МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра экономики предпринимательства
и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Экономика организации (предприятия)
и налогообложение»
на тему: Налоговый учет. Налоговая декларация
Студент
Руководитель
(подпись)
Т.Г.Базулина
МИНСК 2014
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «налоговый учет» впервые
появилось с принятием в 2003 году Общей
части Налогового кодекса Республики
Беларусь.
В главе 8 данного кодекса указано,
что налоговым учетом признается осуществление
плательщиками учета объектов налогообложения
и определение налоговой базы по налогам
и сборам путем расчетных корректировок
к данным бухгалтерского учета.
Налоговый учет ведется исключительно
в целях налогообложения, осуществления
налогового контроля и должен обеспечивать
формирование полной и достоверной информации
об объектах налогообложения, показателях,
участвующих в определении налоговой
базы в соответствии с налоговым законодательством,
а также о размерах такой базы и исчисленных
за налоговый (отчетный) период суммах
налоговых платежей.
Налоговый учет основывается
на данных бухгалтерского учета, отраженных
в первичных учетных документах и регистрах
бухгалтерского учета, или на иных документально
подтвержденных данных об объектах, подлежащих
налогообложению либо связанных с налогообложением.
Плательщик составляет и представляет
за соответствующий отчетный (налоговый)
период в налоговый орган по месту регистрации
налоговые декларации (расчеты) по налогам
и сборам (пошлинам), а также иные документы,
связанные с налогообложением.
Налоговый учет ведется плательщиками
в соответствии с налоговым законодательством
посредством проведения расчетных корректировок
к данным бухгалтерского и оперативного
учета.
1. Налоговый
учет
1.1.Методические
основы налогового учета в организациях
Система налогов и сборов (пошлин)
взимаемых в бюджет республики, регламентируется
Налоговым кодексом. Он устанавливает
основные принципы налогообложения, регулирует
отношения по установлению, изменению,
прекращению действия налогов и сборов,
а также определяет права и обязанности
как плательщиков, так и налоговых органов.
Налог – это обязательный безвозмездный
платеж, взимает с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им денежных средств в республиканский
и (или) местные бюджеты. Характерной чертой
налогов является то, что они взимаются
в бюджет для обеспечения общегосударственных
расходов и не имеют целевого назначения.
Сбор (пошлина) представляет собой обязательный
платеж в республиканский и (или) местные
бюджеты, взимаемый с организаций и физических
лиц, как правило, в виде одного из условий
совершения ими юридически значимый действий,
включая предоставление определенных
прав и выдачу специальный разрешений
(лицензий); либо в связи с перемещением
товаров через таможенную границу. В отличие
от налогов сборы всегда имеют целевое
назначение. Это платеж за обладание специальным
правом.
Не являются налогами и сборами
платежи в виде штрафов или иных санкций
за нарушение законодательства.
Объекты налогообложения и
налоговая база формируются в системе
бухгалтерского учета. Поэтому в соответствии
с Законом Республики Беларусь от 12 июля
2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»
бухгалтерский учет должен обеспечить
полноту и достоверность информации о
деятельности каждого субъекта хозяйствования,
ее финансовом положении, полученных доходах
и расходах.
Плательщики налогов обязаны
в соответствии с Налоговым кодексом осуществлять
налоговый учет по формированию объектов
налогообложения и определять достоверно
налоговую базу по налогам и сборам, который
основывается на данных бухгалтерского
учета.
Налоговый учет осуществляется
организациями – плательщиками налогов
исключительно в целях налогообложения
и осуществления налогового контроля.
Он ведется посредством проведения расчетных
корректировок к данным бухгалтерского
учета об объектах налогообложения, их
систематизации и накопления для определения
размера налоговой базы.
Расчетные корректировки – это изменения в данных бухгалтерского
учета (увеличение, уменьшение), производимое
плательщиками для получения достоверной
информации об объектах налогообложения.
Они позволяют определить стоимостные
и другие характеристики налогооблагаемых
объектов. Осуществление расчетных корректировок
производится в соответствии с нормами
налогового законодательства, которыми
устанавливаются объекты налогообложения,
порядок формирования налоговой базы
по конкретному налоговому платежу и порядок
исчисления (расчета) налога и сбора. Данные
бухгалтерского учета корректируются
в том случае, если они содержат недостаточную
либо излишнюю информацию об объектах
налогообложения. Если же состав и характеристика
объектов налогообложения соответствуют
данным бухгалтерского учета, то учетная
информация принимается в качестве данных
налогового учета без расчетных корректировок.
1.2 Виды
налогов, сборов, их классификация
Налоговая система представляет собой совокупность
налогов , а также методы и принципы построения
налогов.. Она должна обеспечить перераспределение
налогового бремени по плательщикам. Множественность
налогов позволяет проводить государством
гибкую политику в области налогов, в большей
мере учесть платежеспособность налогоплательщиков,
выровнять налоговую нагрузку, отразив
разнообразие форм объектов налогообложения
с учетом всех сторон их экономической
деятельности.
Множественность налогов не
допускает доминирование одного налога,
так как при внезапном изменении экономической
ситуации доходная часть бюджета страны
может быть не сформирована. Кроме того,
множественность налогов обеспечивает
их взаимодополняемость, при которой уменьшение
одного налога неизменно приведет к росту
платежей по другим видам налогов.
Множественность налогов обосновывается
совокупностью объектов (предметов) налогообложения,
в качестве которых выступают: имущество
(движимое и недвижимое), прибыль (доход)
от экономической деятельности, операции
по реализации товаров (работ, услуг), ввоз
(вывоз) товаров на таможенную территории,
отдельные виды деятельности, отдельные
объекты, совершение сделок по ценным
бумагам. Один и тот же объект может облагаться
налогом одного вида только один раз за
тот или иной период налогообложения.
С целью изучения сущности каждого
вида налога и для обеспечения достоверности
исчисления производится их классификация
по определенным признакам. Классификация
налогов представляет собой их группировку.
Отнесение того или иного вида налога
к определенному виду позволяет более
четко определить содержание (суть) данного
налога. Группировки налогов по разным
признакам позволяют дать характеристику
конкретного налога с различных сторон.
В настоящее время
в качестве классификационных признаков,
характеризующих налоги, выделяют следующие:
По уровню бюджета, в который
зачисляется налоговый платеж;
По способу взимания налогов;
По объектам налогообложения;
По источникам возмещения налогов;
По субъектам уплаты налогов;
По особым режимам налогообложения;
(ст.10 НК РБ)
По методу обложения (по ставке).
1) Общим показателем налоговой
системы страны является число уровней,
что увязывается с уровнем структуры власти. По уровню бюджета,
в который зачисляется налоговый платеж
(по принадлежности к уровню управления
и власти) налоги в Республике Беларусь
подразделяются на:
Республиканские налоги , сборы (пошлины);
К республиканским
налогам, сборам (пошлинам) относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на прибыль;
- налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;
- подоходный налог с физических лиц;
- налог на недвижимость;
- земельный налог;
- экологический налог;
- налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;
- сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь;
- оффшорный сбор;
- гербовый сбор;
- консульский сбор;
- государственная пошлина;
- патентные пошлины;
- таможенные пошлины и таможенные сборы.
К местным налогам
и сборам относят:
- налог за владение собаками;
- курортный сбор;
- сбор с заготовителей.
2) По способу
изъятия они подразделяются на:
Прямые налоги взимаются непосредственно
с доходов или собственности (имущества)
налогоплательщика. К ним относятся: подоходный
налог с физических лиц, налог на прибыль,
налоги на имущество, налог за владение
собаками.
К косвенным (скрытым) налогам относятся: НДС, акцизы,
таможенные пошлины и др. Такие налоги
взимаются в виде надбавок к цене товара,
с оборота реализации товаров (работ, услуг)
в процессе их потребления. Косвенные
налоги наиболее выгодны для государства,
так как не зависят от финансовых результатов
деятельности хозяйствующих субъектов.
3) По объектам
налогообложения налоги подразделяются на налоги,
взимаемые с прибыли, с имущества, пользования
землей, ренты, выручки от реализации,
потребления природных ресурсов, фонда
оплаты труда, с суммы произведенных затрат,
с определенных видов деятельности. К
ним относятся:
Налог на приобретение транспортных
средств;
Отчисления на социальные нужды
и по обязательному страхованию от несчастных
случаев на производстве и профессиональных
заболеваний;
Налог на доходы от осуществления
лотерейной деятельности;
Налог на доходы от проведения
электронных интерактивных игр и другие.
4) По источникам
возмещения налогов налоги подразделяются на следующие
группы:
Налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц и другие);
Налоги, уплачиваемые из выручки от реализации (НДС, акцизы);
Налоги и отчисления, включаемые
в себестоимость продукции (работ, услуг)
(платежи за землю, экологический налог,
отчисления в фонд социальной защиты населения,
страховые взносы по обязательному страхованию
от несчастных случаев на производстве,
профессиональных заболеваний и другие).
5) По субъектам
уплаты налогов всю совокупность налогов
подразделяю на: