Реализация товаров, работ, услуг и имущественного
права, связанная с операциями освобожденными
от налогообложения, также должна быть
выписана и выдана счета-фактура. В таком
случае в ней не выделяется соответствующая
величина налогов.
Всякий налогоплательщик, при реализации
своей продукции и выделяет в расчетных
документах НДС, но одновременно с этим
он является и покупателем сырья, материалов,
топлива, энергии и других товаров, работ,
услуг, без которых невозможно производство
его продукции. Соответственно и получаемые
им от продавцов расчетные документы также
содержат выделенный НДС поверх цены на
эти сырье, материалы и т.д.
В налоговом законодательстве предусмотрено,
что величина налога, предъявляемая налогоплательщику
при приобретении им в целях производства:
сырья, материалов, топлива, энергии и
других товаров, работ, услуг, не включается
в расходы, принимаемых к вычету при исчислении
налога на прибыль организаций, и учитываются
раздельно. Аналогичный порядок установлен
в части величины налога, фактически уплаченного
налогоплательщиком при ввозе сырья на
территорию России.
Кроме этого налоговый кодекс РФ предусмотрел
и исключительные случаи, когда предъявленная
или уплаченная налогоплательщиком величина
НДС может быть включена в затраты налогоплательщика
на производство и реализацию продукции.
Данное исключение может быть применено,
в случае когда приобретенные или оплаченные
товары, работы, услуги используются при
производстве или реализации продукции,
в которых операции по реализации не подлежат
налогообложению, т.е. освобождаются от
налогообложения.
К примеру в затраты производства могут
быть включена, т.е. могут не учитываться
раздельно, предъявленная или уплаченная
величина НДС, в случае когда использованная
приобретенная продукции, при производстве
или передаче товаров, работ, услуг, для
собственных нужд и не подлежат налогообложению.
А также, не учитываются раздельно предъявленная
или уплаченная величина НДС при реализации
товара, выполнения работы или оказания
услуги, местом реализации которого лежит
за пределами территории РФ.
В результате исполнения всех положенных
по закону вычетов остается величина налога,
которая подлежит уплате налогоплательщиком
в бюджет.
3. Плательщики НДС,
объекты обложения
Плательщики НДС
В соответствии
с главой 21, части 2 налогового кодекса
РФ: Плательщиками налога на добавленную
стоимость можно признать:
1. Юридических
лиц;
2. Индивидуальных
предпринимателей;
3. Лиц, признаваемых
налогоплательщиками налога на добавленную
стоимость в связи с перемещением товаров
через таможенную границу РФ, определяемые
в соответствии с Таможенным кодексом
РФ.
Необходимо
учитывать, что организации на законном
основании может получить освобождение
от выполнения обязанностей налогоплательщика,
которые связанны с исчислением и уплатой
НДС.
Согласно статье
145 налогового кодекса РФ: право на освобождение
от уплаты налога на добавленную стоимость
имеют организации при условии, что за
3 предыдущих последовательно следующих
календарных месяца, величина выручки
от реализации продукции, без учёта налога
на добавленную стоимость и налога с продаж,
не превышает в общей сумме 2 миллиона
рублей. При этом сам размер выручки от
реализации продукции должен определяться
исходя из всех оборотов по реализации
продукции, как облагаемой, так и не облагаемой
НДС.
Обратим внимание,
что не могут быть освобождены от уплаты
НДС, в случае если она реализует подакцизный
товар и подакцизное минеральное сырье.
Для использования
права на освобождение от уплаты НДС необходимо
предварительно уведомить об этом налоговые
органы. Так налогоплательщик, который
использует право на освобождение от уплаты
налога, представляет в налоговые органы
по месту учета организации, письменное
уведомление и документы, которые подтверждают
право использование освобождения. Все
необходимые документы должны быть предоставлены
не позднее 20-го числа месяца, начиная
с которого плательщик налога планирует
использовать право на освобождение.
