НДС и акцизы, сравнительный анализ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2015 в 20:05, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – закрепить и расширить теоретические знания по данным налогам.
Для поставленной цели были выявлены следующие задачи:
1. Изучить сущность налога на добавленную стоимость и акцизов
2. Проанализировать исчисления и уплаты косвенных налогов
3. Рассмотрение судебной практики

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………… 3
1 Глава Налог на добавленную стоимость и акцизы……………………… 4
1.1 Значение и сущность налога на добавленную стоимость…………. 4
1.2 Значение и сущность акцизов………………………………………… 8
2 Глава Анализ действующего механизма исчисления и уплаты косвенных налогов…………………………………………………………...
11
2.1 Плательщики НДС…………………………………………………….. 11
2.2 Объект налогообложения и операции, не подлежащие обложению НДС……………………………………………………………………………
14
2.3 Налоговая база и ставки по НДС…………………………………….. 19
2.4 Декларирование. Порядок и сроки уплаты налога………………… 24
2.5 Налогоплательщики акцизов…………………………………………. 27
2.6 Объект обложения акцизами и операции, освобождаемые от налогообложения……………………………………………………………..
29
2.7 Налоговая база и ставки по акцизам…………………………………. 33
2.8 Порядок расчета и сроки уплаты акциза…………………………….. 35
3 Глава Судебная практика…………………………………………………. 37
Заключение…………………………………………………………………... 42
Список используемой литературы…………………………………………. 43

Файлы: 1 файл

курсовая.Налоги.docx

— 414.08 Кб (Скачать файл)



 

 




 

 

Рисунок 3. Налогоплательщики НДС

 

Кроме того, в период с 2008 по 2016 гг. не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр в отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в качестве плательщиков НДС.

Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика: НК предусматривает право организаций и ИП освободиться от исполнения обязанностей налогоплательщика, критерием такого освобождения выступает объем выручки от реализации.

Согласно ст. 145 НК организации и ИП могут освободиться от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций и ИП без учета НДС не превысила в совокупности 2 млн. руб.

Следует иметь в виду, что такое освобождение применяется только в отношении обязанностей, возникающих в связи с проведением операций на территории РФ. Но это положение не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ. Освобождение также не распространяется на налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Решение об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС принимается добровольно. Лица, претендующие на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту налогового учета не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого они собираются использовать право на освобождение. К документам, которые представляют налогоплательщики, относятся: выписки из бухгалтерского баланса (для организаций), из книги продаж, из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей), а также копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Данное освобождение предоставляется на срок, равный 12 последовательным календарным месяцам. Лица, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения указанного срока. Исключение составляет случай утраты ими права на освобождение.

По истечении 12 календарных месяцев и не позднее 20-го числа следующего месяца освобожденные субъекты предпринимательства должны направить в налоговые органы документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 2 млн. руб., а также уведомление о продлении использования права на освобождение на последующие 12 месяцев или об отказе от использования данного права. Налоговые органы в течение 10 дней обязаны произвести проверку этих документов и подтвердить либо не подтвердить правомерность освобождения, а также принять решение об его продлении или же об отказе от продления.

Налогоплательщик утрачивает право на освобождение, если в течение периода его использования сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без НДС превысит установленные ограничения или будет произведена реализация подакцизных товаров. В этом случае налогоплательщик начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения уплачивает налог на общих основаниях. В случае непредставления налогоплательщиком необходимых документов или представления документов, содержащих недостаточные, недостоверные сведения, сумма налога должна быть восстановлена и уплачена в бюджет с взысканием соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

Согласно ст. 163 НК налоговый период по НДС с 1 января 2008 г. для всех налогоплательщиков (налоговых агентов) установлен как квартал.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода исходя из фактической реализации (передачи) товаров, выполнения работ, оказания услуг за истекший налоговый период не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.

Налоговые агенты уплачивают НДС по каждой операции одновременно с переводом денежных средств в пользу продавцов, не являющихся плательщиками НДС (иностранным лицам, органам государственной власти и управления, органам местного самоуправления).

При ввозе товаров на таможенную территорию РФ НДС уплачивается в бюджет в соответствии с таможенным законодательством.

