НДС и его роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность НДС;
проанализировать его в формировании доходной части бюджета;
ознакомиться с зарубежным опытом в прогнозировании налоговых поступлений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. История возникновения, развития и экономическое содержание НДС
1.1 История возникновения НДС…………………………………………………6
1.2 Экономическое содержание НДС……………………………………………10
2. Пути повышения эффективности НДС и его роль в формировании доходной базы бюджета
2.1 Пути решение основных проблем собираемости НДС……………………..14
2.2 Анализ значимости НДС в структуре доходной части бюджета…………..17
Заключение ………………………………………………………………………..26
Список используемых источников ………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………3

1. История возникновения, развития  и экономическое содержание НДС

1.1 История возникновения НДС…………………………………………………6

1.2 Экономическое содержание НДС……………………………………………10

2. Пути повышения эффективности НДС и его роль в формировании доходной базы бюджета

2.1 Пути решение основных проблем собираемости НДС……………………..14

2.2 Анализ значимости НДС в структуре доходной части бюджета…………..17

Заключение ………………………………………………………………………..26

Список используемых источников ………………………………………………28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

  Регулирование процесса  формирования и расходования  денежных фондов реализуется  через финансовую политику. Одним  из важнейших инструментов осуществления  финансовой политики государства  всегда были и продолжают оставаться налоги.

Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки. Развитие теории и  практики косвенного налогообложения  привело к появлению совершенно нового вида налога – налога на добавленную стоимость (далее НДС).

Налоговую систему России по обеспечению доходной части государственного бюджета с момента её образования  и на протяжении всего периода  формирования принято считать системой, построенной на преобладании косвенного налогообложения.

   Становление системы косвенного налогообложения в процессе историко-экономического развития общества и зарубежный опыт в области косвенного налогообложения заслуживают должного изучения.

   Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.

    Актуальность темы данной темы заключается в том, что косвенные налоги занимают стратегическое место в системе налогообложения. Данная тема актуальна на сегодняшний день, заслуживает особого внимания и касается каждого гражданина Российской Федерации (далее РФ), так как косвенные налоги уплачиваются конечными потребителями товаров, то есть, главным образом, населением.

   Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

раскрыть сущность НДС;

проанализировать его  в формировании доходной части бюджета;

ознакомиться с зарубежным опытом в прогнозировании налоговых поступлений.

Объектом исследования выступают налоговые доходы федерального, консолидированного бюджета, в частности НДС с 2009г. по 1 июля 2011г,

Эта работа подготовлена на основе законодательного и инструктивного материала, с использованием практического материала имеющегося на официальных сайтах Министерства Финансов РФ, Федеральной Налоговой Службы РФ и Росстата. В работе использованы научные исследования В.Г. Панскова, Г.И. Букаева и других.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История возникновения, развития и экономическое содержание принципы НДС

1.1 История возникновения и развития НДС

    Широкое распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой создало  почву для появления его в  России. Налог был введен 1 января 1992 года. Он пришел на смену налогу с  оборота, просуществовавшего в стране около 70 лет, и так называемого «президентского» налога с продаж, введенного в декабре 1990 года.

Оба предшественника  НДС были эффективны только в условиях жесткого государственного контроля за ценообразованием. Налог с оборота взимался в основном в виде разницы между твердыми, фиксированными государственными оптовыми и розничными ценами, и его ставка колебалась от 20 до 300% для различных видов продукции. Налог с продаж устанавливался в процентах к объему реализации и фактически увеличивал цену товаров на 5%.

    Надо  отметить, что налог на добавленную   стоимость имеет очень устойчивую  базу обложения, которая к тому  же не зависит от текущих  материальных затрат. В бюджет  начинают поступать  средства задолго до того, как произойдет окончательная реализация готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и при любой перепродаже готового изделия. Уклониться от уплаты налога довольно сложно, хотя это и случается. Но выделение налога отдельной строкой во всех банковских и прочих расчетных документах усложняет эти попытки и позволяет налоговым инспекциям эффективно контролировать уплату налога. Плательщик налога не несет на себе налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на последнем потребителе продукции процесс переложения налога заканчивается.

