Неналоговые доходы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
•изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
•анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
•пути совершенствования неналоговых доходов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Список сокращений………………………………………………………………….6
1 Неналоговые доходы, понятие, виды и структура
1.1 Понятие доходов бюджетов……………………………………………….7
1.2 Понятие, виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ………………………………………………………...11
1.3 Состав и структура неналоговых доходов бюджета……………………15
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)…………………………………………………………………………17
2 Анализ неналоговых доходов
2.1 Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………22
2.2 Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………24
3 Пути совершенствования неналоговых доходов……………………………....27
Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников……………………………………………..30

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая.docx

— 111.04 Кб (Скачать файл)

Бюджетные доходы состоят из налоговых и  неналоговых поступлений, причём первые составляют большую часть. 

Бюджетные доходы собираются более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих  на территории всей страны, и ежедневно  аккумулируются в 12 банках Федеральной  Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки  неиспользованных бюджетных средств  перечисляются указанными 12 банками  на генеральный счёт Нью-Йоркского  банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм собственности располагают (по совокупности) общими остатками  бюджетных средств (так называемая «подушка») в размере 60 млрд. долларов. В случае недостаточности доходов  производится временное использование  средств, остающихся на счетах в виде указанной «подушки».

Доля  налоговых поступлений в общей  сумме поступлений бюджета США  колеблется на уровне 90 %. Соответственно доля неналоговых доходов составляет порядка 10%.

Таможенные  пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший  вклад в доходную часть американского  бюджета, по сравнению со сбором налогов.

Бюджетная система Канады имеет 3 уровня: федеральный бюджет, 
бюджеты провинций и территорий, бюджеты местных органов власти.

Основным  источником доходов являются налоги (более 90% доходной части).

Неналоговые доходы также составляют незначительный удельный вес в доходной части  бюджета Канады.

Финансовая  помощь бюджетам провинций из федерального бюджета выделяется в виде целевых  и нецелевых трансфертов. 
Целевой трансферт для финансирования утверждённых программ выделялся бюджетам провинций с целью расходования полученных средств на здравоохранение и среднее образование. Финансовые ресурсы передавались бюджетам провинций в виде прямых перечислений из федерального бюджета, а также путём передачи в доходы региональных бюджетов части налоговых поступлений федерального бюджета.

Как правило, более высокая централизация  бюджетной системы и большой  объём перераспределяемых бюджетных  средств характерны для стран  с высокой степенью неравенства  бюджетной обеспечённости между  субъектами федерации. Например, в Канаде, где из 12 субъектов федерации  только два характеризуются существенно  меньшей бюджетной обеспеченностью, в федеральный бюджет взимается  только 48,2% налоговых доходов, объём  финансовой помощи составляет около 15% доходов субъектов федерации.

Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также за счёт поступлений из вышестоящих бюджетов. Стоит лишь отметить, что налоговые доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы и часть общих налогов, поступающих в бюджеты данного уровня из вышестоящих бюджетов.

К неналоговым  доходам региональных бюджетов относятся  доходы от предприятий, находящихся  в муниципальной собственности, арендной платы, санкций, налагаемых за нарушение законодательства, добровольных взносов юридических и физических лиц.

В формировании доходной части региональный бюджетов участвуют и такие поступления  из вышестоящих органов, как дотации  и субвенции, при помощи которых  государство имеет возможность  покрывать дефицит местных бюджетов.

Основную  долю в структуре неналоговых  доходов местных бюджетов зарубежных стран составляют доходы от государственной  собственности муниципалитетов.

Можно отметить, что по неналоговым доходам местных  бюджетов зарубежных стран наблюдается  следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых  доходов из общей суммы доходной части, Франции – 15%, Германии порядка 31%, Англии – 34%.

Сравнивая формирование доходной  базы бюджетов развитых зарубежных стран с поступлениями доходов бюджетов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:

Во-первых, основными доходами бюджетов  в развитых зарубежных странах, также как и в России, являются налоговые доходы;

Во-вторых, основную долю неналоговых доходов  бюджетов в зарубежных странах и  в России составляют доходы от использования  государственной собственности;

В-третьих, помимо доходов от использования  собственности, в состав неналоговых  доходов включаются штрафы и различные  административные сборы.

 

  1. Анализ неналоговых доходов

 

    1. Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ

Перед анализом необходимо отметить следующее: в ежегодном бюджетном послании бывший президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил:

  • необходимость повышения качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора;
  • необходимость завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий.
  • необходимость создания правовой базы для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия;
  • необходимость снижения налоговой нагрузки.

