Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:57, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность НДС;
проанализировать его в формировании доходной части бюджета;
ознакомиться с зарубежным опытом в прогнозировании налоговых поступлений.
Введение……………………………………………………………………………3
1. История возникновения, развития и экономическое содержание НДС
1.1 История возникновения НДС…………………………………………………6
1.2 Экономическое содержание НДС……………………………………………10
2. Пути повышения эффективности НДС и его роль в формировании доходной базы бюджета
2.1 Пути решение основных проблем собираемости НДС……………………..14
2.2 Анализ значимости НДС в структуре доходной части бюджета…………..17
Заключение ………………………………………………………………………..26
Список используемых источников ………………………………………………28
Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения следующих задач: ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран Европы; обеспечения стабильного источника доходов в бюджет; систематизации налогов.
Основная функция НДС
– фискальная. За рубежом налог
на добавленную стоимость
К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят, прежде всего, его нейтральность по отношению к сложившейся в стране системе производства и распределения товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, который подвержен каскадному эффекту, НДС сохраняет индифферентность по отношению к числу посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это, является отличительной чертой «правильного, справедливого» налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.
Нейтральность НДС проявляется
и в отношении момента
В странах ЕС НДС играет важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары и услуги облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров и услуг, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, ее налоговая система не должна диссонировать с международным порядком.
2. Пути повышения эффективности НДС и его роль в формировании доходной базы бюджета.
2.1 Пути решения основных проблем собираемости НДС.
В настоящее время налоговые органы направляют существенные усилия на решение проблемы увеличения собираемости бюджета путем проведения камеральных проверок с истребованием документов у налогоплательщиков, подтверждающих правильность исчисления НДС по декларациям, представляемым в Инспекции, практически за каждый налоговый период. На основании истребованных документов проводятся встречные проверки поставщиков, по вопросам получения ими выручки от данного налогоплательщика, включения ее в налоговую базу и уплату им НДС в бюджет. Данные проверки приносят, конечно же, результат, но весьма низкий – это связанно с длительностью проведения встречных проверок и окончанием срока камеральной проверки.
Решение данной проблемы, на мой взгляд, лежит не только в разработке на законодательном уровне порядка, который устраивал бы всех (как налогоплательщиков, так и налоговых органов), так как это просто невозможно, а в работе налоговых органов над созданием информационной системы, позволяющей отследить движение счетов-фактур на всех стадиях и тем самым пресечь мошеннические схемы.
В данном случае необходимо внедрение электронных счетов – фактур. На этот вопрос обратили внимание и в Госдуме. Это очень важно, поскольку на фоне снижения налогового бремени от налоговых органов требуется улучшение качества налогового администрирования. Электронные счета – фактуры - это как раз один из путей достижения этой цели. Они, во-первых, позволят ускорить обработку информации, во-вторых, уйти от сплошного контроля. Сравнивая счета-фактуры, полученные от покупателей и поставщиков, мы сможем увидеть все нестыковки и осуществлять выборочный контроль.
Считаю, что суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за приобретаемые товары и материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), должны приниматься к вычету (зачету) только по тем закупленным материальным ресурсам, которые фактически включены в себестоимость реализованной товарной продукции (работ, услуг). Кроме того, считаю, что необходимым условием для принятия НДС к вычету должен являться факт уплаты НДС в бюджет поставщиками, и для действия данного условия необходимо введение системы НДС-счетов. Именно в этом случае можно ожидать необходимый результат.
Администрирование налога на добавленную стоимость – одна из самых острых проблем, стоящих перед налоговыми органами. Однако она присуща не только России: с подобными трудностями сталкиваются и в других странах. Так, например, в Болгарии, чтобы воспрепятствовать незаконному возмещению НДС, налогоплательщиков обязали использовать для расчётов по этому налогу специальные банковские счета. Как предполагается в скором времени это ждёт и нас.
На сегодняшний день
ещё существуют недостатки данной системы,
требующие доработки и
Однако при огромных
масштабах уклонения
Проблема роста задолженности по налогам, в том числе и основным бюджетообразующим - косвенным налогам, как показывает анализ, является также немаловажной. Задолженность – это своего рода результирующий показатель качества налогов и их действия в конкретных условиях и зависящий от экономических условий в государстве, так как влияние экономики на налоги гораздо сильнее, чем обратное их действие. Таким образом, решение проблемы долгов можно видеть в нормально развивающейся экономике, в возможности желании налогоплательщиков добросовестно уплачивать налоги своевременно и в полном объеме.