    Несмотря  на  ряд преимуществ, как у любого косвенного налога, у него есть и негативные стороны. Все это объясняется  рядом событий произошедших вначале 90-х гг. Начало 90-х гг. характеризуется полным опустошением прилавков магазинов, нехваткой производственно-технических ресурсов, тотальным товарным дефицитом и постоянным ростом цен. С января 1992 г. начинается переход всей экономики на свободные рыночные цены, что усиливает прямую инфляцию, а под давлением полностью господствующего в экономике страны монополизма она резко взлетает вверх. В этот же момент была задействована новая налоговая система и налог на добавленную стоимость.

      При  отсутствии на рынке достаточной  товарной массы в условиях, когда  не развита конкуренция производителей  и расстроено финансовое хозяйство,  налог усиливал инфляционные процессы, приводя к дополнительному повышению оптовых и розничных цен. Ставка налога, установленная первоначально, была чрезмерно высокой вообще, но недопустимо высокой в год либерализации цен. К тому же Закон "О налоге на добавленную стоимость" в тот момент почти не содержал налоговых льгот. Отсутствие льгот по бюджетной сфере, а тогда еще практически вся огромная социальная сфера была бюджетной, привело к тому, что государство при введении НДС получило не только огромные доходы, но и значительные дополнительные расходы. Плательщиками налога стали государственные учреждения здравоохранения, народного образования, просвещения, культуры, спорта и т. д. Поэтому пришлось быстро вносить изменения и дополнения в Закон, вводить льготы, касающиеся социальной сферы, снижать налоговую ставку.

      В сфере  материального производства в  связи с введением НДС  также  возникли диспропорции. Руководители  промышленных предприятий в условиях  либерализации цен и нарушения  хозяйственных связей стремились  создавать складские запасы, обеспечивающие перспективное развитие, в то время как реализация готовой продукции стала уже снижаться. Действовали стереотипы мышления, требующие, чтобы побольше ресурсов было у себя на складе, недоверие к рыночным формам хозяйства, неуверенность в исходе начинавшихся реформ. Создавать складские запасы подталкивали и галопирующие цены. Рост запасов и снижение объемов реализации продукции с неизбежностью вели к тому, что суммы налога, положенные предприятиям к возмещению и подлежащие уплате в бюджет, начали сближаться между собой, выравниваться, а на ряде предприятий суммы налога, подлежащего возмещению, оказывались даже выше тех, что предприятие должно бюджету.

      Во  втором  квартале 1992 г. возник экономический   парадокс, при котором не предприятие  платит налог государству, а государство — предприятию. Фактически бюджетными средствами кредитовались складские запасы. А поступление налога в бюджет стало замедляться. Именно это обстоятельство и заставило изменить порядок возмещения и установить, что возмещению по НДС подлежат сырье и материалы, лишь фактически затраченные на производство объема реализованной продукции.

      Это  положение продержалось до апреля 1995 г., когда ход экономической  реформы  изменил ситуацию  в стране. Тогда  наступила реальная возможность  либерализовать механизм взимания налога. Федеральным Законом от 25 апреля 1995 г. № 63-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" было установлено, что налогоплательщики имеют право относить на возмещение из бюджета суммы НДС по материальным ресурсам производственного назначения по мере оплаты этих ресурсов поставщикам, а не в зависимости от списания затрат по их приобретению на издержки производства и обращения, как было ранее. Следует иметь в виду, что возмещаются из бюджета только суммы НДС, относящиеся к затратам по производству и реализации продукции, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг), учитываемой при налогообложении прибыли. Для принятия к зачету товарно-материальные ценности должны быть не только оплачены поставщиком, но и оприходованы в бухгалтерском учете.

