НДС и акцизы, сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – закрепить и расширить теоретические знания по данным налогам.
Для поставленной цели были выявлены следующие задачи:
1. Изучить сущность налога на добавленную стоимость и акцизов
2. Проанализировать исчисления и уплаты косвенных налогов
3. Рассмотрение судебной практики

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Глава Налог на добавленную стоимость и акцизы……………………… 4
1.1 Значение и сущность налога на добавленную стоимость…………. 4
1.2 Значение и сущность акцизов………………………………………… 8
2 Глава Анализ действующего механизма исчисления и уплаты косвенных налогов…………………………………………………………...
11
2.1 Плательщики НДС…………………………………………………….. 11
2.2 Объект налогообложения и операции, не подлежащие обложению НДС……………………………………………………………………………
14
2.3 Налоговая база и ставки по НДС…………………………………….. 19
2.4 Декларирование. Порядок и сроки уплаты налога………………… 24
2.5 Налогоплательщики акцизов…………………………………………. 27
2.6 Объект обложения акцизами и операции, освобождаемые от налогообложения……………………………………………………………..
29
2.7 Налоговая база и ставки по акцизам…………………………………. 33
2.8 Порядок расчета и сроки уплаты акциза…………………………….. 35
3 Глава Судебная практика…………………………………………………. 37
Заключение…………………………………………………………………... 42
Список используемой литературы…………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

курсовая.Налоги.docx

— 414.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

1 Глава Налог на добавленную  стоимость и акцизы………………………

4

   1.1 Значение и сущность налога на добавленную стоимость………….

4

   1.2 Значение и сущность акцизов…………………………………………

8

2 Глава Анализ действующего механизма исчисления и уплаты косвенных налогов…………………………………………………………...

 

11

   2.1 Плательщики НДС……………………………………………………..

11

   2.2 Объект налогообложения и операции, не подлежащие обложению НДС……………………………………………………………………………

 

14

   2.3 Налоговая база и ставки по НДС……………………………………..

19

   2.4 Декларирование. Порядок и сроки уплаты налога…………………

24

   2.5 Налогоплательщики акцизов………………………………………….

27

   2.6 Объект обложения акцизами и операции, освобождаемые от налогообложения……………………………………………………………..

 

29

   2.7 Налоговая база и ставки по акцизам………………………………….

33

   2.8 Порядок расчета и сроки уплаты акциза……………………………..

35

3 Глава Судебная практика………………………………………………….

37

Заключение…………………………………………………………………...

42

Список используемой литературы………………………………………….

43


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Налог на добавленную стоимость и акцизы являются федеральными налогами и в полном объеме уплачиваются в федеральный бюджет. Эти налоги относятся к категории косвенных налогов, которые устанавливаются в виде надбавки к  цене или тарифу товаров (работ, услуг).

Косвенные налоги— термин налогового законодательства ряда стран и теории налогообложения, обычно означающий налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу. В отличие от прямых налогов косвенные налоги непосредственно не связаны с доходом (имуществом) налогоплательщика.

Цель курсовой работы – закрепить и расширить теоретические знания по данным налогам.

Для поставленной цели были выявлены следующие задачи:

  1. Изучить сущность налога на добавленную стоимость и акцизов
  2. Проанализировать исчисления и уплаты косвенных налогов
  3. Рассмотрение судебной практики

 Объектом исследования  является налог на добавленную  стоимость и акцизы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Глава Налог  на добавленную стоимость и  акцизы

1.1 Значение и  сущность налога на добавленную  стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является одним из самых важных и в то же время наиболее сложных для понимания, исчисления и контроля. Тем не менее, он успешно применяется в большинстве стран с рыночной экономикой, обеспечивая поступление от 12 до 30% налоговых доходов государства. В частности, 20 из 24 стран — членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) применяют НДС как основной налог на потребление. Кроме того, НДС взимается еще в 35 развивающихся странах. Не действует данный вид косвенного налогообложения в таких развитых странах, как США, Канада, Австралия и Швейцария.

