НДС и его роль в доходах бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2015 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

В Российской федерации налоги представляют одну из основных форм формирования бюджета государства. Механизм налогов выполняет финансовые функции и с помощью экономических инструментов используется, в том числе с целью воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-техническое развитие. Налоговая система влияет на рыночные отношения, укрепляет их, стимулирует развитие предпринимательства, способствует производственным процессам, кроме этого служит барьером на пути социального обнищания финансово малообеспеченных слоев населения. Также с помощью налогов происходит распределение и перераспределение ВВП, государство выделяет часть поступлений на социальную сферу и обеспечение населения; влияет на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству держать под контролем массу спроса и предложений не только товаров, но и капиталов, т. к. доход есть основа спроса общества, и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

Содержание работы

Введение 2
1. НДС как основа формирования федерального бюджета в рф. 3
2. Действующий порядок исчисления и взимания НДС в РФ 8
3. Плательщики НДС, объекты обложения 11
Плательщики НДС 11
Объект налогообложения. 13
4. Ставки ндс порядок его начисления уплаты и возмещения в организаций 18
Порядок расчета и сроки уплаты налога. 19
Налоговый период. 22
Формы отчетности. 23
Налоговые льготы. 24
5. Особенности учета НДС. 24
Заключение 28
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

НДС и его роль в доходах бюджета 1.docx

— 76.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Российской федерации налоги представляют одну из основных форм формирования бюджета государства. Механизм налогов выполняет финансовые функции и с помощью экономических инструментов используется, в том числе с целью воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-техническое развитие. Налоговая система влияет на рыночные отношения, укрепляет их, стимулирует развитие предпринимательства, способствует производственным процессам, кроме этого служит барьером на пути социального обнищания финансово малообеспеченных слоев населения. Также с помощью налогов происходит распределение и перераспределение ВВП, государство выделяет часть поступлений на социальную сферу и обеспечение населения; влияет на капитал на всех стадиях его кругооборота. Это помогает государству держать под контролем массу спроса и предложений не только товаров, но и капиталов, т. к. доход есть основа спроса общества, и является конечным результатом функционирования капитала в фазе производства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. НДС как основа формирования федерального бюджета в рф.

С того момента, как появился налог на добавленную стоимость, совместно с акцизами, в налоговой системе косвенные налоги стали занимать лидирующие позиции при формировании доходов бюджета. В консолидированном бюджете российской федерации поступления в федеральный бюджет от НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ совместно с НДС на товары, ввозимые на территорию РФ уступают только одному, таможенному налогу.

Важно указать то, что НДС играет одну из основных ролей при формировании дохода бюджета РФ. Для подтверждения этой позиции приведем сравнительную таблицу поступлений НДС в федеральный бюджет доходов, согласно данным размещенным на официальном сайте «Министерства финансов Российской Федерации» http://info.minfin.ru/ за 2012-2014 гг. (табл. 1), а также рассмотрим структуру доходов федерального бюджета за 2014 год.

Таблица 1 – Сравнительный анализ поступлений НДС в федеральный бюджет за 2012-2014 гг.

Таблица 1 – Поступления в доходы федерального бюджета по НДС, млрд.руб

Период

НДС на товары (работы, услуги) реализуемые на территории РФ

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

ВСЕГО НДС

2012 г.

1 886,14

1 659,66

3545,8

2013 г.

1 868,21

1 670,80

3539,01

01.11.2014 г.

1 816,32

1 394,19

3210,51

Всего

5570,67

4724,65

10295,32


 

 

Таблица 2 – Структура доходов федерального бюджета в 2014г.

Наименование показателя

млрд. руб

Доля, %

Всего доходов

11 891,60

100,00%

Таможенные пошлины

3 762,30

31,64%

Налог на добычу полезных ископаемых

2 401,00

20,19%

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

1 816,30

15,27%

Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации

1 394,20

11,72%

Акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации

423,2

3,56%

Налог на прибыль организаций

351,6

2,96%

Налог на доходы физических лиц

7,7

0,06%

Прочие доходы, включая безвозмездные поступления

1 735,30

14,59%


 

 

Согласно данным размещенным таблице 1, заметно, что в поступления НДС в федеральный бюджет уменьшаются. Снижение роста поступлений этого налога можно объяснить уменьшением выручки из-за падения цен на нефть, изменения в порядке амортизации, и в целом ухудшением экономической ситуации в стране. Но тем не менее исходя из структуры доходов федерального бюджета, мы можем наблюдать что в целом НДС, составляет порядка 26,99 % от общей суммы доходов (Учитывая Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации), что еще раз подтверждает, что НДС находиться на второй позиции доходов.

