Неналоговые доходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
•изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
•анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
•пути совершенствования неналоговых доходов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Список сокращений………………………………………………………………….6
1 Неналоговые доходы, понятие, виды и структура
1.1 Понятие доходов бюджетов……………………………………………….7
1.2 Понятие, виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ………………………………………………………...11
1.3 Состав и структура неналоговых доходов бюджета……………………15
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)…………………………………………………………………………17
2 Анализ неналоговых доходов
2.1 Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………22
2.2 Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………24
3 Пути совершенствования неналоговых доходов……………………………....27
Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 111.04 Кб (Скачать файл)

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

Список сокращений………………………………………………………………….6

1 Неналоговые доходы, понятие, виды и структура

1.1  Понятие доходов бюджетов……………………………………………….7

1.2 Понятие, виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ………………………………………………………...11

1.3 Состав и структура неналоговых доходов бюджета……………………15

1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)……………………………………………………………………………17

2 Анализ неналоговых доходов

2.1 Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………22

2.2 Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………24

3 Пути совершенствования неналоговых доходов……………………………....27

Заключение………………………………………………………………………....39

Список использованных источников……………………………………………..30

 

Введение

Важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы.

Система поступлений бюджета государства  определяется содержанием социально-экономического устройства и уровнем экономического развития общества. Если экономическая  база общества построена на частной  собственности, то доходы представляют собой изъятие государством средств  у других экономических субъектов.

На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Также в доходах бюджетов могут быть частично централизованные доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий. Конечно, неналоговые доходы бюджетов Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно делать выводы о компетентности или некомпетентности конкретных государственных управленцев.

К основным источникам неналоговых доходов бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.

Большинство неналоговых доходов не имеют  твердо установленной ставки, фискально-постоянного  характера. В отличие от других доходов  неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего  года. Одна из причин - наличие законодательных  актов, стимулирующих этот процесс.

Когда не хватает налогов, регионы пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления госимуществом.

В связи с  этим, тема работы является весьма актуальной.

Некоторые виды неналоговых доходов вводятся с определённой целью. Так, например, использование таких неналоговых доходов, как поступления от государственного резерва земель, предусмотрено для развития ипотечного кредитования жилья и решения других социально важных вопросов жизни. Государственные земельные участки продаются по рыночным ценам, либо применяются в качестве залогового инструмента, а также как взносы государства при реализации конкретных строительных проектов. Образующиеся таким образом средства в виде неналоговых доходов, поступающих от инвесторов в качестве инвестиционных вкладов, используются для государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.

Цель  работы состоит в изучении неналоговых  доходов страны, а также их анализа.

Исходя  из цели, были определены следующие  задачи:

  • изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
  • анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
  • пути совершенствования неналоговых доходов.

Предметом исследования является федеральный бюджет РФ.

Объектом  исследования являются неналоговые доходы.

При написании работы были изучены и проанализированы законодательные документы Российской Федерации, данные статистической отчетности, учебные пособия и учебники, интернет.

Таким образом, неналоговые доходы – это важный источник доходов, рост которого способствует сокращению дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране. Размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства.

 

 

Список сокращений

БГВФ – Бюджеты государственных внебюджетных фондов.

БТГВФ – Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.

КБСРФ – Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.

ФБ – Федеральный бюджет.

 

  1. Неналоговые доходы, понятие, виды и структура

 

    1. Понятие доходов бюджетов

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы  бюджета создают не только материальную основу существования самого государства, но и базу покрытия потребностей в  средствах, для выполнения основной части возложенных на государство  функций. Доходы бюджета необходимо рассматривать, прежде всего, как фактор, влияющий на совокупное потребление  путем оказания влияния на уровень  доходности социальных групп и виды деятельности. Взимание доходов позволяет  оказывать определенное воздействие  на выбор направлений использования  накоплений, образующихся в ходе хозяйственной  деятельности, регулировать спрос и  структуру конечного потребления. Доходы бюджета способны воздействовать на хозяйственную активность, на объемы выпускаемой продукции и техническое  оснащение производства, на равновесие цен, на отраслевое и территориальное  размещение инвестиций.

Регулирующие  возможности бюджетных доходов, однако, имеют определенные пределы. Высокий уровень изъятия денежных средств у предприятий и населения  ведет к падению хозяйственной  активности, уменьшению потребительских  расходов, снижению совокупного спроса на рынке, что, соответственно, способствует падению объемов выпускаемой  продукции, повышению цен, уменьшению реально произведенного валового национального  продукта.

Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между  государством, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами и  имеют специфическое общественное назначение, связанное с мобилизацией денежных средств в распоряжение государства. Формой проявления этих отношений выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения в бюджет, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с действующим в стране бюджетным и налоговым законодательством, в распоряжение органов государственной власти и служат для обеспечения их функций. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта, а с другой стороны они выступают объектом дальнейшего перераспределения.

Состав  бюджетных доходов, их структура  органически связаны с объемами общественного производства и национального  дохода и определяются финансовой политикой  государства.

В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены  три основные группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.

Налоговые доходы считаются уплаченными доходами соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда  с момента, определяемого налоговым  законодательством РФ, т.е. с момента  дачи налогоплательщиком поручения  кредитной организации о перечислении денежных средств в бюджет соответствующего уровня при наличии средств на счете плательщика.

Законодательством предусмотрено три группы налогов:

  • федеральные: НДС, акцизы, таможенные пошлины, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добычу полезных ископаемых, лесной налог и т.д.;
  • региональные: налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, транспортный налог, налоги, поступающие по специальным режимам (сельскохозяйственный налог, налог на вмененный доход), региональные лицензионные сборы;
  • местные: земельный налог, налог на имущество физических лиц, налог на рекламу, налог на наследование и дарение, местные лицензионные и регистрационные сборы.

К налоговым  доходам также относятся пени и штрафы, которые выплачиваются  за нарушение налогового законодательства [3].

Неналоговые доходы и иные поступления считаются  уплаченными в бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда с момента  списания денежных средств со счета  плательщика в кредитной организации.

Денежные  средства считаются зачисленными в  доход соответствующего бюджета, бюджета  государственного внебюджетного фонда  с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств  на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.

Безвозмездные перечисления. Это средства, которые  поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.

В зависимости  от порядка зачисления доходов, доходы делятся на собственные и регулирующие.

Собственные доходы бюджета – это те доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом законодательством РФ. Закрепление  доходов производится двумя способами:

  • установление специальных ставок для зачисления дохода в соответствующий бюджет;
  • установление процентных отчислений от общей суммы поступившего дохода (контингента поступления).

К собственным доходам местных  бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных  налогов и доли налогов субъектов  Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе [4].

 Одна из существенных характеристик собственных доходов бюджетов состоит в том, что они закрепляются за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это позволяет отличать собственные доходы бюджетов от регулирующих доходов, под которыми понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов [2, ст. 48].

К собственным доходам бюджетов относятся:

  • налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ;
  • неналоговые доходы, такие как: доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия; доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов; иные неналоговые доходы, а также безвозмездные перечисления.

Финансовая помощь, оказываемая бюджетам различных уровней, в соответствии с действующим законодательством не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.

Регулирующие доходы бюджетов - федеральные  и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы  отчислений (в процентах) в бюджеты  субъектов Российской Федерации  или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на 3 года) по разным видам таких доходов.

Информация о работе Неналоговые доходы