Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
•изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
•анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
•пути совершенствования неналоговых доходов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Список сокращений………………………………………………………………….6
1 Неналоговые доходы, понятие, виды и структура
1.1 Понятие доходов бюджетов……………………………………………….7
1.2 Понятие, виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ………………………………………………………...11
1.3 Состав и структура неналоговых доходов бюджета……………………15
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)…………………………………………………………………………17
2 Анализ неналоговых доходов
2.1 Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………22
2.2 Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………24
3 Пути совершенствования неналоговых доходов……………………………....27
Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников……………………………………………..30
Нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы, либо законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который распределяет переданные ему регулирующие доходы из бюджета другого уровня.
Неналоговые доходы бюджетов представляют собой поступающие в собственность государства и муниципальных образований денежные средства – финансовые ресурсы, необходимые для эффективного осуществления государством и муниципальными образованиями, возложенных на них, публичных социальных экономических функций
К неналоговым доходам относятся:
В доходах федерального бюджета, помимо перечисленного, также учитываются: прибыль Центрального банка Российской Федерации, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей и доходы от внешнеэкономической деятельности.
Неналоговые доходы бюджетов в настоящее время существенно уступают по объемам налоговым поступлениям. Однако указанное обстоятельство ни в коем случае не умоляет важную роль неналоговых доходов в системе формирования доходной части федерального бюджета. Важнейшую роль среди всех неналоговых доходов играют доходы от государственной собственности. Государственное имущество было одним из древнейших источников государственных доходов. Со временем его значение в структуре государственных доходов снизилось, но и сейчас наличие самостоятельной государственной собственности является основополагающим признаком и неотъемлемым условием самостоятельности в рамках Конституции Российской Федерации.
В современных условиях, когда преследуется тенденция снижения налогового бремени, имеющей социальную направленность, роль неналоговых доходов в пополнения бюджета становиться все более значимой. Объемы поступлений неналоговых доходов в первую очередь зависят от увеличения сумм поступлений по их основным статьям, таких как:
Зачастую неналоговые доходы привлекают в себе внимание в случае нехватки налоговых доходов для покрытия дефицита бюджета. В этом случае особенно важным становится вопрос об увеличении эффективности управления государственным имуществом.
Увеличение неналоговых доходов за счет эффективного использования государственного имущества, реструктуризация и оптимизация расходов на его содержание и управление позволит снизить налоговую нагрузку на предприятия и как результат обеспечить общее увеличение налоговых поступлений в федеральный бюджет. Следует иметь в виду, что доходы, получаемые от использования государственной собственности, должны быть увязаны с расходами бюджета таким образом, чтобы основная часть этих доходов вновь направлялась в национальную экономику, а оставшаяся часть направлялась на поддержание и развитие самого государственного имущества.
Доходы бюджетов формируются в соответствии с Законодательными актами:
Неналоговые доходы, как и налоговые, устанавливаются органами представительной власти Российской Федерации и её субъектов для юридических и физических лиц. Неналоговые доходы могут иметь форму как обязательных, так и добровольных платежей. Значительная часть неналоговых доходов формируется за счет обязательных платежей. В нормативных документах указывается и на принудительное взыскание определенных платежей в случае их неуплаты. Для неналоговых платежей характерна большая целевая направленность использования поступлений, чем по налоговым платежам, что закреплено в правовых актах по порядку исчисления и взимания каждого конкретного платежа.
Неналоговые поступления — составная часть доходов всех видов бюджетов: федерального, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Однако, неналоговые доходы на уровне органов местного самоуправления не являются государственными. Особое значение в системе неналоговых доходов бюджетов занимают доходы от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности.
Неналоговые доходы в узком смысле слова — это доходы, получаемые в виде платы за пользование государственными фондами или имуществом, либо компенсации за оказанные государством услуги юридическим или физическим лицам.
В доходах бюджетов от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности учитываются:
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.
К доходам от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся средства, получаемые от продажи государственного и муниципального имущества, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты в полном объеме.
Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, направляются органом, исполняющим бюджет, на уменьшение размера дефицита бюджета и выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом уполномоченный исполнительный орган подготавливает и утверждает дополнительную бюджетную роспись.
Таким образом, от исполнения доходной части бюджетов от неналоговых поступлений зависит решение публичных, социальных, экономических и других проблем.
В доходы федерального бюджета зачисляются:
Федеральный бюджет – это форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.
Неналоговые доходы федерального бюджета формируются в том числе за счет:
Таким образом, доходы от внешнеэкономической деятельности, которые включают в себя проценты по государственным кредитам и таможенные сборы, имеют самую большую величину в неналоговых поступлениях бюджетов всех уровней. В федеральном бюджете вторая по объему поступлений статья неналоговых доходов - это доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций.
В формировании
и развитии экономической структуры
любого современного общества ведущую,
определяющую роль играет государственное
регулирование, осуществляемое в рамках
избранной властью
Основными доходами всех бюджетов во всех странах мира являются налоги.
В Центральных и Европейских странах доля налогов составляет 80 - 90%, в США - 95%. В территориальных и местных бюджетах налоги составляют более 50%.
Финансовая система Великобритании включает в себя следующие элементы: государственный бюджет, местные бюджеты, специальные внебюджетные фонды, финансы государственных предприятий.
Основная
часть расходов финансируется из
консолидированного фонда (98%), который
формируется преимущественно
К неналоговым поступлениям относят доходы от продажи государственной собственности, административные взыскания и др.
Доходная
часть национального фонда
Бюджетное устройство США является федеративным и состоит из трёх уровней: