Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2013 в 10:18, курсовая работа
Целью данной курсовой работы поставлено исследование выездных налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
раскрытие сущности выездных налоговых проверок;
рассмотрение порядка проведения и оформления результатов проведения выездных налоговых проверок;
изучение правомерности поведения налогоплательщика при проведении у него выездной налоговой проверки;
анализ правоприменительной практики при проведении выездных налоговых проверок;
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………….3
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК……………………………………………………………………………5
1.1 Сущность выездной налоговой проверки…………………………………………...5
1.2 Порядок проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок.6
1.3 Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщика……………………………………………………………………….
2 ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК……………………………………………………….12
2.1 Примеры из арбитражной практики проведения выездных налоговых проверок………………………………………………………………………………12
2.2 Выездные налоговые проверки в судебной практике……………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………26
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Факультет экономики и права
Специальность 080107.65 «Налоги и налогообложение»
Кафедра экономики и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Организация и методика проведения налоговых проверок»
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Студент группа 641 |
подпись дата |
А. Е. Аввакумова |
Научный рук-ль к. э. наук, доцент |
подпись дата |
Е. С. Осипова |
Хабаровск 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ
ПРОВЕРОК…………………………………………………………
1.1 Сущность выездной налоговой проверки…………………………………………...5
1.2 Порядок проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок.6
1.3 Общедоступные критерии
самостоятельной оценки рисков
для налогоплательщика………………………
2 ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА
ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК……………………………………………………….
2.1 Примеры из арбитражной практики проведения
выездных налоговых проверок…………………………………………………………
2.2 Выездные налоговые проверки в судебной практике……………………………..13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…………26
ВВЕДЕНИЕ
В нынешней экономической ситуации, когда в России сильно возросла роль экономических, а равно финансовых и налоговых отношений, проведение налоговых проверок является еще более актуальным аспектом, чем ранее, но наблюдение за исполнением установленных законом норм всегда носило обязательный характер.
Ещё во времена царствования Алексея Михайловича, в 1655 году, был создан специальный орган – Счетная Палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, а также исполнения доходной части российского бюджета.
Сегодня компетенции, задачи и полномочия подобных органов стали шире, так закон «О налоговых органах Российской Федерации» подчеркивает, что главными задачами налоговых органов является контроль за соблюдением налогового законодательства: правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов, а также частично – валютный контроль.
Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый в том числе и путем проведения выездных налоговых проверок. Общие правила проведения налоговых проверок (камеральных и выездных) регламентируются ст. 87 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), в соответствии с которой проверка может быть проведена у налогоплательщика (как юридического, так и физического лица, в том числе осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), плательщика сборов и налогового агента.
Таким образом, целью данной курсовой работы поставлено исследование выездных налоговых проверок путем их всестороннего разбора.
В соответствии с целью основными задачами данной курсовой работы являются:
Актуальность выбранной темы заключается в изучении всех аспектов проведения выездных налоговых проверок, рассмотрении правоприменительной практики по выездным налоговым проверкам для более компетентного и правомерного поведения налогоплательщиков во время проведения данной формы налогового контроля.
Объектом исследования являются выездные налоговые проверки.
Предметом исследования является изучение сущности, порядка проведения выездных налоговых проверок, оформления результатов по ним, анализ правоприменительной практики по данному виду налогового контроля.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
1.1 Сущность выездной налоговой проверки
В деятельности налоговых органов важнейшее место занимают выездные налоговые проверки (до вступления в действие ч. 1 Налогового кодекса, т.е. до 1999 г., они назывались документальными). [20, С.35-47].
Выездные налоговые проверки – это проверки, проводимы на территории фирмы или предпринимателя. Они делятся на комплексные и тематические. При комплексной проверке проверяется правильность расчетов с бюджетом по всем налогам, а при тематической - по одному или нескольким налогам, отдельным вопросам, например по возмещению налога на добавленную стоимость.
За 2009 г. налоговые органы страны по результатам 220 тыс. выездных проверок организаций и 86 тыс. проверок физических лиц дополнительно начислили 333,3 млрд. руб., что в 2,9 раза больше, чем в 2008 г.
Из этой суммы по результатам проверки организаций доначислено 98,2%, а в расчете на одну проверку сумма составила 1302 тыс. руб. Уровень результативных выездных проверок организаций, т.е. проверок, выявивших нарушения (без учета организаций, подлежащих ликвидации и реорганизации), составил 86% (в 2008 г. - 71%).