Из выше сказанного следует, что НДС носит важную фискальную функцию, т.е. входит в  состав денежного потока государства, при этом он является одним из основных источников дохода бюджетов, принося в него значительную долю.  К тому же НДС участвует в механизме ценообразования, отсюда следует что он носит также регулирующую функцию.

К сожаления и самым «криминальным» налогом, также является НДС: около половины зарегистрированных налоговых правонарушений связаны именно с НДС. Для бизнеса он является самым обременительным налогом, ввиду ощутимо высокой ставки, сложности с отчетностью и мучительной процедурой возврата.

В финансовом ведомстве считают, что большая доля вычетов и возмещений по налогу на добавленную стоимость не имеет основания, это происходит в результате уклонения от оплаты НДС, в связи, с чем бюджет наблюдает существенное недополучение  средств. Есть множество схем, которые позволяют организациям не платить НДС или противоправно возмещать его. Одна из самых популярных это фирмы-однодневки, которые могут возникнуть в товарной цепочке, сосредотачивая у себя начисленный НДС, а затем просто исчезают. В качестве еще одного примера можно привести схему «лжеэкспорта», в которой организация декларирует перемещение товара через таможню, но в реалии этого попросту не происходит. Органы налогового и таможенного надзора ведут беспрерывную борьбу с уклонением, но как можно судить из практики, обратив внимания на статистику, эта борьба безрезультатна. Только годовой ущерб в бюджете от махинаций с НДС, по некоторым источникам, можно оценить от 10 до 30 млрд. руб.

 Так один из экспертов, Ивашов Н. А., утверждает, что в случае если НДС будет отменен, то количество организаций в России сократиться в 3-4 раза. Объяснить это можно тем, что перестанет существовать часть фирм-однодневок и фирмы, которые создаются с целью получения налоговых возвратов. Одновременно с этим значительно возрастёт сумма получаемых налогов на прибыль, налогов на доходы физических лиц и единого социального налога. Организации смогли бы позволить себе выплату зарплаты без серых схем. Также бытует мнение, что в случае отмены НДС, доходы бюджета будут компенсироваться через увеличения сборов по другим налогам, в том числе, за счет налога с продаж, от которого в отличии от НДС уклониться практически невозможно.

Налог с продаж имел возможность вернуться в систему Российского налогообложения, так еще в июле 2014 года, по данным компании Reuters, Владимир Путин поддержал возврат налога с продаж в 2015 году, но уже 22 сентября 2014 года, интернет издание ДНИ.РУ опубликовало статью о том, что на совещании у президента, было принято решение об отказе от возврата этого налога.

Конечно в теории, НДС можно считать прогрессивнее и более правильным налогом, нежели налог с продаж , налог с оборота или акцизы. Но теоретические верная модель сможет заработать, только в случае если все организации платят НДС по одной ставке, и не уклоняются от него. В данный момент ситуация такова, что если хотя бы один контрагент, участвующий в цепочке, имеет льготы, то бюджет часть НДС недополучит. Законодательные органы внесли львиную долю в это, выпустив сотни поправок и льгот в закон, создав свободные зоны. Однако неоднократно рассматривался вопрос о том, что необходимо ввести солидарную ответственность, так в цепочке взаимодействий контрагенты, которые честно выплачивают налоги, должны будут отвечать и за тех, кто с помощью льгот себе  присвоил НДС. Но такая мера будет не справедлива по отношению к честным налогоплательщикам, возлагая на них не нужный груз ответственности, и по этому данный вопрос так и остался в теории.

Для разрешения проблем, связанных с НДС, можно представить следующие предположения:

  1. В случае оставления данного налога, нужно уменьшит его ставку до минимума – 5%, при этом абсолютно для любой организации, без предоставления льгот, и остановить возврат компаниям-экспортерам. В случае отсутствия льготы и возвратов прекратиться 95% нарушений, которые связанны с НДС. Также это приведет к тому, что оборотные средства предприятий и реальный доход граждан вырастет как минимум на 10%, за счёт отсутствия большей част НДС в ценах на товары. Конечно говорить о том, что цены сразу понизиться нельзя, но тем не менее это должно привести к снижению инфляции. Ущерб для экспортеров будет не велик от 5% повышения цен. Произойдёт сокращение минимизация, в связи с тем, что не будет никакого смысла минимизировать 5% налога, распределяемого среди цепочки контрагентов. Тем не менее, останется ряд других проблем, таких как сложности в администрировании и предоставлении отчетов, в особенности для малого бизнеса. Задолженность же государства по возмещению НДС можно зачесть как часть выплат этого налога в будущем.

  1. Отменив НДС, появиться возможность сделать его замену на налог с реализации или налог с оборота. Можно и в самом деле сделать предложение создания комбинированной схемы: к примеру, состоящей из минимального налога с оборота в 1% + минимального налога с реализации (конечному потребителю) в 3%. Даже столь не большой процент с оборота сможет минимизировать кумулятивный эффект. Что касается ставки на налог с реализации, то её минимальное значение приведет к устранению основного недостатка – уклонения от его уплаты или, иначе говоря «уходу в тень». Но и тут необходимо оговориться, что оплачивать его должны все и без наличия льгот. Рассмотренный вариант приведет к тому, что население станет реально богаче, а поступления в бюджет будут регулярны. К тому же, система налогообложения станет абсолютно простой и прозрачной, сократится количество правонарушений, снизиться коррупция и затраты на администрирование.

С моей точки зрения, НДС приводит лишь к торможению развития современной российской экономики, ведь регулярно чиновники обеспечивает не казну и бюджет, а собственное благосостояние при помощи схем незаконных возвратов НДС. Предприниматели постоянно испытывают угрозу и соблазн налогового криминала. НДС нуждается в упрощении, что приведет к столь нужному в кризисное время витку развития национальной экономики, снизит уровень коррупции, поднимет сборы от других налогов, даже с того же налога с продаж.

 

 2.  Действующий порядок исчисления и взимания НДС в РФ

Размер НДС, как и множество прочих закрепленных российским налоговым законодательством налогов и сборов, должна рассчитываться налогоплательщиком самостоятельно исходя из действующих налоговых ставок, базы налога учитывая льготы, рассрочки и отсрочки.

Размер НДС вычисляется как определенный налоговой ставкой процент от налоговой базы.

В случае, когда речь идет о продукции, облагаемой разными ставками, итоговая сумма налога будет представлять из себя итог суммирования налогов, исчисляемых раздельно в соответствии со ставками налогов, как процентная доля соответствующей ставке налоговой базы. Также следует упомянуть о том, что рассчитываемый налог должен определяться по итогу каждого из налоговых периодов, и применяться ко всем типам операций связанных с реализацией товаров, работ, услуг. При этом дата реализации по факту должна быть произведена в соответствующий налоговый период, а также должны быть учтены все изменения, увеличивающие или уменьшающие налоговую базу в рассматриваемом налогом периоде.

В том случае, когда налогоплательщик не в состоянии предоставить должный бухгалтерский учет или не ведет учет объектов налогообложения, органы налогового контроля, руководствуясь НК РФ, имеют полное право исчислить для налогоплательщика такую величину налога, подлежащего уплате, которая с помощью расчётов, на основании имеющихся данных, будет соответствовать аналогичным налогоплательщикам.

Определенные в соответствиях с налоговыми базами и установленными ставками суммы налога, должны предъявляться налогоплательщиками при совершении сделок по реализации товаров, работ, услуг по свободным отпускным ценам или тарифам покупателю дополнительно к цене или тарифу. Аналогичен порядок применения при реализации налогоплательщиками товаров, работ, услуг по регулируемым государством оптовым ценам и тарифам, в которые НДС не включен. В этом случае соответствующий размер налога должен быть выделен в отдельную строку в расчетных документах, в том числе в реестре чеков и в реестре на получение средств с аккредитивов, в первичной учетной документации и в счет-фактуре. При продаже товаров, работ,  услуг населению по розничной цене или тарифу соответствующий размер налога должен включаться в указанную цену или тариф продукта. При этом на ярлыке товара и ценнике, выставленном продавцом, кроме этого на чеке и других выдаваемых покупателю документах, сумма налога выделяться не должна.

Особое внимание налоговое законодательство выделяет заполнению счет-фактуры, которая является одной из основных частей финансового документа для контроля за облагаемыми оборотами и собственно за вычислением налога на добавленную стоимость, а также при возмещении или вычете оплаченного налога. Помимо установленных реквизитов в счете-фактуре в отдельной строке должны быть в непременном порядке выделены данные, которые необходимы для исчисления и уплаты налога. В их число входят: сумма акцизов по подакцизным товарам, ставка НДС, величина налога, предъявляемого для покупателя товаров, работ, услуг и имущественного права за всю поставляемую или отгруженную по счету-фактуре продукцию в виде товаров, работ, услуг и имущественного права с НДС.

Информация о работе НДС и его роль в доходах бюджета