НДС и его роль в формировании доходов бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 07:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в рассмотрении значимости НДС в формировании доходной части бюджета.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность НДС;
проанализировать его в формировании доходной части бюджета;
ознакомиться с зарубежным опытом в прогнозировании налоговых поступлений.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………3
1. История возникновения, развития и экономическое содержание НДС
1.1 История возникновения НДС…………………………………………………6
1.2 Экономическое содержание НДС……………………………………………10
2. Пути повышения эффективности НДС и его роль в формировании доходной базы бюджета
2.1 Пути решение основных проблем собираемости НДС……………………..14
2.2 Анализ значимости НДС в структуре доходной части бюджета…………..17
Заключение ………………………………………………………………………..26
Список используемых источников ………………………………………………28

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 527.50 Кб (Скачать файл)

Переход к косвенному налогообложению в нашей стране обусловлен необходимостью решения  следующих задач: ориентацией на гармонизацию налоговых систем стран  Европы; обеспечения стабильного  источника доходов в бюджет; систематизации налогов.

Основная функция НДС  – фискальная. За рубежом налог  на добавленную стоимость рассматривается  в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все  стадии процесса производства и распределения  и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление.

К достоинствам НДС западные эксперты традиционно относят, прежде всего, его нейтральность по отношению  к сложившейся в стране системе  производства и распределения товаров и услуг. В частности, в отличие от налога с оборота, который подвержен каскадному эффекту, НДС сохраняет индифферентность по отношению к числу посредников при движении товара по товаропроводящей сети от производителя к конечному потребителю. НДС нейтрален по отношению к технологии изготовления товара. Другими словами, он не зависит от того, является технология трудоемкой, капиталоемкой или наукоемкой. НДС не зависит от конкретной организационно-правовой формы предприятий, участвующих в производстве и распределении товаров и услуг. При прочих равных условиях независимо от того, где был произведен продукт - в государственном или частном секторе, на крупной или на мелкой фирме - сумма налога остается одной и той же. Все это, является отличительной чертой «правильного, справедливого» налога в странах, где оптимальное распределение ресурсов определяется свободной игрой рыночных факторов.

Нейтральность НДС проявляется  и в отношении момента потребления  товара или услуги, будь это немедленное  или отложенное потребление. Хотя НДС сокращает абсолютную величину прибыли от накоплений, он не уменьшает чистую норму прибыли. НДС является налогом, стимулирующим инвестиции, а, следовательно, и экономический рост. В большинстве стран Европы НДС служит гибким и стабильным источником пополнения государственных бюджетов. Поступления по линии НДС составляют в среднем примерно 0,4 % валового внутреннего продукта (далее ВВП) на один процент ставки НДС. Изменение ставки немедленно приводит к изменению дохода бюджета.

В странах ЕС НДС играет важную роль, поскольку он способствует реализации одной из основных целей Союза: обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, людей и капитала в границах Союза. В ЕС приняты схемы администрирования НДС, позволяющие осуществить точное начисление и возмещение этого налога на экспортируемые товары и услуги, благодаря чему они покидают страну свободными от налогообложения. Однако, прибыв в страну назначения, импортированные товары и услуги облагаются НДС точно так же, как и отечественные. Это свойство НДС позволяет создать однородную налоговую среду для товаров и услуг, вышедших на международный рынок, эффективно противодействуя стремлению государств использовать национальные системы налогообложения в протекционистских интересах. Если какая-либо страна действительно намерена стать полноправным членом мирового рынка, ее налоговая система не должна диссонировать с международным порядком.

 

 

2. Пути повышения эффективности НДС и его роль в формировании доходной базы бюджета.

2.1 Пути решения основных проблем собираемости НДС.

     В настоящее время налоговые органы направляют существенные усилия на решение проблемы увеличения собираемости бюджета путем проведения камеральных проверок с истребованием документов у налогоплательщиков, подтверждающих правильность исчисления НДС по декларациям, представляемым в Инспекции, практически за каждый налоговый период. На основании истребованных документов проводятся встречные проверки поставщиков, по вопросам получения ими выручки от данного налогоплательщика, включения ее в налоговую базу и уплату им НДС в бюджет. Данные проверки приносят, конечно же, результат, но весьма низкий – это связанно с длительностью проведения встречных проверок и окончанием срока камеральной проверки.