Проведено 130 тыс. выездных проверок организаций путем целенаправленного отбора налогоплательщиков, сумма доначислений по ним составила 295,3 млрд. руб., в т.ч.: 2,1% - проверки крупнейших налогоплательщиков, по ним доначислено 210 млрд. руб.; 12,8% - проверки основных налогоплательщиков, по ним доначислено 19,7 млрд. руб.; 3,6% - проверки по обращениям контролирующих и правоохранительных органов, по ним доначислено 10 млрд. руб.; 29,5% - проверки организаций, подлежащих ликвидации, по ним доначислено 7,4 млрд. руб.; 12,8% - проверки по информации из внешних источников, по ним доначислено 18 млрд. руб.; 39,2% - проверки по результатам автоматизированного камерального анализа, по ним доначислено 30,1 млрд. руб. В 2009 г. проведено 7,1 тыс. выездных проверок обособленных подразделений, созданных организациями, которые находятся на территории другого субъекта РФ.
Как правило, выездные проверки заранее планируются, к ним готовятся. Особое внимание уделяется процессуальным вопросам проверки, оформлению результатов и вынесению решений. Вопросы выездных проверок рассматриваются в многочисленных нормативных актах: Налоговом кодексе (гл. 14), Законе РФ от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", Приказах ФНС России и других документах.
В последние годы проявляется тенденция снижения количества проверок. Так, в 2007 г. проверено лишь 12,4%, в 2008 г. - 8,2% организаций, состоящих на налоговом учете.
1.2 Порядок
проведения и оформления
Действия, события |
Документы, которыми оформляются отношения налогоплательщика и налогового органа |
Срок совершения действия |
Примечание |
Налоговый орган принимает решение о проведении выездной налоговой проверки (ст. 89 НК) |
Решение о проведении выездной налоговой проверки подписывается руководителем налогового органа или его заместителем. Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, если таковой не имеется, то проверка проводится по месту нахождения налогового органа. |
Проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности проверяемых, непосредственно предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Запрещается проведение повторных выездных проверок (в течение календарного года) по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным за уже проверенный налоговый период. |
Отсутствие
у проверяющих лиц решения
о проведении выездной налоговой
проверки либо служебных удостоверений
дает проверяемому лицу законные основания
к недопущению сотрудников |
Налогоплательщик не представил документы для проверки |
Требование о представлении документов, которое вручается проверяемому лицу |
Документы нужно представить в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования |
Если проверяемое лицо не может предоставить документы в 10-дневный срок, то в течении дня, следующего за днем получения требования о предоставлении документов, письменно уведомляет налоговые органы о невозможности представления документов с указанием причин и сроков, в течении которых он сможет предоставить документы. Налоговые органы в течении двух дней после получения такого уведомления вправе либо продлить сроки представления документов, либо отказать в продлении, о чем выносится отдельное решение. Отказ налогоплательщика в предоставлении документов влечет ответственность по статье 126 НК РФ. |
Налогоплательщик
воспрепятствовал доступу должностных
лиц налоговых органов, проводящих
налоговую проверку, на используемую
для предпринимательской деятел Доступ в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения не допускается. (ст. 91 НК) |
Руководителем проверяющей группы (бригады) составляется Акт об отказе допустить проверяющих, подписываемый им и налогоплательщиком. При отказе налогоплательщика подписать указанный акт в нем делается соответствующая запись. (ст. 91 НК) |
На основании составленного Акта налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате путем оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии. (ст. 91 НК)
| |
Должностные лица, осуществляющие проверку считают, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены. Принимается решение произвести выемку этих документов. |
Постановление должностного лица налогового органа о выемки документов (подписывается руководителем налогового органа или его замом). С ним знакомят налогоплательщика до начала выемки. (ст. 94 НК) О производстве
выемки составляется Протокол (акт),
где, в частности, указывают
все изъятые документы. |
Выемка не может производиться в ночное время. При выемке присутствуют понятые (не менее 2 чел.) и лица, у которых изымаются документы. |
Изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов. При изъятии оригиналов документов лицу, у которого они изъяты, должны быть изготовлены и переданы в течение 5-ти дней после изъятия их копии, заверенные должностным лицом налогового органа. (п. 8 ст. 94 НК) |
Идет проверка |
Для продления срока проверки сверх отведенных на это 2-х месяцев - Решение вышестоящего налогового органа |
Налоговая проверка не может продолжаться более 2-х месяцев, или в исключительных случаях по решению вышестоящего налогового органа этот срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях до 6 месяцев (при наличии у организации филиалов (представительств) срок проверки увеличивается на 1 месяц на проведение проверки каждого филиала (представительства)) |
|
Проверяющие решают провести инвентаризацию имущества налогоплательщика (пп.6 п.1 ст. 31 НК) |
Документ: Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке. В ходе
проверки составляются По результатам проверки составляется Ведомость результатов, выявленных инвентаризацией. |
||
Окончание налоговой проверки (ст. 89 НК) |
В последний день проведения проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной выездной налоговой проверке (в ней фиксируется предмет проверки и сроки ее проведения) и вручить ее налогоплательщику или его представителю (ст. 89 НК) |
Дата составления справки является датой окончания проверки. (ст. 89 НК) |
