Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 15:01, курсовая работа
Цель работы состоит в изучении неналоговых доходов страны, а также их анализа.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
•изучение значения, особенностей и состава неналоговых доходов;
•анализ неналоговых доходов федерального бюджета РФ;
•пути совершенствования неналоговых доходов.
Введение……………………………………………………………………………...3
Список сокращений………………………………………………………………….6
1 Неналоговые доходы, понятие, виды и структура
1.1 Понятие доходов бюджетов……………………………………………….7
1.2 Понятие, виды неналоговых доходов и их роль в формировании федерального бюджета РФ………………………………………………………...11
1.3 Состав и структура неналоговых доходов бюджета……………………15
1.4 Зарубежный опыт формирования доходной части (в части неналоговых доходов)…………………………………………………………………………17
2 Анализ неналоговых доходов
2.1 Анализ динамики неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………22
2.2 Анализ структуры неналоговых доходов федерального бюджета РФ……………………………………………………………………………………24
3 Пути совершенствования неналоговых доходов……………………………....27
Заключение………………………………………………………………………....39
Список использованных источников……………………………………………..30
Бюджетные доходы состоят из налоговых и неналоговых поступлений, причём первые составляют большую часть.
Бюджетные доходы собираются более чем в 10 тысячах банковских учреждениях, действующих на территории всей страны, и ежедневно аккумулируются в 12 банках Федеральной Резервной Системы. В конце рабочего дня (по установленному графику) остатки неиспользованных бюджетных средств перечисляются указанными 12 банками на генеральный счёт Нью-Йоркского банка ФРС. Банковские учреждения независимо от форм собственности располагают (по совокупности) общими остатками бюджетных средств (так называемая «подушка») в размере 60 млрд. долларов. В случае недостаточности доходов производится временное использование средств, остающихся на счетах в виде указанной «подушки».
Доля налоговых поступлений в общей сумме поступлений бюджета США колеблется на уровне 90 %. Соответственно доля неналоговых доходов составляет порядка 10%.
Таможенные пошлины и многочисленные прочие источники вносят гораздо меньший вклад в доходную часть американского бюджета, по сравнению со сбором налогов.
Бюджетная
система Канады имеет 3 уровня: федеральный
бюджет,
бюджеты провинций и территорий, бюджеты
местных органов власти.
Основным источником доходов являются налоги (более 90% доходной части).
Неналоговые доходы также составляют незначительный удельный вес в доходной части бюджета Канады.
Финансовая
помощь бюджетам провинций из федерального
бюджета выделяется в виде целевых
и нецелевых трансфертов.
Целевой трансферт для финансирования
утверждённых программ выделялся бюджетам
провинций с целью расходования полученных
средств на здравоохранение и среднее
образование. Финансовые ресурсы передавались
бюджетам провинций в виде прямых перечислений
из федерального бюджета, а также путём
передачи в доходы региональных бюджетов
части налоговых поступлений федерального
бюджета.
Как правило,
более высокая централизация
бюджетной системы и большой
объём перераспределяемых бюджетных
средств характерны для стран
с высокой степенью неравенства
бюджетной обеспечённости между
субъектами федерации. Например, в Канаде,
где из 12 субъектов федерации
только два характеризуются
Доходы региональных бюджетов зарубежных стран формируются за счёт налоговых и неналоговых поступлений, а также за счёт поступлений из вышестоящих бюджетов. Стоит лишь отметить, что налоговые доходы региональных бюджетов представляют собой местные налоги и сборы и часть общих налогов, поступающих в бюджеты данного уровня из вышестоящих бюджетов.
К неналоговым
доходам региональных бюджетов относятся
доходы от предприятий, находящихся
в муниципальной собственности,
арендной платы, санкций, налагаемых за
нарушение законодательства, добровольных
взносов юридических и
В формировании
доходной части региональный бюджетов
участвуют и такие поступления
из вышестоящих органов, как дотации
и субвенции, при помощи которых
государство имеет возможность
покрывать дефицит местных
Основную долю в структуре неналоговых доходов местных бюджетов зарубежных стран составляют доходы от государственной собственности муниципалитетов.