Распространение НДС в 1970—1980-е гг. можно считать одним из наиболее важных достижений мировой теории и практики налогообложения. История развития налогов не знает других примеров, когда бы налог так быстро был переведен из теоретической конструкции в практическую область, заняв при этом доминирующее положение среди налогов на потребление в большинстве стран мира.

Первоначально в Германии экономист В. фон Сименс предложил ввести «облагороженный налог с оборота». Однако в то время его идея не была воспринята должным образом. Затем в 1954 г. министр финансов Франции М. Лоре разработал принципиальную схему действия налога, способного заменить налог с оборота, который в то время взимался в стране. Впервые НДС на практике был апробирован во Франции в 1958 г., а с конца 1960-х гг. распространение данного налога приняло масштабный характер. Этому способствовало принятие директив ЕЭС, согласно которым НДС утверждался в качестве основного косвенного налога для стран — членов ЕЭС и устанавливались сроки его введения — до 1972 г.

Широкое распространение НДС обусловлено его фундаментальными преимуществами, в числе которых:

  • стремление облагать налогом расходы конечных потребителей, а не затраты производителей по производству товаров, работ, услуг;

  • потенциально широкая база налогообложения (большинство товаров, работ, услуг облагаются НДС);

  • регулярность налоговых поступлений и их пропорциональное увеличение в зависимости от изменения уровня цен;

  • получение государством части дохода на каждой стадии производственного и распределительного цикла, при том, что конечная сумма НДС, получаемая государством, не зависит от количества промежуточных производителей и продавцов;

  • применение «зачетной» схемы этого налога по всей цепи производства и обращения товара, создающей трудности для уклонения от его уплаты;

  • косвенное стимулирование процессов накопления и инвестирования (доходы, идущие на эти цели, не облагаются НДС), а также производства экспортной продукции (применяется минимально возможная ставка 0%).

В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. и в совокупности с акцизами фактически вытеснил другие косвенные налоги с оборота и с продаж, намного превзойдя их по своей роли и значению. В настоящее время он является основным косвенным налогом, а также важнейшим источником формирования доходной части бюджета. Начиная с 1 января 2001 г. взимание НДС в осуществляется в соответствии с главой 21 НК РФ.

В большинстве случаев бремя уплаты НДС переносится на конечных потребителей, поэтому его и относят к разряду косвенных налогов. Однако при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия для собственных нужд, при налогообложении строительно-монтажных работ для собственного потребления и в некоторых других случаях он приобретает признаки прямого налога.

Рассмотрим сначала экономическую сущность и механизм его действия. НДС взимается с каждого акта продажи, начиная с производственного и распределительного цикла и заканчивая продажей продукции потребителю. В научной литературе экономическое содержание НДС обычно представляют как форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и распределения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров (работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Добавленная стоимость представляет собой стоимость, которую производитель в обрабатывающем производстве, предприниматель в сфере распределения добавляют к стоимости сырья, материалов или к стоимости тех товаров и продуктов, которые были приобретены для создания нового изделия или услуги.

С одной стороны, добавленную стоимость можно представить как сумму заработной платы (ЗП) и получаемой прибыли (П) как основных элементов, входящих в состав добавленной стоимости, а также некоторых других элементов затрат налогоплательщика, связанных непосредственно с его производственным циклом. С другой стороны, добавленную стоимость можно представить как разницу между выручкой от реализации товаров, работ, услуг (РП) и произведенными при этом затратами (МЗ).

Исходя из этих двух вариантов определения добавленной стоимости, можно сформулировать четыре механизма для расчета суммы НДС:

где Ст — ставка налога.

Может показаться, что математическая идентичность между первым и вторым, а также третьим и четвертым механизмами расчета очевидна. Однако сумма налога, исчисленная по каждому из этих механизмов для конкретного промежутка времени (налогового периода), может получаться различной. Это объясняется тем, что при использовании разных механизмов исчисления НДС значения ЗП, П, РП и МЗ не совпадают между собой. В частности, в третьем механизме речь идет о произведенной в течение определенного периода времени продукции, а в четвертом механизме — о реализованной продукции за тот же период.

