Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
•изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
•анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
•пути совершенствования неналоговых доходов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Список сокращений………………………………………………………………….6
1 Неналоговые доходы, понятие, виды и структура
1.1 Понятие доходов бюджетов……………………………………………….7
1.2 Понятие, виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ………………………………………………………...11
1.3 Состав и структура неналоговых доходов бюджета……………………15
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)…………………………………………………………………………17
2 Анализ неналоговых доходов
2.1 Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………22
2.2 Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………24
3 Пути совершенствования неналоговых доходов……………………………....27
Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников……………………………………………..30
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Список
сокращений……………………………………………………
1 Неналоговые доходы, понятие, виды и структура
1.1 Понятие доходов бюджетов……………………………………………….7
1.2 Понятие, виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ………………………………………………………...11
1.3 Состав и структура неналоговых доходов бюджета……………………15
1.4 Зарубежный
опыт формирования доходной части (в части
неналоговых доходов)…………………………………………………………
2 Анализ неналоговых доходов
2.1 Анализ динамики неналоговых
доходов федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………
2.2 Анализ структуры неналоговых
доходов федерального бюджета РФ…………………………………………………………………………
3 Пути совершенствования неналоговых доходов……………………………....27
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников……………………………………………..
Введение
Важную роль при формировании любого бюджета составляют доходы.
Система
поступлений бюджета
На территории Российской Федерации доходы бюджетов составляют налоговые и неналоговые поступления, а также безвозмездные перечисления. Также в доходах бюджетов могут быть частично централизованные доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы Российской Федерации для целевого финансирования централизованных мероприятий. Конечно, неналоговые доходы бюджетов Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако именно по степени эффективности управления сбором неналоговых доходов можно делать выводы о компетентности или некомпетентности конкретных государственных управленцев.
К основным источникам неналоговых доходов бюджетов относятся доходы от пользования имуществом, находящимся в муниципальной собственности, и от деятельности предприятий и организаций, находящихся в муниципальной собственности, а также доходы от внешнеэкономической деятельности.
Большинство неналоговых доходов не имеют твердо установленной ставки, фискально-постоянного характера. В отличие от других доходов неналоговые доходы бюджета не должны жестко планироваться, однако на практике они планируются, как правило, на уровне поступлений предыдущего года. Одна из причин - наличие законодательных актов, стимулирующих этот процесс.
Когда не хватает налогов, регионы пытаются повысить собственные доходы бюджетов за счет неналоговых доходов, в частности за счет эффективного управления госимуществом.
В связи с этим, тема работы является весьма актуальной.
Некоторые виды неналоговых доходов вводятся с определённой целью. Так, например, использование таких неналоговых доходов, как поступления от государственного резерва земель, предусмотрено для развития ипотечного кредитования жилья и решения других социально важных вопросов жизни. Государственные земельные участки продаются по рыночным ценам, либо применяются в качестве залогового инструмента, а также как взносы государства при реализации конкретных строительных проектов. Образующиеся таким образом средства в виде неналоговых доходов, поступающих от инвесторов в качестве инвестиционных вкладов, используются для государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государства стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену государственных услуг.
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
Предметом исследования является федеральный бюджет РФ.
Объектом исследования являются неналоговые доходы.
При написании работы были изучены и проанализированы законодательные документы Российской Федерации, данные статистической отчетности, учебные пособия и учебники, интернет.
Таким образом, неналоговые доходы – это важный источник доходов, рост которого способствует сокращению дефицита бюджетов всех уровней и улучшению жизни населения в стране. Размер неналоговых доходов зависит от объемов и результативности функционирования имущества государства.
Список сокращений
БГВФ – Бюджеты государственных внебюджетных фондов.
БТГВФ – Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов.
КБСРФ – Консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
ФБ – Федеральный бюджет.
Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы
бюджета создают не только материальную
основу существования самого государства,
но и базу покрытия потребностей в
средствах, для выполнения основной
части возложенных на государство
функций. Доходы бюджета необходимо
рассматривать, прежде всего, как фактор,
влияющий на совокупное потребление
путем оказания влияния на уровень
доходности социальных групп и виды
деятельности. Взимание доходов позволяет
оказывать определенное воздействие
на выбор направлений
Регулирующие
возможности бюджетных доходов,
однако, имеют определенные пределы.
Высокий уровень изъятия
Доходы
бюджета выражают экономические
отношения, возникающие в процессе
формирования основного общегосударственного
фонда денежных средств между
государством, предприятиями, учреждениями,
организациями и гражданами и
имеют специфическое
Состав бюджетных доходов, их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода и определяются финансовой политикой государства.
В соответствии с бюджетным кодексом в РФ установлены три основные группы доходов: налоговые доходы, неналоговые доходы, безвозмездные перечисления.
Налоговые
доходы считаются уплаченными доходами
соответствующего бюджета, бюджета
государственного внебюджетного фонда
с момента, определяемого налоговым
законодательством РФ, т.е. с момента
дачи налогоплательщиком поручения
кредитной организации о
Законодательством предусмотрено три группы налогов:
К налоговым доходам также относятся пени и штрафы, которые выплачиваются за нарушение налогового законодательства [3].
Неналоговые
доходы и иные поступления считаются
уплаченными в бюджет, бюджет государственного
внебюджетного фонда с момента
списания денежных средств со счета
плательщика в кредитной
Денежные средства считаются зачисленными в доход соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, бюджет государственного внебюджетного фонда.
Безвозмездные перечисления. Это средства, которые поступают в виде финансовой помощи от юридических и физических лиц, от правительств иностранных государств и международных организаций.
В зависимости от порядка зачисления доходов, доходы делятся на собственные и регулирующие.
Собственные доходы бюджета – это те доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным бюджетом законодательством РФ. Закрепление доходов производится двумя способами:
К собственным доходам местных бюджетов относятся местные налоги и сборы, другие собственные доходы местных бюджетов, доли федеральных налогов и доли налогов субъектов Российской Федерации, закрепленные за местными бюджетами на постоянной основе [4].
Одна из существенных характеристик собственных доходов бюджетов состоит в том, что они закрепляются за соответствующими бюджетами на постоянной основе. Это позволяет отличать собственные доходы бюджетов от регулирующих доходов, под которыми понимаются федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе по разным видам таких доходов [2, ст. 48].
К собственным доходам бюджетов относятся:
Финансовая помощь, оказываемая бюджетам различных уровней, в соответствии с действующим законодательством не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда.
Регулирующие доходы бюджетов - федеральные
и региональные налоги и иные платежи,
по которым устанавливаются