Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 08:53, реферат
Значение терминов «налог» и «сбор» приводятся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации . В соответствии с данным законодательным актом определения налога и сбора звучат следующим образом. Налог — обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Значение терминов «налог» и «сбор» приводятся в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации . В соответствии с данным законодательным актом определения налога и сбора звучат следующим образом. Налог — обязательный, индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Рассмотрев более подробно вышеприведенные определения, можно выделить некоторые характерные черты, присущие налогу и сбору. Налог, как платеж, отличают следующие свойства:
• обязательность (принудительное и неизбежное взимание налогов);
• индивидуальность;
• безвозмездность;
• отчуждение денежных средств, принадлежащих физическим или юридическим лицам;
• ориентация на финансирование государственной системы.
Сбор, как и налог, является обязательством физических или юридических лиц. Но, в отличие от налога, сбор выступает условием совершения в отношении его плательщика каких-либо значимых юридических действий. Существуют следующие сборы: таможенные сборы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лицензионные сборы на федеральном, региональном и местном уровне.
Между налогом и сбором существует большая разница. Можно выделить следующие отличия налога от сбора:
1. Взимание налога не требует согласия плательщика в то время, как при уплате сбора согласие плательщика обязательно.
2. Налог представляет собой безвозмездный платеж, в то время как сбор предполагает личностно-обменные отношения с государством.
3. Налог является платежом в денежной форме, а сбор может быть внесен разными способами.
4. Расчет суммы налога происходит путем исчисления процентного соотношения к какой-либо базовой единице, в то время как сбор предполагает фиксированную сумму платежа.
5. Налоговые платежи имеют заданную периодичность, в то время как сборы выступают разовыми взносами.
6. Целью налогообложения является финансирование расходов государства, в то время как цель сбора заключается в компенсации издержек государства, возникающих в связи с предоставлением плательщику каких-либо услуг.
7. При налогообложении учитывается фактическая способность плательщика уплатить конкретный налог, в то время как сумма сбора является фиксированной вне зависимости от материального положения физического или юридического лица.
Сущность налогов проявляется в исполняемых ими функциях. Можно выделить условно четыре функции налогов: фискальную, регулирующую, контрольную и социальную.
Фискальная функция обусловлена содержанием налогов. Практическая реализация фискальной функции формирует финансовые ресурсы, необходимые для обеспечения государственной системы. Таким образом, с помощью фискальной функции создается материальная база для функционирования государства. Целью фискальной функции выступает формирование дохода каждого уровня бюджета. Применение фискальной функции имеет некоторые ограничения. Когда налоговых платежей недостаточно, а сокращение расходов невозможно, государству приходится искать другие формы доходов. Прежде всего, к таким формам относятся внутренние и внешние государственные, региональные, местные займы. При обращении к займам формируется государственный долг, обслуживание которого, в свою очередь, требует дополнительных расходов, что влечет за собой повышение налогов в будущем, например, увеличение налоговых ставок, введение новых налогов. Такой поворот событий может вызвать недовольство со стороны плательщиков, которое выражается в производственном спаде и т.д. Таким образом, государство столкнется с новыми финансовыми проблемами, решить которые возможно только с помощью новых займов. Такая ситуация опасна крахом финансовой системы. Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что доля платежей, поступающих в бюджет за счет практического применения фискальной функции, прямо пропорциональна уровню доходов плательщиков.
Регулирующей функции отводится особое место в системе антикризисного регулирования. Государство стремится воздействовать на социально-экономические процессы. С помощью регулирующей функции происходит перераспределение денежных средств между различными отраслями и сферами деятельности. Также с помощью данной функции государство регулирует доходы населения, что реализуется путем введения налоговых льгот и оптимизации налоговой системы. Налоговые льготы уменьшаются обязательства конкретных плательщиков. Система налоговых платежей и сборов регулирует финансово-хозяйственную деятельность предприятий. Такие отчисления предназначены для восстановления ресурсов, израсходованных юридическим или физическим лицом, но принадлежащих государству. Обычно подобные платежи и взносы отличаются четкой отраслевой спецификой. Например, налог за пользование недрами, водный налог, земельный налог и т.д.
Контрольная функция позволяет оценить, нуждается ли налоговая система в изменениях. С помощью контрольной функции анализируется эффективность налоговых каналов, а также проверяется соблюдение стоимостной пропорции при распределении доходов различных экономических субъектов. Благодаря контрольной функции государство может сопоставить количественное выражение поступающих налоговых платежей существующим финансовым потребностям.
Социальная функция связана с фискальной и регулирующей функцией. Социальная функция находит свое отражение в установлении разных условий взимания налогов с физических лиц в соответствии с их социальным обеспечением и материальным положением. Таким образом, обеспеченные слои населения платят налоги в большем размере. Механизм выполнения социальной функции можно рассмотреть на примере налога на доходы физических лиц. Законодательством установлены виды доходов, не подлежащие налогообложению, а также виды доходов, облагаемые налогом по повышенной ставке. Также в Налоговом кодексе РФ прописан перечень стандартных и профессиональных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу и доступных лишь определенным категориям населения. Социальное значение данной функции особенно ценно в период кризисов, когда многие слои населения нуждаются в защите государства. К сожалению, в российской налоговой системе социальная функция реализуется не полностью, что обусловлено несовершенством налогового законодательства.
Налог является одним из важнейших и постоянных источников пополнения бюджета. Для осуществления своих функций государство обладает правом собственности на часть ВВП. Изъятие государством в пользу общества определенной части ВВП в виде обязательного взноса составляет сущность налога. Проявляется она в отношениях между государством и налогоплательщиками.
Основные участники налоговых отношений:
1) налогоплательщики
2) налоговый орган
3) налоговый агент
4) таможенные органы
Налог - это сложная система отношений, включающая ряд взаимодействующих составляющих, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Эти составляющие называются элементами налога.
Согласно ст. 17 НК РФ к элементам налогообложения относятся:
-объект налогообложения (доход или имущество, с которого начисляется налог);
-налоговая база (относительная или иная характеристика объекта налогообложения);
-налоговый период (это тот период времени, по истечении которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая к уплате в бюджет. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по истечению которых предоставляются расчеты авансовых платежей и уплачиваются авансы);
-налоговая ставка;
-порядок исчисления налога;
-порядок и сроки уплаты налога.
Субъект платежа – лица, на которые НК РФ возложил обязанность по уплате налога. Налог может быть уплачен непосредственно самим налогоплательщиком по декларации или удержан налоговым агентом по источнику выплаты дохода.
Носитель налога - это лицо, которое в конечном итоге уплачивает налог.
Налоговый агент – исчисляет, удерживает и перечисляет этот налог в бюджет.
Сборщики налогов и сборов – уполномоченные органы и должностные лица, принимающие от налогоплательщиков средства в уплату налогов и сборов и перечисляющие их в бюджет.
Представители налогоплательщика (законный и уполномоченный).
Система налогов и сборов отличается от налоговой системы — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.
Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке на территории страны. При формировании налоговой системы учитывают следующие принципы:
1. Виды налогов, порядок их расчетов, сроки уплаты и ответственность за уклонение от налогов имеют силу закона.
2. Сочетание стабильности и гибкости налоговой системы должны обеспечить соблюдение экономических интересов участников общественного производства. Правила применения налогов должны быть стабильны: ставки, виды, элементы налоговой системы должны меняться при изменении экономических условий редко, т.к. это позволяет планировать деятельность.
3. Обязателен механизм
защиты от двойного
4. Налоги должны быть разделены по уровням изъятия.
5. Ставки налогообложения должны быть едиными для всех предприятий. Равные доходы при равных условиях их получения должны облагаться одинаковыми по величине налогами. С равных доходов при разных условиях их получения должны взиматься разные налоги.
6. Единая налоговая ставка должна дополняться системой налоговых льгот, носящей целевой и адресный характер, связанный с социальной сферой, стимулированием НТП и защитой окружающей среды. Как правило, обязательна активная поддержка предпринимательства.
7. Система налогообложения
должна быть комплексной при
умелом сочетании разных
8. Обязательны простота, равномерность, точность, удобство по форме, экономность сбора, избежание чрезмерной тяжести.
Немецкий экономист А. Вагнер (конец ХIХ в.) считал, что "налогообложение в обществе базируется на следующих принципах: финансово-технических, включающих принципы достаточности и подвижности, народнохозяйственных, представляющих собой надлежащего источника и выбор отдельных налогов с принятием во внимание влияние обложения отдельных видов его на плательщиков, справедливости, в которую входят всеобщность и равно напряженность, податного правления, предусматривающего определенность, удобство и дешевизну взимания".
Профессор М. Такер выделяет следующие современные принципы налогообложения:
1. уровень налоговой ставки
должен устанавливаться с
2. необходимо прилагать
все усилия, чтобы налогообложение
доходов носило однократный
3. обязательность уплаты налогов;
4. система и процедура
выплаты налогов должны быть
простыми, понятными и удобными
для налогоплательщиков и
5. налоговая система должна
быть гибкой и легко
6.налоговая система должна
обеспечивать
Статья 3 Часть первая Налогового Кодекса РФ определила основные начала законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2. Налоги и сборы не
могут иметь дискриминационный
характер и различно
Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
3. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
4. Не допускается устанавливать
налоги и сборы, нарушающие единое
экономическое пространство
Информация о работе Общие положения организации платежей в бюджет