Можно отметить, что по неналоговым доходам местных бюджетов зарубежных стран наблюдается следующая структура, так в доходы США поступает порядка 12% неналоговых доходов из общей суммы доходной части, Франции – 15%, Германии порядка 31%, Англии – 34%.
Сравнивая формирование доходной базы бюджетов развитых зарубежных стран с поступлениями доходов бюджетов Российской Федерации можно сделать следующие выводы:
Во-первых, основными доходами бюджетов в развитых зарубежных странах, также как и в России, являются налоговые доходы;
Во-вторых, основную долю неналоговых доходов бюджетов в зарубежных странах и в России составляют доходы от использования государственной собственности;
В-третьих, помимо доходов от использования собственности, в состав неналоговых доходов включаются штрафы и различные административные сборы.
Перед анализом необходимо отметить следующее: в ежегодном бюджетном послании бывший президент Российской Федерации Дмитрий Медведев отметил:
Обозначенные моменты указывают на внимание государства к основному источнику неналоговых поступлений в федеральный бюджет - государственной собственности в параллели с необходимостью снижения налоговой нагрузки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в условиях мирового финансового кризиса государство стремится снизить налоговую нагрузку с целью стимулирования российского предпринимательства и промышленности, делая ставки на увеличение доли неналоговых поступлений в доходную часть бюджета за счет оптимизации использования государственного имущества.
В 2010 г. налоговые доходы составили 4 401 933,8 млн рублей, неналоговые доходы – 3 902 995,0 млн рублей. Доходы за 2011 г. в федеральный бюджет поступили в сумме 11 366 млрд руб, налоговые доходы составили 53,5%, неналоговые доходы – 46,5%. Большая часть доходов федерального бюджета была сформирована за счет налога на добавленную стоимость (29,2%), поступлений таможенной пошлины (36,4%), налога на добычу полезных ископаемых (17,9%) и прочими доходами (16,5%), говорится в материалах ФНС России. Более наглядно можно изучить доходы федерального бюджета за 2011 год на рисунке 1. В 2012 году доходы федерального бюджета прогнозируются в объеме 11 779,9 млрд рублей (20,1% к ВВП). В структуре доходов федерального бюджета прогнозируется поступление налоговых доходов в сумме 6 675,9 млрд рублей (11,4% к ВВП), неналоговых доходов с учетом безвозмездных поступлений – в сумме 5 104,0 млрд рублей (8,7% к ВВП).
Основными доходами государственного бюджета в Российской Федерации, как и в странах с развитой рыночной экономикой, являются налоги. Большинство неналоговых платежей имеет сравнительно небольшой удельный вес в доходах бюджета, однако, порядок их исчисления и взимания имеет важное значение для организации контроля за использованием отдельных видов имущества, правомерностью и целесообразностью совершения определенных действий, правильностью образования и использования некоторых сумм, поступающих в распоряжение предприятий и организаций.
Роль и значение неналоговых доходов в федеральном бюджете отражены в таблице 1.
Таблица 1 – Доходы федерального бюджета РФ
В млрд руб.
Статьи дохода |
2010 |
2011 |
Доходы всего |
8 305,4 |
11 366 |
Налоговые доходы |
4 401,9 |
6 080,8 |
Неналоговые доходы |
3 903 |
5 228,4 |
Безвозмездные поступления |
0,3 |
29,0 |
Источник: [21]
В таблице 2 представим удельный вес по видам доходов в общей сумме доходной части федерального бюджета.
