Налоговый учет. Налоговая декларация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2014 в 04:53, реферат

Описание работы

Понятие «налоговый учет» впервые появилось с принятием в 2003 году Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь.
В главе 8 данного кодекса указано, что налоговым учетом признается осуществление плательщиками учета объектов налогообложения и определение налоговой базы по налогам и сборам путем расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета.
Налоговый учет ведется исключительно в целях налогообложения, осуществления налогового контроля и должен обеспечивать формирование полной и достоверной информации об объектах налогообложения, показателях, участвующих в определении налоговой базы в соответствии с налоговым законодательством, а также о размерах такой базы и исчисленных за налоговый (отчетный) период суммах налоговых платежей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Налоговый учет 3
1.1.Методические основы налогового учета в организациях 3
1.2 Виды налогов, сборов, их классификация 3
1.3 Первичные документы и регистры налогового учета 3
2.Налоговая декларация 3
2.1.Понятие налоговой декларации, порядок ее предоставления 3
2.2. Способы предоставления налоговой декларации 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3

Файлы: 1 файл

мой реф н.х-з. (Автосохраненный).docx

— 45.89 Кб (Скачать файл)
    • Налоги, взимаемые с физических лиц (подоходный налог и др.);

    • Налоги, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль и др.).

6) По особым  режимам налогообложения

Особый режим налогообложения применяется для плательщиков:

    • налога при упрощенной системе налогообложения;
    • единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
    • единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции;
    • налога на игорный бизнес;
    • налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
    • налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
    • сбора за осуществление ремесленной деятельности;
    • сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
    • единого налога на вмененный доход.

7) По методу  обложения налоговой базы (по  ставке) налоги подразделяются на прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, дифференциальные, ступенчатые, твердые.

По каждому виду из всей совокупности налогов в процессе хозяйственной деятельности субъекта предпринимательства возникает объект налогообложения, по которому в системе бухгалтерского учета должна быть сформирована достоверная налоговая база. Для исчисления суммы конкретного вида налога к единице измерения налоговой базы применяется установленная налоговая ставка.

 

1.3 Первичные  документы и регистры налогового  учета

В соответствии с Налоговым кодексом РБ систематизация учетной информации об объектах налогообложения осуществляется в регистрах налогового учета или в расчетах налоговой базы. Регистры налогового учета представлены специальными формами на бумажных и электронных носителях.

Расчеты налоговой базы составляются плательщиками отдельно по каждому виду налоговых платежей, за соответствующий отчетный (налоговый) период, если у них возникло налоговое обязательство.7

Налоговый учет по налогу на прибыль основывается на данных бухгалтерского учета. Он осуществляется в регистрах налогового учета, где отражается сводная учетная информация для расчета налога и корректировки показателей для определения налоговой базы.

В регистрах налогового учета отражаются основные показатели, участвующие в определении налогооблагаемой прибыли. Для отражения порядка формирования налогооблагаемой прибыли утверждены регистры налогового учета отдельно для систематизации доходов и расходов организации.

Доходы плательщиков для целей налогового учета делятся на:

    • Доходы от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

    • Доходы от внереализационных операций (внереализационные доходы). Это доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг).

Доходы могут быть получены субъектом предпринимательства как от источников внутри страны, так и за ее пределами.

Для целей бухгалтерского учета расходы организации соответственно подразделяются на:

    • Расходы по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;

    • Внереализационные расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), иных ценностей, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности.

Показатели регистров доходов и расходов после проведения с ними расчетных корректировок принимаются к расчету налоговой базы.

В тех случаях, когда расчетные корректировки не производились (не было необходимости), налоговая база определяется на основе данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах в качестве налогообразующих показателей.

Регистры налогового учета заполняются за каждый отчетный месяц.

