Общее понятие налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 16:50, реферат

Описание работы

При проведении социологического опроса россиян о самой надоедливой и насаждающей рекламе выяснилось, что лидирующее место заняла реклама Государственной Налоговой Инспекции. При проведении психологического анализа ясно видно, что в нашей стране отношение к налоговой политике государства неоднозначное–приходится рекламировать сбор налоговых средств и вводить карательные меры для неплательщиков. Эта ситуация характеризует не только дефицит национального бюджета, но и снижение доверия к государству, к его финансовым механизмам и политике. На этом фоне я думаю, что эта реферативная работа будет актуальна (надо признать что все работы в экономической науке для нашей страны не теряют, а повышают свою актуальность, но это тема для другого анализа)

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 27.74 Кб (Скачать файл)

Введение

 

 При проведении социологического  опроса россиян о самой надоедливой  и насаждающей рекламе выяснилось, что лидирующее место заняла  реклама Государственной Налоговой  Инспекции. При проведении психологического  анализа ясно видно, что в  нашей стране отношение к налоговой  политике государства неоднозначное–приходится  рекламировать сбор налоговых  средств и вводить карательные  меры для неплательщиков. Эта  ситуация характеризует не только  дефицит национального бюджета,  но и снижение доверия к  государству, к его финансовым  механизмам и политике. На этом  фоне я думаю, что эта реферативная  работа будет актуальна (надо  признать что все работы в  экономической науке для нашей  страны не теряют, а повышают  свою актуальность, но это тема  для другого анализа). Поэтому  цель этого реферата–помочь автору (совсем не разбирающемуся в  экономике и не имеющему какого  либо экономического образования)  немного осмыслить и понять, что  же представляют собой налоги, какова их функция и, главное,  понять смысл проводимой в  России налоговой политики.

 

 

Общее понятие налогов

 

 Важнейшее место среди  источников поступлений в государственный  бюджет любой страны занимают  налоги. На их долю приходится  до 90% всех поступлений в развитых  странах.

 

 Налоги участвуют в  перераспределении национального  дохода, выступают частью единого  процесса воспроизводства, специфической  формой производственных отношений,  которые и формируют общественное  содержание налогов. Это дает  возможность проникнуть в их  глубинную сущность, раскрыть внутреннюю  природу и эволюцию, важнейшие  признаки и особенности, а также  механизм воздействия налогов  на производственные отношения  в обществе. Налоги как часть  распределительных отношений общества  отражают закономерности производства.

 

 Кроме общественного  содержания налоги имеют материальную  основу–представляют собой реальную  сумму денежных средств общества, мобилизируемую государством. При  перераспределении национального  дохода налоги обеспечивают органы  государственной власти частью  новой стоимости в денежной  форме. Налоговые доходы государства  формируются за счет новой  стоимости, созданной в процессе  производства (трудом, капиталом, природными  ресурсами). Они становятся собственностью  государства и используются для  военно-политических и социально-экономических  мероприятий (1).

 

 

 Итак, что же представляют  собой налоги. Налоги–это обязательные  платежи, взимаемые государством  с физических и юридических  лиц. Исторически возникли в  момент разделения общества на  социальные группы и появлению  государственности. Даже с первого  взгляда видно, что никакое  государство не может существовать  без налогов, поскольку они–главный  метод мобилизации доходов. Налоги  выражают реально существующие  денежные отношения, они находятся  в постоянном изменении.

 

 Функция налогов выявляют  их социально-экономическую сущность, внутреннее содержание. В современном  обществе они выполняют две  функции: фискальную и регулирующую, каждая из которых проявляет  внутреннее содержание, признаки  и черты данной категории. Фискальная  функция–основная, характерная изначально  для всех государств. С ее помощью  образуются государственные денежные  фонды т.е. материальные условия  для функционирования государства.  Именно эта функция обеспечивает  реальную возможность перераспределения  части стоимости национального  дохода в пользу наименее обеспеченных  социальных слоев общества. Значение  фискальной функции возрастает  с повышением экономического  уровня развития общества. Поэтому  в идеале государство должно  стремится к повышению благосостояния  своих элементов. ХХ век характеризуется  огромным ростам доходов государства  от взимания налогов, что связано  с расширением его функций  и определенной политикой социальных  групп, находящихся у власти. Государство  все больше финансовых средств  расходует на экономические и  социальные мероприятия, на управленческий  аппарат. Фискальная функция создает  объективные предпосылки для  вмешательства государства в  экономические отношения, т.о.  она обуславливает регулирующую  функцию.