Ни требование
предоставить копию Справки |
Оформление результатов выездной налоговой проверки (ст. 100 НК) |
Акт выездной налоговой проверки. (налогоплательщик ставит на Акте свою подпись о получении копии; при уклонении от получения Акт отправляется почтой и считается полученным на 6-й день) (ст. 100 НК) |
Акт выездной налоговой
проверки составляется не позднее 2-х
месяцев после составления |
Подписание Акта налогоплательщиком свидетельствует лишь о получении им копии, но не о согласии с изложенными в нем выводами. В случае несогласия с фактами, отраженными в акте, налогоплательщик может в течении 15 дней после получения акта налоговой проверки предоставить письменные возражения и представить подтверждающие его правоту документы. |
У налогоплательщика имеются возражения по Акту проверки (ст. 100 НК) |
Налогоплательщик составляет Письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом
налогоплательщик вправе |
Возражения по Акту должны быть представлены в налоговый орган в течении 15 дней со дня получения Акта проверки. |
|
Налоговый орган
рассматривает материалы В случае представления налогоплательщиком письменных возражений по акту, материалы рассматриваются в его присутствии. (ст. 100, 101 НК) |
О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. |
Руководитель налогового органа, проводившего налоговую проверку рассматривает возражения налогоплательщика и принимает по ним решение в течении 10 дней. Указанный срок может быть продлен, но не более, чем на один месяц |
|
Налоговый орган
принимает решение о |
Решение о привлечении налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. (ст. 101 НК) |
Решение о привлечении
налогоплательщика к |
|
Налоговый орган предлагает налогоплательщику добровольно уплатить штраф. Т.е. соблюдает досудебный порядок урегулирования спора. В случае отказа, либо пропуска срока для уплаты, указанного в требовании – налоговый орган обращается в суд(ст. 104 НК) |
Требование об уплате санкций (ст. 104 НК) |
Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее 6-ти месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции) (ст. 115 НК) |
Несоблюдение налоговым органом досудебного порядка урегулирования спора является основанием для возвращения его искового заявления. Истечение срока давности является основанием для судебного отказа налоговому органу в удовлетворении заявленного иска. |
Таблица 1 – Порядок проведения и оформления результатов выездных налоговых проверок
1.3 Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщика
В целях ведения открытого диалога с налогоплательщиками, направленного в первую очередь на предупреждение налогового нарушения, а не применение к ним фискальных мер Федеральная налоговая служба РФ предлагает налогоплательщикам систематически проводить самостоятельную оценку рисков по результатам ведения своей финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с «Общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок», подготовленными на основании Концепции системы планирования выездных налоговых проверок, утвержденными приказом Федеральной налоговой службы от 30.05.2007 № ММ-3-06/333.
На текущий момент общедоступными критериями самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемыми налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок являются:
1) налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности);
2) отражение в бухгалтерской
или налоговой отчетности
3) отражение в налоговой
отчетности значительных сумм
налоговых вычетов за
4) опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
5) выплата среднемесячной
заработной платы на одного
работника ниже среднего
6) неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом Российской Федерации величин показателей, предоставляющих право применять налогоплательщикам специальные налоговые режимы;
7) отражение индивидуальным
предпринимателем суммы расхода
8) построение финансово-
9) непредставление
10) неоднократное снятие
с учета и постановка на
учет в налоговых органах налог
11) значительное отклонение
уровня рентабельности по
12) ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Приказом ФНС России от 14.10.2008 № ММ-3-2/467@ «О внесении изменений в приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» добавлен 12 общедоступный критерий самостоятельной оценки рисков «Ведение финансово - хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском».
У налогоплательщиков, обнаруживших при самостоятельной оценке высокий уровень рисков согласно 12 критерию, имеется возможность их снизить или полностью исключить. Для этого налогоплательщики должны, во-первых, исключить сомнительные операции при расчете налоговых обязательств за соответствующий период, во-вторых, уведомить налоговые органы о мерах, предпринятых ими для снижения данных рисков. Согласно указанной Концепции уведомление о мерах, предпринятых налогоплательщиками для снижения рисков, производится путем подачи в налоговый орган по месту нахождения организации (или по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика) уточненных налоговых деклараций по налогам за те периоды, в которых осуществлялась деятельность с высоким налоговым риском.
Подача налогоплательщиком уточненной налоговой декларации рассматривается налоговыми органами как инструмент снижения или исключения налоговых рисков. То есть такая декларация будет свидетельствовать о том, что налогоплательщик, возможно, усмотрел в своих действиях признаки возникновения необоснованной налоговой выгоды или какие-то недоработки при документальном оформлении финансовых операций. Присутствие этих признаков не носит системного характера и не связано с умыслом получить необоснованную налоговую выгоду. Налогоплательщик может откорректировать сомнительные суммы и провести уточненный расчет налоговых обязательств за соответствующий период.
Одновременно с уточненной
налоговой декларацией, представленной
в связи выявлением фактов ведения
финансово-хозяйственной