Обозначенные моменты указывают на внимание государства к основному источнику неналоговых поступлений в федеральный бюджет - государственной собственности в параллели с необходимостью снижения налоговой нагрузки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях мирового финансового кризиса государство стремится снизить налоговую нагрузку с целью стимулирования российского предпринимательства и промышленности, делая ставки на увеличение доли неналоговых поступлений в доходную часть бюджета за счет оптимизации использования государственного имущества.

В 2010 г. налоговые  доходы составили 4 401 933,8 млн рублей, неналоговые доходы – 3 902 995,0 млн рублей. Доходы за 2011 г. в федеральный бюджет поступили в сумме 11 366 млрд руб, налоговые доходы составили 53,5%, неналоговые доходы – 46,5%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (29,2%), поступлений таможенной пошлины (36,4%), налога на добычу полезных ископаемых (17,9%) и прочими доходами (16,5%), говорится в материалах ФНС России. Более наглядно можно изучить доходы федерального бюджета за 2011 год на рисунке 1. В 2012 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 11 779,9 млрд рублей (20,1% к ВВП). В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 6 675,9 млрд рублей (11,4% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений – в сумме 5 104,0 млрд рублей (8,7% к ВВП).

Основными доходами государственного бюджета  в Российской Федерации, как и  в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги. Большинство  неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах  бюджета, однако, порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью  образования и использования  некоторых сумм, поступающих в  распоряжение предприятий и организаций.

Роль  и значение неналоговых доходов  в федеральном бюджете отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Доходы федерального бюджета РФ

В млрд руб.

Статьи дохода

2010

2011

Доходы всего

8 305,4

11 366

Налоговые доходы

4 401,9

6 080,8

Неналоговые доходы

3 903

5 228,4

Безвозмездные поступления

0,3

29,0


Источник: [21]

 

В таблице 2 представим удельный вес  по видам доходов в общей сумме  доходной части федерального бюджета.

Таблица 2 –  Структура доходов федерального бюджета РФ

В процентах

Статьи дохода

2010

2011

Доходы всего

100

100

Налоговые доходы

51,5

53,5

Неналоговые доходы

45,6

46

Безвозмездные поступления

0,004

0,3


Источник: [21]

 

Таким образом, доли неналоговых поступлений в  федеральный бюджет за период с 2010 по 2011 гг. имеет положительную динамику – этот период увеличение составило 0,4% и на 2011 год составляет 5228,4 млрд руб.

 

    1. Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ

В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение  которых бюджетом имеет самые  различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами. Неналоговые доходы за 2010-2011 гг. приведены в таблице 3.

 

Таблица 3 - Распределение неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по уровням бюджетной системы 2010-2011 гг.

В млрд руб.

Источники

2010

2011

ФБ

БГВФ

КБСРФ

БТГВФ

ФБ

БГВФ

КБСРФ

БТГВФ

доходы от внешнеэкономической деятельности

3 227,7

-

-

-

4 664,7

-

-

-


Окончание таблицы 3

Источники

2010

2011

ФБ

БГВФ

КБСРФ

БТГВФ

ФБ

БГВФ

КБСРФ

БТГВФ

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

427,8

29,3

228,0

0,1

380,1

33,1

268,8

0,0

платежи при пользовании природными ресурсами

53,3

-

24,3

-

83,0

-

28,8

-

доходы от приносящей доход деятельности

0,2

-

45,9

-

0,6

-

48,3

-


Источник: [21]

 

Удельный вес по параметрам доходов в общей сумме неналоговых доходов федерального бюджета представлен в таблице 4.

 

Таблица 4 – Структура неналоговых поступлений федерального бюджета за 2010-2011 гг.

В процентах

 

2010

2011

Итого

100

100

доходы от внешнеэкономической деятельности

82,7

89,2

доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности

11

7,3

платежи при пользовании  природными ресурсами

1,4

1,6

доходы от приносящей доход деятельности

0,005

0,01


Источник: [21]

 

Как видно  из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической  деятельности – 82,7% в 2010 году, и 89,2% в 2011 году, то есть происходит рост удельного веса данной группы доходов. На втором месте по доле в неналоговых доходах  федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – 11% от неналоговых доходов в 2010 году, и в 7,3% в 2011 году соответственно.

Анализируя неналоговые доходы можно также сделать вывод о неравномерностях поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет. Следует отметить, что доходы федерального бюджета увеличиваются из года в год. Как правило, любое увеличение доходов сказывается на уровне жизни населения. Ведь, именно доходы, поступающие в бюджет государства, позволяют власти осуществлять свои основные государственные функции. Более наглядно можно изучить динамику доходов федерального бюджета с 2006 года по нынешнее время на рисунке 1.

Источник: [18]

Рисунок 1 - Динамика доходов федерального бюджета

 

  1. Пути совершенствования неналоговых доходов

 

Включение в состав неналоговых  доходов – доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в выявлении всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.

Информация о работе Неналоговые доходы