      Итак, экономическая  ситуация в Российской Федерации  изменилась. Накапливать на складах товары стало невыгодно. Это означает омертвлять капитал и снижать оборачиваемость ресурсов, не говоря уже о дополнительных расходах на хранение. Изменился еще раз и механизм взимания НДС.

      Последовательно  осуществляя поддержку малого  бизнеса, государство освободило  от уплаты НДС  граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Ставка  налога с момента введения  в 1992 г. и по 1996 г. претерпевала  изменения. Первоначально налог  был установлен в размере 28%. Однако в условиях отсутствия  на рынке достаточной товарной массы, либерализации цен, начало которой совпало по времени с введением данного налога, и развивающейся инфляцией ставка оказалась чрезмерно высокой. В большинстве стран, она ниже. И при этом для ряда товаров действуют пониженные льготные ставки.

      В связи  с этим ставка была снижена   до 20%, а по продовольственным  товарам и основным изделиям  детского ассортимента — до 10%. Так было до июля 1995 г. Дифференциация  ставки налога на продовольственные  и непродовольственные изделия  соответствует мировому опыту. Это практикуется в Германии, США, Франции, Японии, а также в некоторых других странах.

      Однако  снижение ставки сразу на 8 пунктов, а по ряду товаров на 18 пунктов болезненно сказалось на бюджете, тем более что выпадающие доходы ничем не компенсировались.

      Изменение  ставки НДС в России повлекло  осложнения в торговых отношениях  с другими  странами СНГ.  Ведь ранее ставка налога (28%) была  единой и вдруг возникла возможность  пользоваться разницей ставок, и  российские предприниматели могли оказаться в невыгодных условиях. Поэтому прошло еще одно изменение закона об НДС, регулирующее торговлю со странами СНГ. При взаимных расчетах обоюдно применяется налоговая ставка той страны, где она выше.

  С этого периода  перечень льготируемых товаров был резко сокращен. Теперь 10%-ный налог взимается только с товаров, вошедших в список, утвержденный Правительством РФ. Это самые необходимые продовольственные товары. Введением этого списка были компенсированы доходы, выпадающие из бюджета в связи с отменой специального налога. В настоящее время основная ставка НДС снизилась до 18%.

 

1.2  Экономическая сущность НДС

Основную роль в российской налоговой системе играют косвенные  налоги, к которым относятся НДС, акцизы, занимающие определяющее место в доходах бюджета.

НДС взимается в процессе движения доходов или оборота  товаров, работ и услуг. Этот налог  включается в виде надбавки в цену товара, а также тарифа на работы или услуги и оплачиваются потребителем. Владелец товара, работы или услуги при их реализации получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Поэтому НДС нередко называют налогом на потребление. Таким образом, НДС предназначается для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога – потребителем этого товара (работы или услуги).

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют ещё и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций.

НДС является наиболее существенным из применяемых в Российской Федерации косвенных налогов.

При решении задачи развития рыночных отношений в России возникла необходимость реорганизации налога с оборота, действовавшего до 1992 года, который более чем на 80 % мобилизовался  в бюджет в виде разницы между  фиксированными государством розничными ценами и оптовыми ценами. В новых условиях, предполагающих свободное ценообразование на основе спроса и предложения, исключается возможность формирования бюджета в значительной степени за счет налога с оборота. В то же время государство должно иметь стабильный источник доходов бюджета, что и предопределило введение в Российской Федерации с 1 января 1992 года налога на добавленную стоимость.

Налог на добавленную  стоимость заменил два ранее  действовавших налога: налог с  оборота и налог с продаж. Вышеназванные налоги функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами. Новый налог выгодно отличается от своих «предшественников». Налог более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с его ростом налоговые поступления должны стабильно увеличиваться. Он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. НДС относительно легче для потребителя – покупателя в связи с тем, что налог с оборота, несмотря на широкую систему льгот, в отдельных случаях взимался не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно – правовых форм и форм собственности. Введение налога на добавленную стоимость, а так же акцизов, означает признание косвенного обложения.

Информация о работе НДС и его роль в формировании доходов бюджета