Освобождение
от уплаты НДС предоставляется на срок
в 12 месяцев и может быть продлено, в случае
соблюдения налогоплательщиком условий
предоставления. При оформлении права
на освобождение от уплаты налога заполняется
форма уведомления для информирования
налоговой службы, утвержденная Приказом
МНС России от 04.07.2002г. № БГ-3-03/342 «О статье
145 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации». В качестве документов, подтверждающих
право на освобождение, относят:
— выписку из
бухгалтерского баланса (представляют
организации);
— выписку из
книги продаж,
— выписку из
книги учета доходов и расходов и хозяйственных
операций (представляют индивидуальные
предприниматели)
— копию журнала
полученных и выставленных счетов-фактур.
Необходимо
учитывать, что освобождения от обязанности
уплаты налогоплательщиком платежей,
которые связанны с исчислением и уплатой
НДС, не освобождают от обязанностей:
— выписки счет-фактур
на цену реализованных товаров (работ,
услуг) в общепринятом порядке. При этом
в выписанных счет-фактурах, величина
НДС не должна выделяться отдельной строкой,
а на счете должна быть надпись «Без налога
(НДС)» (п.5 ст.168 НК РФ);
— ежемесячно
представлять налоговые декларации в
целях контроля за показателями выручки
от реализации товаров (работ, услуг);
— исполнять
обязанности налогового агента в соответствии
со ст.161 НК РФ.
В случае, если
в период использования права на освобождение
от исполнения обязанностей налогоплательщика,
в части уплаты НДС (включая периоды продления
права на освобождение), выручка от реализации
продукции, без учета налога на добавленную
стоимость, за 3 предыдущих последовательно
следующих календарных месяца превысит
2 миллиона рублей, а также если плательщик
осуществлял деятельность по реализации
подакцизных товаров или подакцизного
минерального сырья, то налогоплательщик,
начиная с 1-го числа месяца, в котором
произошло данное превышение суммы выручки
или осуществлялась реализация вышеуказанных
товаров, и до окончания периода освобождения,
утрачивают право на освобождение. Иными
словами, начиная с 1-го числа месяца, в
котором плательщик утратил право на освобождение,
необходимо в общепринятом порядке исчислять
и уплачивать налог на добавленную стоимость
Объект налогообложения.
Согласно статье
146 налогового кодекса Российской Федерации,
объектом обложения НДС признаются следующие
операции:
- Операция по реализации товара (работы, услуги) на территории РФ, в том числе включая и реализацию залоговых прав, прав на передачу товара по соглашению о предоставлении отступных, а также
передача имущественного права;
- Операция по безвозмездной передаче
прав собственности на товары;
- Операция по передаче на территории РФ товара (работы, услуги) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету ( в том числе через амортизационные отчисления)
при исчислении налога на прибыль организации;
- Операции по выполнению строительно-монтажной работы для собственных нужд;
- Операции по ввозу товара на таможенную территорию РФ.
В той же статье
налогового кодекса Российской Федерации,
но уже в пункте 2, не признаются объектами
налогообложения НДС:
- Операции по обращению российской и иностранной валютой;
- При реорганизации - Операции по передаче правопреемнику имущества в виде основных средств, нематериальных активов и иного имущества;
- Операции по передаче имущества некоммерческой
организации с целью осуществления последней уставной
деятельности, которая не связанна с предпринимательской;
- Операции по инвестированию имущества в уставные капиталы хозяйственных обществ, вклады по договору простого товарищества, паевые взносы в фонды кооперативов;
- Операции по передаче прав на имущество в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товариществу, при выходе из общества или в случае выдела его доли из общей собственности;
- Операции по передаче жилого помещения физическому лицу в домах
государственных или муниципальных жилищных фондов при проведении приватизации;
- Операции по безвозмездной передаче объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, газовых и электрических сетей и прочих подобных объектов органами государственной власти и органами местного самоуправления.
- Операции по передаче имущества государственного и муниципального
предприятия, выкупаемого по приватизации;
- Операции по выполнению работы
(оказанию услугу) органами государственной власти и местного самоуправления, в рамках исполнения возложенных на них полномочий в определенной сфере деятельности;
- Операции по безвозмездной передаче в использование основных средств органам
государственной власти и управления
и органам
местного самоуправления;
- Операции, связанные с реализацией
земельных участков или долей от
них;
- Операции по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
- Операции по передаче денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации;
- Операции
по реализации налогоплательщиками, являющимися
российскими организаторами XXII Олимпийских
зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;
И т.д.