 

 Регулирующая функция  означает, что налоги, как активный  участник перераспределительных  процессов оказывает серьезное  влияние на воспроизводство, стимулируя  или сдерживая его темпы, усиливая  или ослабляя накопления капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный  спрос населения. Данная функция  неотделима от первой и находится  с ней в тесной связи. Расширение  налогового метода в мобилизации  для государства национального  дохода вызывает постоянное соприкосновение  налогов с участниками процесса  производства, что обеспечивает  ему реальные возможности влиять  на экономику страны, на все  стадии воспроизводства.

 

 Рост производительных  сил в условиях НТР вызывает  потребность государства вмешиваться  в производственный процесс. Это  подняло на новую ступень налоговое  регулирование. С расширением  обложения доходов, главными налоговыми  объектами становятся доходя  населения и прибыль предприятий,  а главными субъектами–физические  и юридические лица.

 

 Налоги и их функции  отражают базисные отношения,  которые используются государством  в налоговой политике через  широкий арсенал надстроечных  инструментов (налоговых ставок, способов  обложения, льгот и пр.), составляющих  налоговый механизм. НМ представляет  собой совокупность организационно-правовых  норм и методов управления  налогообложением. Государство придает  налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового  законодательства и регулирует  его. Эффективность использования  налогового механизма зависит  от того, как государство учитывает внутреннюю сущность налогов, законы их движения, противоречивость.

 

 Налоговая политика  и налоговый механизм определяет  роль налогов в обществе, которая  тесно связана с деятельностью  государства. Она находится в  постоянном движении и зависит  от экономической политики государства(1).

 

 

Современная налоговая система

 

 Налоговую систему  образуют совокупность налогов,  сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.  Конечно же она должна быть  по крайней мере ясной и  четкой. У А. Смита мы находим:  «налог, который обязывается уплатить  каждое отдельное лицо, должен  быть точно определен, а не  может быть произвольным. Срок  уплаты, способ платежа, сумма  платежа–все это должно быть  ясно и четко определено для  плательщика. Там, где этого  нет каждое лицо, облагаемое данным  налогом, отдается в большей  или меньшей степени во власть  сборщика налогов, который может  отягощать налог для всякого  неугодного ему плательщика или  вымогать для себя под угрозой  такого отягощения подарок или  взятку». 

 

 Другие требования–её  простота и эффективность и  самое главное это конечно  справедливость (кто должен платить  и в каком количестве). Справедливость  понятие сложное и поэтому  вокруг этого вопроса идут  постоянные трения. Согласно Машиной,  величина процентных ставок к  налогам делится на прогрессивные  (чем выше доход–выше и процент  на налоги), пропорциональные (единая  ставка для всех субъектов)  и регрессивные (чем выше доход–ниже  и процентная ставка налогов) (4). С точки зрения тех, кто  считает, что «налоги должны  платить те, кто могут платить»  прогрессивный налог самый справедливый, хотя он может и тормозить  развитие предпринимательства.

 

 Современная налоговая  система (НС) развитых стран включает  прямые и косвенные налоги. Среди  прямых налогов решающее значение  имеет т.н. подоходный налог  и налог на прибыль корпораций (корпорационный налог).

 

 Подоходный налог (ПН)–один  из важнейших личных налогов,  взыскиваемых с дохода любого  физического лица. Может быть  взимаем как с каждой части  (индулы), так и со всей совокупности  дохода (глобальный). Вообще, для 80-х  годов характерно значительное  снижение ставок ПН, связанное  с преобладанием в общем налоги  других статей и весьма популярной  политикой правительств развитых  стран. Хотя в среднем ПД  составляет 30-40% от всех налоговых  поступлений. Люди, стоявшие у  истоков введения ПД очень  ясно предвидели реакцию граждан–поэтому ПД снимается еще до того, как заработанные деньги попадут в карман работника, а значит и уплата его проходит весьма безболезненно, все принимают его как данность.

 

 Вторым по значению  прямым личным налогом является  налог на прибыль корпораций, берущий свое начало с первой  мировой войны, им облагаются  юридические лица по налоговой  декларации. Я не нашел информации  по России (м.б. он назван по  другому), но во всем мире этот  налог играет важную часть  в местном и государственном  бюджете.

 

 Существует и т.н.  налог на сверхприбыль, которым  облагается часть прибыли сверх  определенных размеров. Мера эта,  в основном, чрезвычайная, хотя им  и в мирное время успокаивают  некоторые монополии, например  «Microsoft», за их весьма агрессивную  политику. Среди прямых налогов  действуют и налоги на прирост  капитала, налог с наследства  и дарений, поимущественный и  другие.

 

 Помимо прямых, важную  роль играют косвенные налоги, которые представляют собой надбавки  к цене соответствующих товаров  и услуг. Они существуют на  данный момент в акцизах на  товары и услуги частных предприятий,  фискальные монопольные налоги  и таможенные пошлины. Сейчас  «входит в моду» универсальный  акциз–налог на добавленную стоимость  НДС. Объектом выступает часть  стоимости товара, добавленной на  каждой стадии производства или  обращения, что составляет около  14%.

 

 Фискальный монопольный  налог представляет собой косвенный  налог на те товары, производство  которых является монополией  государства. Это могут быть  табачные изделия, алкоголь, соль  и многое другое.

 

 Таможенные пошлины  представляют собой налоги, взимаемые  при перевозке товаров через  государственную границу. Посредством  механизма таможенных пошлин  государство может весьма успешно  ограничивать импорт тех или  иных товаров–вести протекционискую  политику, но когда государственные  интересы попираются лоббирущими  группировками, как в России, эта  пошлина приобретает негативную  функцию, способствую контрабанде  товаров. 

 

 В настоящий момент  налоги приобретают новое качество, выступая в роли одного из  рычагов регулирования экономической  активности, оказывая посредством  манипуляции налогов на прибыль  влияние на процессы накопление  капитала. Пример этому–механизм  ускоренной амортизации, при котором  гос. финансовые органы разрешают  компаниям отчислять в амортизационный  фонд суммы, значительно превышающие  действительный износ основного  капитала. В результате сокращается  размер подлежащей обложению  прибыли, следовательно и суммы  уплачиваемого налога. Этот метод  является важным стимулом увеличения  капиталовложений в корпоративном  секторе экономики, способствующим  интенсификации научно-технического прогресса, поощрению структурных изменений в экономике, особенно развитию наукоемких отраслей (5).

 

 

Развитие налоговой системы  в РФ.

 

 В очень затянувшемся  переходном состоянии российской  экономики можно выделить небольшой  ряд изменений, позволяющих высказать  предположение о том, что современная  налоговая система РФ пытается  встать на базис требований  рыночных отношений.

 

 В прошлом взаимоотношения  государства с юридическими и  физическими лицами основывались  на административно-централизованных  формах хозяйствования. Будучи собственником  средств производства, государство  управляло экономикой, изымая в  бюджет до 80-90% всей прибыли. Доля  бюджета государства в СССР  достигала более 70% национального  дохода. Действовала система перераспределения,  при которым всячески оказывалась  помощь плохо работающим предприятиям  посредством прибыли хорошо работающих. Между бюджетами разных уровней  и тогда и сейчас не исключались  споры из-за доходов т.к. не  было четкого разграничения поступлений.

 

 Формирование (точнее  сказать форсирование) рыночных  отношений в нашей стране привели  к необходимости серьезного реформирования  налоговой системы. При разработке  новой налоговой системы, по  мнению многих авторов, были  использованы как накопленный  отечественный опыт, так и практика  зарубежных стран. Уже к 1992 году был принят целый пакет  налоговых законов, который определил  принцип построения налоговой  системы, её структуру, а также  права, обязанности и ответственность  плательщиков и налоговых органов.  Но уже к 1995 году закон настолько  устарел, что принятые поправки  к налоговому законодательству  шли врозь с самим законом,  что предвосхитило налоговую  неразбериху 1996-1997 годов.

Информация о работе Общее понятие налогов