте, все же имеет  меньшую точность чем другие методы оценки налогового потенциала. К тому же следует обратить внимание на то, что налоговая база за 2010 год представлена не в полном объеме, в данной работе она указана по состоянию на 01.04.2010 года.

Важно отметить, что огромный объем скрытого «теневого» оборота  серьезно воздействует на степень достоверности  оценки. Проблема легализации «теневого» оборота актуальна на сегодняшний  день, поэтому является одной из перспективных направлений для  совершенствования системы налогового законодательства. Здесь опять же не учитывается огромнейшее количество других факторов, которые могут повлиять на получаемую величину.

Информация о работе Налоговый потенциал Республики Бурятия