   Поскольку при исчислении налога могут быть использованы различные механизмы, важным становится законодательное установление порядка исчисления НДС. Наибольшее распространение в мире получил четвертый механизм расчета налога, применяется он и в нашей стране. На практике использование данного метода связано с тем, что он позволяет применить ставку налога непосредственно при сделке, поскольку не требуется определения собственно добавленной стоимости, а ставка применяется к ее компонентам (реализованной продукции и затратам).

Порядок исчисления налога на добавленную стоимость определяется ст. 166 и 173 НК. Для того чтобы овладеть методикой исчисления НДС, необходимо различать следующие понятия:

НДСб — НДС, подлежащий уплате в бюджет;

НДСр — НДС по реализованной (переданной) продукции (товарам, работам, услугам) и другим облагаемым операциям;

НДСв — НДС, подлежащий вычету (налоговые вычеты).

НДС, подлежащий уплате в бюджет, представляет собой разницу между суммами НДС по реализованной (переданной) продукции и суммами налога, принимаемыми к вычету:

НДСб = НДСр — НДСв = НБ • Ст — НДСв,

где НБ — налоговая база по налогу на добавленную стоимость.[8]

Основные элементы налога на добавленную стоимость представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Основные элементы НДС

 

1.2 Значение и  сущность акцизов

Акцизы — это один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акцизы включаются в цену подакцизной продукции и тем самым перекладываются на конечных потребителей. При этом сумма акцизов во многом определяет уровень цен на облагаемые товары, а также оказывает воздействие на спрос. Специфической особенностью акцизов является то, что данный налог действует только в отношении отдельных товаров, называемых подакцизными.

Многовековая история развития налоговых отношений показывает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источников доходов бюджета. В настоящее время акцизы применяются во всех странах с рыночной экономикой.

       При установлении акцизов и перечня подакцизных товаров, используются, как правило, следующие принципы:

  • акцизами не облагаются товары первой необходимости;

  • акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет получаемой сверхприбыли от производства высокорентабельной продукции (алкогольная продукция, табачные изделия, нефтепродукты);

  • облагая акцизом товары, наносящие вред здоровью человека, государство стремится ограничить их потребление (алкогольная и табачная продукция).

За время использования акцизов неоднократно менялись группы облагаемых товаров и ставки налога. В России в течение XV—XX вв. акцизами облагались в основном такие товарные группы, как соль, алкогольная продукция, табак, сахар, нефтепродукты. Поступления акцизного налога в бюджет достигали весомых размеров. После Октябрьской революции 1917 г. акцизы были отменены, а с 1921 г. — вновь восстановлены, однако в период финансовой реформы 1930—1932 гг. они были снова ликвидированы.

Вновь акцизный налог был введен в России с 1 января 1992 г. В настоящее время акцизы являются вторым по величине косвенным налогом после НДС.

Начиная с 1 января 2001 г. взимание акцизов в Российской Федерации осуществляется в соответствии с главой 22 Налогового кодекса РФ. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ в зависимости от вида подакцизного товара (по некоторым подакцизным товарам налог целиком поступает в федеральный бюджет).[8]

Основные элементы акцизного налога в Российской Федерации представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Основные элементы акцизов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Глава. Анализ действующего механизма исчисления и уплаты косвенных налогов

 

2.1 Налогоплательщики НДС

Плательщиками НДС (субъектами налогообложения) в соответствии со ст. 143 НК признаются организации, ИП и лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ. При этом плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ) не являются организации и ИП, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, единого налога по упрощенной системе налогообложения, а также переведенные на уплату единого налога на вмененный доход по тем видам деятельности, которые подлежат обложению ЕНВД.

Информация о работе НДС и акцизы, сравнительный анализ