Для верного определения объекта налогообложения
возникает необходимость ясно определять
место реализации товаров (работ, услуг).
Руководствуясь
статьёй 147 Налогового кодекса РФ, в качестве
места реализации товара можно признать
территорию Российской Федерации, если
существует хотя бы одно из следующих
условий:
- При реализации товар находился на территории РФ, при этом не отгружался и не транспортировался;
- Во время начала отгрузки или транспортировки товар находился на территории РФ.
Как определенно
в статье 148 Налогового кодекса Российской
Федерации, место реализации работ (услуг)
можно признать территорию РФ, если:
- Работы или услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), которое находится на территории РФ. В том числе к этим работам можно отнести строительные,
монтажные, строительно-монтажные, ремонтные,
реставрационные работы, работы по озеленению,
услуги по аренде;
- Работы (услуги) связаны с движимым имуществом, которое находиться на территории РФ;
- Работы (услуги) связаны непосредственно
с движимым имуществом, воздушными или
морскими судами, а также судами внутреннего плавания, которые находятся на территории Р Ф. В том числе к этим работам можно отнести монтаж,
сборка, переработка, обработка, ремонт
и техническое обслуживание;
- Услуги, которые по факту оказаны на территории РФ и относятся к сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры или туризма и спорта;
- Покупатель работ (услуг) производит свою деятельность на территории РФ;
- Деятельность предприятий или индивидуальных предпринимателей в части выполнения
других видов работ, услуг, осуществляемых в
границах территории РФ. В качестве места осуществления деятельности предприятий или индивидуальных предпринимателей, принято считать территорию РФ, в случае присутствия
этого предприятия или индивидуальных предпринимателей по
факту на территории Российской Федерации, на основании государственной регистрации, а при ее отсутствии - на основе места, которое указанно в учредительных документах предприятия, места управления организацией, места нахождения постоянно действующего исполнительного органа предприятия, места нахождения постоянного представительства предприятия в Российской Федерации либо места жительства индивидуальных предпринимателей.
В случае вспомогательного
характера реализации работы (услуги),
в отношении к реализации основного характера,
местом реализации вспомогательного характера
принято признавать место реализации
основного характера. Иными словами местом,
в котором реализуется вспомогательная
реализация, можно считать то место, в
котором происходит основная реализация.
В качестве
документов, которые подтверждают место
выполнения работ (оказания услуг), признаются:
- Контракт, который заключен с иностранными или российскими лицами;
- Документ, который подтверждает факт выполнения работ (оказания услуг).
При этом налоговой
базой при реализации товара (работы, услуги)
считается база, самостоятельно определенная
налогоплательщиками в соответствии со
статьями 153-162 Налогового кодекса Российской
Федерации, в зависимости от особенностей
реализации произведенных им или приобретенных
на стороне товаров (работ, услуг).
Налоговые ставки
с соответствующими налоговыми базами
определяются раздельно, в случае если
при реализации продукции налогоплательщиком
используются различные ставки, определенные
законодательством для разных видов продукции,
а затем суммируется.
При применении
одинаковых ставок налога, налоговая база
определяется суммарно по всем видам операций,
облагаемых по этой ставке.
4. Ставки
ндс порядок его начисления уплаты и возмещения
в организаций
В настоящее время можно дифференцировать
три действующие ставки: 10%, 18% и 0 % по налогу
на добавленную стоимость.
Рассмотрим более подробно, а каком случае
идет применения определенной ставки.
Так наиболее часто ставка в 0% применяется
в случае:
- Реализации товара направленного на экспорт за пределы таможенной территории РФ;
- Выполнения работы (оказания услуги), непосредственно связанной с производством и реализацией товаров направленных на экспорт;
- Выполнения работы (оказания услуги), непосредственно связанной с транспортировкой через таможню Российской Федерации, а также товара, помещенного под режим таможенного транзита, через указанную территорию;
- При оказании услуги на перевозку пассажиров и багажа в случае выполнения условия, что пункт отправления или назначения пассажиров и багажа располагаются за пределами территории Российской Федерации.