Решение данной проблемы, на мой взгляд, лежит не только в разработке на законодательном уровне порядка, который устраивал бы всех (как налогоплательщиков, так и налоговых органов), так как это просто невозможно, а в работе налоговых органов над созданием информационной системы, позволяющей отследить движение счетов-фактур на всех стадиях и тем самым пресечь мошеннические схемы.

В данном случае необходимо внедрение  электронных счетов – фактур. На этот вопрос обратили внимание и в Госдуме. Это очень важно, поскольку на фоне снижения налогового бремени от налоговых органов требуется улучшение качества налогового администрирования. Электронные счета – фактуры - это как раз один из путей достижения этой цели. Они, во-первых, позволят ускорить обработку информации, во-вторых, уйти от сплошного контроля. Сравнивая счета-фактуры, полученные от покупателей и поставщиков, мы сможем увидеть все нестыковки и осуществлять выборочный контроль.

Считаю, что суммы налога, фактически уплаченные поставщикам за приобретаемые  товары и материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), должны приниматься к вычету (зачету) только по тем закупленным материальным ресурсам, которые фактически включены в себестоимость реализованной товарной продукции (работ, услуг). Кроме того, считаю, что необходимым условием для принятия НДС к вычету должен являться факт уплаты НДС в бюджет поставщиками, и для действия данного условия необходимо введение системы НДС-счетов. Именно в этом случае можно ожидать необходимый результат.

Администрирование налога на добавленную стоимость – одна из самых острых проблем, стоящих перед налоговыми органами. Однако она присуща не только России: с подобными трудностями сталкиваются и в других странах. Так, например, в Болгарии, чтобы воспрепятствовать незаконному возмещению НДС, налогоплательщиков обязали использовать для расчётов по этому налогу специальные банковские счета. Как предполагается в скором времени это ждёт и нас.

На сегодняшний день ещё существуют недостатки данной системы, требующие доработки и окончательный порядок работы системы НДС - счетов не известен, кроме того внедрение системы НДС – счетов в России потребует серьёзных изменений в налоговом законодательстве в части администрирования НДС в условиях функционирования НДС – счетов, изменений нормативных актов о безналичных расчётах и банковской деятельности.

Однако при огромных масштабах уклонения налогоплательщиков от уплаты НДС – ситуации, которая  имеет место в нашей стране на сегодняшний день, на мой взгляд, требует кардинального изменения его администрирования и введение системы, НДС – счетов в данном случае является оптимальным вариантом, так как преимуществом данной системы является прозрачность учёта сумм НДС. Кроме того, считаю, что применение НДС – счетов должно стать обязательным условием для всех налогоплательщиков НДС в целях воспрепятствования незаконному возмещению НДС из бюджета.

Проблема роста задолженности  по налогам, в том числе и основным бюджетообразующим - косвенным налогам, как показывает анализ, является также  немаловажной. Задолженность – это своего рода результирующий показатель качества налогов и их действия в конкретных условиях и зависящий от экономических условий в государстве, так как влияние экономики на налоги гораздо сильнее, чем обратное их действие. Таким образом, решение проблемы долгов можно видеть в нормально развивающейся экономике, в возможности желании налогоплательщиков добросовестно уплачивать налоги своевременно и в полном объеме.

Рост же экономики  во многом зависти как от уровня налогообложения, от снижения налогового бремени, так и в создании такой модели налогообложения, которая бы обеспечила экономическую эффективность, справедливость и не затратное администрирование налоговой системы.

Такая проблема, как проблема снижения эффективности налогового контроля из-за негативной арбитражной практики, когда суды встают на сторону налогоплательщика и выносят определения в их пользу, ещё раз показывает несовершенство налогового права. Особое беспокойство вызывает отсутствие положительных сдвигов в налоговом праве. Более того, складывается впечатление, что позиция юристов становится ещё нетерпимее и нереальнее.

Решению данной проблемы в настоящее время налоговыми органами уделяется большое внимание, в частности нарабатывается арбитражная  практика в пользу налоговых органов путем тщательного подбора доказательств совершенных правонарушений налогового законодательства налогоплательщиками. Однако это требует длительного времени по сбору дополнительных документов.

Важным направлением в устранении многих проблем, а также  улучшении налогового администрирования в области налогообложения, в частности косвенного налогообложения, лежит в улучшении взаимодействия налоговых органов с органами Министерства Внутренних Дел и Государственным Таможенным Комитетом.

Таким образом, можно  сделать вывод о том, что любой налог настолько хорош, насколько хороша его собираемость. Другими словами, эффективность любого налога определяется простотой его администрирования. В большинстве стран делается чересчур много для внедрения новых экономически необоснованных налоговых обязательств и слишком мало для повышения собираемости НДС и использования современных автоматизированных систем и методов проверки. В этом свете, основные усилия следует направить на совершенствование законодательства и процедур, требующих больших накладных расходов и в то же время мало что дающих для увеличения платежей в бюджет.

 

2.2 Анализ значимости НДС в структуре доходной части бюджета.

     Достаточно благоприятные условия, сложившиеся в экономике Российской Федерации в 2010 году, в значительной степени способствовали не только росту ряда основных макроэкономических показателей, но и увеличением налоговых поступлений в бюджетную систему страны.

За 2010 год в консолидированный  бюджет страны мобилизовано 15715,9 млрд. руб., что на 13,5% больше, чем в 2009 году. Самое главное, обеспечен рост реальных поступлений налогов и сборов во все уровни бюджетной системы.

 

Таблица 1 Исполнение консолидированного бюджета РФ по состоянию на 01.07.2011 г. (млрд. руб.)

 

Всего за 1-е полугодие 2009 г. в консолидированный бюджет поступило 6799,85 млрд. руб., из них 53,4 % (3628,3 млрд. руб.) составляют налоговые поступления.

Таблица 2 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за 1-е полугодие 2009 г. (млрд. руб.)

 

Всего за 1-е полугодие 2010 г. в консолидированный бюджет поступило 7857,9 млрд. руб., из них 48,7% (3831,5 млрд. руб.) составляют налоговые поступления.

 

Таблица 3 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за 1-е полугодие 2010 г. (млрд. руб.)

 

Всего за 1-е полугодие 2011г. в консолидированный бюджет поступило 9885,1 млрд. руб., из них 48,5 % (4786,3 млрд. руб.) составляют налоговые поступления.

 

Таблица 4 Налоговые поступления в консолидированный бюджет РФ за 1- е полугодие 2011г (млрд . руб. )

Рассмотрим состав, структуру  и динамику налоговых доходов  консолидированного бюджета и проведём анализ значимости налоговых поступлений  в структуре федерального бюджета в 2009-2011г.

Прежде всего, обращает на себя внимание то, что в общем  объеме доходов федерального бюджета  значительную часть составляют налоговые  доходы. Также наблюдается тенденция  снижения доли налоговых поступлений. В первую очередь это вызвано  что налоговые сборы с 2010 г. не учитывают ЕСН, который ФНС России уже не администрирует.

В структуре налоговых  доходов несмотря на тенденцию снижения доли налоговых поступлений в  бюджет, ощущается прирост сбора  НДС. Так, произведем сравнительный  анализ НДС в общем объеме поступлений с 2009 – 2011гг.

Таблица 5 Динамика поступления НДС в консолидированный бюджет РФ с 2009г. по 2011 г. (млрд. руб.)

 

Вместе с увеличением  фактического поступления НДС увеличивается  и его удельный вес в общем объеме налоговых поступлений (Диаграмма № 6)

 

Таблица 6. Динамика поступления НДС в консолидированный бюджет РФ с 2009г. по 2011 г. (млрд. руб.)

 

Положение складывается таким образом, что процентное содержание НДС в общей сумме налоговых доходов бюджета, взимаемых с организаций, за анализируемый период в среднем составляет 1/3. Так, налог на добавленную стоимость входит в первую группу доходов федерального бюджета и становится решающим налогом во всей системе налогообложения России.

Основная масса администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями  налога на добычу полезных ископаемых, НДС и налога на прибыль.

Информация о работе НДС и его роль в формировании доходов бюджета