Налогоплательщики и налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.[6]

 

2.2 Объект налогообложения и операции, не подлежащие обложению НДС

Объектом налогообложения НДС признаются следующие операции:

  • реализация произведенных (приобретенных) товаров, выполненных работ, оказанных услуг, осуществляемая на территории РФ, в том числе и на безвозмездной основе;

  • передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд внутри предприятия от одного структурного подразделения другому, расходы на которые не принимаются к вычету, в том числе через амортизационные отчисления, при исчислении налога на прибыль организаций;

  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

  • ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Согласно ст. 39 и п. 1 ст. 146 НК к реализации товаров (работ, услуг) для целей обложения НДС относятся:

  • продажа товаров (работ, услуг) одними организациями другим организациям и физическим лицам, т.е. передача права собственности на них на возмездной основе, в том числе если товар не отгружается и не транспортируется;

  • выдача (передача) заказанных изделий, т.е. передача производителем заказчику продукции, которая изготовлена на «давальческой» основе;

  • продажа товаров на комиссионных началах и на аукционах;

  • обмен товаров (работ, услуг) на другие товары (работы, услуги);

  • передача безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям или физическим лицам, в том числе своим работникам;

  • реализация предметов залога, включая их передачу залогодержателю при неисполнении обеспеченного залогом обязательства (в соответствии с порядком, определяемом Гражданским процессуальным кодексом РФ);

  • передача товаров (работ, услуг) по соглашениям о предоставлении отступного или новации;

  • передача имущественных прав.

При определении объекта обложения НДС важное значение имеют понятия «товар», «работа» и «услуга».

Под товаром понимается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество: продукция (предмет, изделие); недвижимое имущество, в том числе здания и сооружения; электро- и теплоэнергия, газ, вода; нематериальные активы, в том числе программное обеспечение, имущественные права.

К работам относится деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организаций или физических лиц. Поэтому объектом налогообложения могут быть объемы реализации строительно-монтажных, ремонтных, научно-исследовательских, опытно- конструкторских, технологических, проектно-изыскательских, реставрационных и других видов работ.

К услугам относится деятельность, результаты которой, не имея материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Объектом обложения НДС является выручка от оказания любых платных услуг, в частности, к ним относятся: транспортные услуги; посреднические услуги; услуги по сдаче в аренду имущества и недвижимости (кроме земли), в том числе финансовая аренда (лизинг); аудиторские, инновационные, информационные услуги; услуги по физкультуре и спорту, оздоровительные, туристско-экскурсионные услуги; услуги связи, бытовые и жилищно-коммунальные услуги; рекламные, юридические услуги; другие виды услуг.[6]

Не признаются объектами обложения НДС:

  • операции, которые в соответствии с п. 3 ст. 39 НК не признаются реализацией товаров, работ, услуг (обращение российской или иностранной валюты, передача имущества и имущественных прав правопреемникам организации, взносы инвестиционного характера, иные операции);

  • передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

  • передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

  • выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности и в установленных законодательством случаях;

  • передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

  • операции по реализации земельных участков (долей в них).

  • передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

  • передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;

  • в период с 2008 по 2016 г. операции по реализации налогоплательщиками — российскими организаторами Олимпийских и Параолимпийских игр товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами — иностранными организаторами указанных игр в рамках соглашения, заключенного между Международным олимпийским комитетом, Олимпийским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских и XI Параолимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи.

Определение места реализации товаров (работ, услуг) при взимании НДС играет роль при осуществлении операций, затрагивающих разные страны. Если в операцию вовлечены две страны и более, место реализации играет важную роль в распределении налога между странами. Место реализации является основным инструментом, применяемым для избежания двойного налогообложения или ухода от обложения НДС. В основу этого положены три принципа:

  • принцип территориальности означает, что облагаются налогом операции, совершаемые на территории данной страны независимо от того, осуществляются ли они организациями (предпринимателями) данного или иностранного государства;

  • принцип назначения означает, что товары пересекают границы и облагаются косвенными налогами в стране потребления, налог на экспортируемые товары не взимается;

  • принцип равенства означает, что в пределах одного государства идентичные товары облагаются налогом одинаково, т.е. НДС не должен влиять на выбор форм и методов ведения бизнеса, а также на выбор товаров потребителем.

Для определения объекта обложения НДС важно правильно установить место реализации товаров (работ, услуг) согласно ст. 147 и 148 НК, так как по содержанию налога им должна быть именно территория РФ (рис.4).

Рисунок 4. Условия признания территории РФ местом реализации

Если местом реализации работ (услуг) по одному из перечисленных критериев признается РФ, то операции по реализации таких работ, услуг облагаются НДС. Если местом их реализации признается иностранное государство, то в России объекта налогообложения НДС нет.[4]

Информация о работе НДС и акцизы, сравнительный анализ