Рост же экономики во многом зависти как от уровня налогообложения, от снижения налогового бремени, так и в создании такой модели налогообложения, которая бы обеспечила экономическую эффективность, справедливость и не затратное администрирование налоговой системы.
Такая проблема, как проблема снижения эффективности налогового контроля из-за негативной арбитражной практики, когда суды встают на сторону налогоплательщика и выносят определения в их пользу, ещё раз показывает несовершенство налогового права. Особое беспокойство вызывает отсутствие положительных сдвигов в налоговом праве. Более того, складывается впечатление, что позиция юристов становится ещё нетерпимее и нереальнее.
Решению данной проблемы в настоящее время налоговыми органами уделяется большое внимание, в частности нарабатывается арбитражная практика в пользу налоговых органов путем тщательного подбора доказательств совершенных правонарушений налогового законодательства налогоплательщиками. Однако это требует длительного времени по сбору дополнительных документов.
Важным направлением в устранении многих проблем, а также улучшении налогового администрирования в области налогообложения, в частности косвенного налогообложения, лежит в улучшении взаимодействия налоговых органов с органами Министерства Внутренних Дел и Государственным Таможенным Комитетом.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что любой налог настолько хорош, насколько хороша его собираемость. Другими словами, эффективность любого налога определяется простотой его администрирования. В большинстве стран делается чересчур много для внедрения новых экономически необоснованных налоговых обязательств и слишком мало для повышения собираемости НДС и использования современных автоматизированных систем и методов проверки. В этом свете, основные усилия следует направить на совершенствование законодательства и процедур, требующих больших накладных расходов и в то же время мало что дающих для увеличения платежей в бюджет.
2.2 Анализ значимости НДС в структуре доходной части бюджета.
Достаточно благоприятные условия, сложившиеся в экономике Российской Федерации в 2010 году, в значительной степени способствовали не только росту ряда основных макроэкономических показателей, но и увеличением налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
За 2010 год в консолидированный бюджет страны мобилизовано 15715,9 млрд. руб., что на 13,5% больше, чем в 2009 году. Самое главное, обеспечен рост реальных поступлений налогов и сборов во все уровни бюджетной системы.
Таблица 1 Исполнение консолидированного бюджета РФ по состоянию на 01.07.2011 г. (млрд. руб.)
Всего за 1-е полугодие 2009 г. в консолидированный бюджет поступило 6799,85 млрд. руб., из них 53,4 % (3628,3 млрд. руб.) составляют налоговые поступления.
Таблица 2 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за 1-е полугодие 2009 г. (млрд. руб.)
Всего за 1-е полугодие 2010 г. в консолидированный бюджет поступило 7857,9 млрд. руб., из них 48,7% (3831,5 млрд. руб.) составляют налоговые поступления.
Таблица 3 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за 1-е полугодие 2010 г. (млрд. руб.)
Всего за 1-е полугодие 2011г. в консолидированный бюджет поступило 9885,1 млрд. руб., из них 48,5 % (4786,3 млрд. руб.) составляют налоговые поступления.
Таблица 4 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за 1- е полугодие 2011г (млрд . руб. )
Рассмотрим состав, структуру и динамику налоговых доходов консолидированного бюджета и проведём анализ значимости налоговых поступлений в структуре федерального бюджета в 2009-2011г.
Прежде всего, обращает на себя внимание то, что в общем объеме доходов федерального бюджета значительную часть составляют налоговые доходы. Также наблюдается тенденция снижения доли налоговых поступлений. В первую очередь это вызвано что налоговые сборы с 2010 г. не учитывают ЕСН, который ФНС России уже не администрирует.
В структуре налоговых доходов несмотря на тенденцию снижения доли налоговых поступлений в бюджет, ощущается прирост сбора НДС. Так, произведем сравнительный анализ НДС в общем объеме поступлений с 2009 – 2011гг.
Таблица 5 Динамика поступления НДС в консолидированный бюджет РФ с 2009г. по 2011 г. (млрд. руб.)
Вместе с увеличением фактического поступления НДС увеличивается и его удельный вес в общем объеме налоговых поступлений (Диаграмма № 6)
Таблица 6. Динамика поступления НДС в консолидированный бюджет РФ с 2009г. по 2011 г. (млрд. руб.)
Положение складывается таким образом, что процентное содержание НДС в общей сумме налоговых доходов бюджета, взимаемых с организаций, за анализируемый период в среднем составляет 1/3. Так, налог на добавленную стоимость входит в первую группу доходов федерального бюджета и становится решающим налогом во всей системе налогообложения России.
Основная масса
Информация о работе НДС и его роль в формировании доходов бюджета