Таблица 2 – Структура доходов федерального бюджета РФ
В процентах
Статьи дохода |
2010 |
2011 |
Доходы всего |
100 |
100 |
Налоговые доходы |
51,5 |
53,5 |
Неналоговые доходы |
45,6 |
46 |
Безвозмездные поступления |
0,004 |
0,3 |
Источник: [21]
Таким образом, доли неналоговых поступлений в федеральный бюджет за период с 2010 по 2011 гг. имеет положительную динамику – этот период увеличение составило 0,4% и на 2011 год составляет 5228,4 млрд руб.
В группу неналоговых доходов включаются довольно разнородные платежи, получение которых бюджетом имеет самые различные основания. Всех их объединяет тот факт, что все они не являются налогами. Неналоговые доходы за 2010-2011 гг. приведены в таблице 3.
Таблица 3 - Распределение неналоговых доходов консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов по уровням бюджетной системы 2010-2011 гг.
В млрд руб.
Источники |
2010 |
2011 | ||||||
ФБ |
БГВФ |
КБСРФ |
БТГВФ |
ФБ |
БГВФ |
КБСРФ |
БТГВФ | |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
3 227,7 |
- |
- |
- |
4 664,7 |
- |
- |
- |
Окончание таблицы 3
Источники |
2010 |
2011 | ||||||
ФБ |
БГВФ |
КБСРФ |
БТГВФ |
ФБ |
БГВФ |
КБСРФ |
БТГВФ | |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
427,8 |
29,3 |
228,0 |
0,1 |
380,1 |
33,1 |
268,8 |
0,0 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
53,3 |
- |
24,3 |
- |
83,0 |
- |
28,8 |
- |
доходы от приносящей доход деятельности |
0,2 |
- |
45,9 |
- |
0,6 |
- |
48,3 |
- |
Источник: [21]
Удельный вес по параметрам доходов в общей сумме неналоговых доходов федерального бюджета представлен в таблице 4.
Таблица 4 – Структура неналоговых поступлений федерального бюджета за 2010-2011 гг.
В процентах
2010 |
2011 | |
Итого |
100 |
100 |
доходы от внешнеэкономической деятельности |
82,7 |
89,2 |
доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
11 |
7,3 |
платежи при пользовании природными ресурсами |
1,4 |
1,6 |
доходы от приносящей доход деятельности |
0,005 |
0,01 |
Источник: [21]
Как видно из представленных данных, наибольший удельный вес занимают доходы от внешнеэкономической деятельности – 82,7% в 2010 году, и 89,2% в 2011 году, то есть происходит рост удельного веса данной группы доходов. На втором месте по доле в неналоговых доходах федерального бюджета занимают доходы от использования имущества находящегося в государственной и муниципальной собственности – 11% от неналоговых доходов в 2010 году, и в 7,3% в 2011 году соответственно.
Анализируя неналоговые доходы можно также сделать вывод о неравномерностях поступления неналоговых доходов в федеральный бюджет. Следует отметить, что доходы федерального бюджета увеличиваются из года в год. Как правило, любое увеличение доходов сказывается на уровне жизни населения. Ведь, именно доходы, поступающие в бюджет государства, позволяют власти осуществлять свои основные государственные функции. Более наглядно можно изучить динамику доходов федерального бюджета с 2006 года по нынешнее время на рисунке 1.
Источник: [18]
Рисунок 1 - Динамика доходов федерального бюджета
Включение в состав неналоговых доходов – доходов от оказания платных услуг фактически означает, что в составе бюджетов должны учитываться доходы, которые традиционно именовали внебюджетными. Такая норма в бюджетном законодательстве направлена на реальное отражение в составе доходов бюджета всех имеющихся источников. Однако можно предположить, что возникнут трудности с ее практической реализацией, поскольку вряд ли, например, бюджетные учреждения будут заинтересованы в выявлении всех источников доходов, так как в условиях хронического бюджетного недофинансирования для всех бюджетных организаций значительно большее значение приобретают внебюджетные средства, которые становятся для них дополнительными по отношению к выделяемым из бюджета средствам.