 

 

2.Налоговая декларация

2.1.Понятие  налоговой декларации, порядок ее предоставления

Налоговой декларацией (расчетом) признается письменное заявление плательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и об осуществленных расходах, источниках доходов, о налоговых льготах и об исчисленной сумме налога, сбора (пошлины) и (или) о других данных, необходимых для исчисления и уплаты налога, сбора (пошлины) (п. 1 ст. 63 НК РБ).

Налоговым законодательством установлены следующие формы налоговых деклараций по подоходному налогу:

- налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических  лиц индивидуального предпринимателя (нотариуса, осуществляющего нотариальную  деятельность в нотариальном  бюро, адвоката, осуществляющего адвокатскую  деятельность индивидуально) (приложение 16 к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 15.11.2010 № 82);

- налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических  лиц с доходов плательщиков, не  признаваемых налоговыми резидентами  Республики Беларусь, полученных  от физических лиц, не являющихся  индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество (приложение 2 к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100);

- налоговая декларация (расчет) по подоходному налогу с физических  лиц (приложение 1 к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 100).

Физических лиц - плательщиков, которые представляют декларацию по подоходному налогу, можно разделить на следующие группы:

1) плательщики, которые обязаны  представлять декларацию в соответствии  с гл. 16 НК;

2) плательщики, представляющие  декларацию по собственной инициативе  в соответствии с гл. 16 НК РБ.

К таким плательщикам, в частности, относятся:

1) физические лица, не  являющиеся индивидуальными предпринимателями  и получившие в 2014 году доходы  от сдачи физическим лицам, не  являющимся индивидуальными предпринимателями, жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, находящихся на территории Республики Беларусь, в размере, превышающем 37835000 руб. в налоговом периоде (п. 3 ст. 179 НК РБ).

2) физические лица, получившие  доходы, подлежащие налогообложению  и указанные в подп. 1.33 ст. 163 НК РБ, а именно:

доходы (кроме доходов, полученных плательщиками от возмездного отчуждения имущества в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности), полученные плательщиками - налоговыми резидентами Республики Беларусь от возмездного отчуждения:

- в течение 5 лет (в том  числе путем продажи, мены, ренты) более: одного жилого дома с  хозяйственными постройками (при  их наличии), одной квартиры, одной  дачи, одного садового домика  с хозяйственными постройками (при  их наличии), одного гаража, одного  машино-места, одного земельного участка, принадлежащих им на праве собственности (доли в праве собственности на указанное имущество). Исчисление 5-летнего срока производится с даты последнего возмездного отчуждения имущества, относящегося к одному виду. При отчуждении в течение одного дня 2 и более единиц имущества, относящегося к одному виду, право определения очередности совершения сделок предоставляется плательщику;

- в течение календарного  года более одного автомобиля, технически допустимая общая  масса которого не превышает 3500 килограммов и число сидячих  мест которого, помимо сиденья  водителя, не превышает восьми, или  другого механического транспортного  средства. При отчуждении в течение  одного дня 2 и более механических  транспортных средств право определения  очередности совершения сделок  предоставляется плательщику.

К доходам, полученным от источников за пределами Республики Беларусь, относятся доходы, получаемые за границей или из-за границы, в том числе посредством банковских переводов, почтовых отправлений и пр.

От представления декларации освобождаются физические лица, получившие в 2014 году:

1) доходы, не признаваемые  объектом налогообложения (п. 2 ст. 153 НК РБ). К таким доходам, в частности, относятся доходы, полученные плательщиками от операций, связанных с имущественными и неимущественными отношениями физических лиц, состоящих в соответствии с законодательством между собой в отношениях близкого родства или свойства, опекуна, попечителя и подопечного, за исключением доходов, полученных указанными физическими лицами в результате заключения между ними трудовых договоров, договоров купли-продажи и (или) иных гражданско-правовых договоров, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

К лицам, состоящим в отношениях:

- близкого родства, относятся  родители (усыновители), дети (в том  числе усыновленные, удочеренные), родные  братья и сестры, дед, бабка, внуки, прадед, прабабка, правнуки, супруги;

- свойства, - близкие родственники  другого супруга, в том числе  умершего (подп. 2.1 ст. 153 НК РБ);

2) доходы, полностью освобождаемые  от подоходного налога или  освобождаемые от этого налога  в пределах размеров, установленных  п. 1 ст. 163 НК РБ (п. 2 ст. 180 НК РБ). В частности, к доходам, освобождаемым в пределах размеров, установленных п. 1 ст. 163 НК РБ, относятся доходы плательщиков, получаемые от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере, не превышающем 37835000 руб., в сумме от всех источников в течение налогового периода, полученные: в результате дарения; в виде недвижимого имущества по договору ренты бесплатно (подп. 1.18 ст. 163 НК РБ).

Также следует отметить, что доходы, освобождаемые от налогообложения в соответствии с подп. 1.50 ст. 163 НК РБ, подлежат декларированию (п. 2 ст. 180 НК РБ).

 

 

2.2. Способы предоставления налоговой декларации

 

Налоговая декларация (расчет) по общему правилу представляется плательщиками в налоговый орган по месту постановки на учет плательщика (п. 3 ст. 63 НК, п. 2 ст. 178, п. 2 ст. 163, п. 9 ст. 176 НК РБ).

Постановка на учет индивидуальных предпринимателей осуществляется при их государственной регистрации.

Постановка на учет физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в налоговом органе по их заявлению. Заявление о постановке на учет подается по форме согласно:

- приложению 3 к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 96 - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Республике Беларусь, получивших специальное разрешение на право разовой реализации товаров на рынках на территории Республики Беларусь, а также нотариусов, адвокатов (п. 26 Инструкции № 96/1, абз. 4 п. 1 Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 96);

- приложению 4-1 к Постановлению Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 96 - нотариусами, адвокатами (абз. 6 п. 1 Постановления Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 96).

Плательщики - физические лица подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица (п. 1 ст. 65 НК РБ). Местом жительства физического лица признается место (населенный пункт, дом, квартира или иное жилое помещение), где это физическое лицо зарегистрировано по месту жительства, при отсутствии такого места - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает, а в случае, если данные об этом установить невозможно, - место нахождения имущества этого лица (п. 1 ст. 18 НК РБ).

Однако налоговая декларация может представляться в налоговые органы и не по месту постановки на учет плательщика. Этот порядок применяется в отношении плательщиков, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, получающих доходы от физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, за реализованные им товары (работы, услуги), иное имущество, которые должны представлять декларацию в налоговый орган по месту предполагаемого получения доходов, при реализации недвижимого имущества - по месту нахождения недвижимого имущества (ч. 1, 3 п. 2 ст. 177 НК РБ).

Налоговая декларация представляется согласно п. 4 ст. 63 НК РБ в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в виде электронного документа. Документы, которые в соответствии с НК РБ или иными актами налогового законодательства должны прилагаться к налоговой декларации, представляются на бумажном носителе. Налоговая декларация с внесенными изменениями и (или) дополнениями представляется в налоговый орган по форме, действовавшей в налоговый период, за который вносятся соответствующие изменения и (или) дополнения (ч. 2 п. 8 ст. 63 НК РБ).

В зависимости от вида представляемой декларации ее можно представить в налоговый орган одним из способов:

- представить лично или  через представителя;

- направить в виде почтового  отправления с описью вложения;

- передать с помощью  программных и технических средств (п. 5 ст. 63 НК РБ).

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Появление понятия «налоговый учёт» связано с особым положением в экономике страны, и прежде всего с состоянием доходов бюджета. Дефицит бюджета, невыполнение плановых поступлений по налогам, неплатежи - все это заставляет органы власти и управления принимать вынужденные меры по расширению налогооблагаемой базы, корректировать и дополнять с фискальными целями методики расчётов основополагающих показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий.

Информация о работе Налоговый учет. Налоговая декларация